Статья «Применение проектной технологии как средства формирования регулятивных УУД младших школьников»

0
0
Материал опубликован 6 January

Статья

«Применение проектной технологии как средства формирования регулятивных УУД младших школьников».

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

Цель современного образования - развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности.

Фундамент образования школьника закладывается на начальном уровне образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения в школе.

Одна из приоритетных задач начального образования - «научить учиться», то есть развить у обучающихся ряд способностей:

самостоятельно ставить учебную проблему,

формулировать алгоритм ее решения,

контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Поэтому хотелось бы остановиться на формировании регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, так как, на мой взгляд, этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы умений, составляющих основу умения учиться.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.



Регулятивные УУД - это универсальные учебные действия, которые помогают обучающимся в саморегуляции учебной деятельности и обеспечивают организацию учебного процесса.

Регулятивные УУД

Это действия, благодаря которым ученик может организовывать и корректировать формирование новых знаний и навыков. К таким действиям относят:

самоорганизацию — когда ученик может самостоятельно составлять алгоритм или план действий, выбирать способ решения задачи;

самоконтроль — когда он может контролировать и адекватно оценивать ситуацию и возникшие трудности, а также предлагать способы их разрешения;

самооценку и рефлексию — умение оценить себя, усвоенный материал и объем того, что еще предстоит изучить;

эмоциональный интеллект — способность ставить себя на место другого человека, понимать его мотивы, намерения и эмоции, а также управлять собственными эмоциями;

принятие себя и других — когда ученик уважительно относится к другим людям и их мнениям, не осуждая, а принимая чужие взгляды и позицию.

В образовательном процессе важно учитывать следующие особенности формирования РУУД:

- становление и развитие РУУД происходит в процессе учебной деятельности обучающегося как субъекта; для этого ученик должен быть включен в процесс решения учебных задач, направленный на овладение общими способами действий и соответствующими научными понятиями;

- учебные действия формируются в совместной и коллективно - распределенной деятельности обучающихся и учителя, а затем происходит интериоризация данных действий;

- в процессе формирования РУУД особое значение имеет тип мышления обучающихся, действия целеполагания и планирования более успешно развиваются на основе теоретического мышления и рефлексии;

- процесс формирования регулятивных учебных действий носит интегративный характер, они взаимосвязаны и взаимообусловлены;

- среди РУУД особое место занимают действия контроля и оценки, так как контроль характеризует всю учебную деятельность как управляемый ребенком произвольный процесс; действия контроля и оценки, обусловливая друг друга, создают предпосылки для выполнения действий целеполагания, планирования и коррекции.

- стимулирование познавательного интереса и мотивации к овладению регулятивными учебными действиями, обусловливающих использование методов, активизирующих самостоятельную познавательную учебную деятельность обучающихся.

Всем этим особенностям соответствует проектная технология.

Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители. Привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, особенно если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно нужна родительская помощь при освоении таких проектов, как телекоммуникационные, поскольку требуют координации деятельности участников взаимодействия в сети интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Условия формирования и развития регулятивных действий:

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. С обучающимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Использование цветных и графических форм представления оценок (обозначается кругами разных цветов.)

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

7.Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

- организация взаимной проверки заданий,

- учебный конфликт,

- обсуждение участникам способов своего действия.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить себя сами, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками образовательных отношений, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

Используемая литература:

Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.Е. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.

Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. -М.: Книжный дом Университет, 1999

Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А. Володарский и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2010

Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников [Текст]: современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. - 2011. - №1.

Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. В.В. Улитко. — Тирасполь: Гиро, 2014.

Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск, 1993

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации