Статья «Применение проектной технологии как средства формирования регулятивных УУД младших школьников»
Статья
«Применение проектной технологии как средства формирования регулятивных УУД младших школьников».
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.
Цель современного образования - развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности.
Фундамент образования школьника закладывается на начальном уровне образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения в школе.
Одна из приоритетных задач начального образования - «научить учиться», то есть развить у обучающихся ряд способностей:
самостоятельно ставить учебную проблему,
формулировать алгоритм ее решения,
контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Поэтому хотелось бы остановиться на формировании регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, так как, на мой взгляд, этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы умений, составляющих основу умения учиться.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Регулятивные УУД - это универсальные учебные действия, которые помогают обучающимся в саморегуляции учебной деятельности и обеспечивают организацию учебного процесса.
Регулятивные УУД
Это действия, благодаря которым ученик может организовывать и корректировать формирование новых знаний и навыков. К таким действиям относят:
самоорганизацию — когда ученик может самостоятельно составлять алгоритм или план действий, выбирать способ решения задачи;
самоконтроль — когда он может контролировать и адекватно оценивать ситуацию и возникшие трудности, а также предлагать способы их разрешения;
самооценку и рефлексию — умение оценить себя, усвоенный материал и объем того, что еще предстоит изучить;
эмоциональный интеллект — способность ставить себя на место другого человека, понимать его мотивы, намерения и эмоции, а также управлять собственными эмоциями;
принятие себя и других — когда ученик уважительно относится к другим людям и их мнениям, не осуждая, а принимая чужие взгляды и позицию.
В образовательном процессе важно учитывать следующие особенности формирования РУУД:
- становление и развитие РУУД происходит в процессе учебной деятельности обучающегося как субъекта; для этого ученик должен быть включен в процесс решения учебных задач, направленный на овладение общими способами действий и соответствующими научными понятиями;
- учебные действия формируются в совместной и коллективно - распределенной деятельности обучающихся и учителя, а затем происходит интериоризация данных действий;
- в процессе формирования РУУД особое значение имеет тип мышления обучающихся, действия целеполагания и планирования более успешно развиваются на основе теоретического мышления и рефлексии;
- процесс формирования регулятивных учебных действий носит интегративный характер, они взаимосвязаны и взаимообусловлены;
- среди РУУД особое место занимают действия контроля и оценки, так как контроль характеризует всю учебную деятельность как управляемый ребенком произвольный процесс; действия контроля и оценки, обусловливая друг друга, создают предпосылки для выполнения действий целеполагания, планирования и коррекции.
- стимулирование познавательного интереса и мотивации к овладению регулятивными учебными действиями, обусловливающих использование методов, активизирующих самостоятельную познавательную учебную деятельность обучающихся.
Всем этим особенностям соответствует проектная технология.
Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители. Привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, особенно если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно нужна родительская помощь при освоении таких проектов, как телекоммуникационные, поскольку требуют координации деятельности участников взаимодействия в сети интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. С обучающимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок (обозначается кругами разных цветов.)
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
7.Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
- организация взаимной проверки заданий,
- учебный конфликт,
- обсуждение участникам способов своего действия.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить себя сами, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками образовательных отношений, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Используемая литература:
Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.Е. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.
Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. -М.: Книжный дом Университет, 1999
Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А. Володарский и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2010
Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников [Текст]: современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. - 2011. - №1.
Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. В.В. Улитко. — Тирасполь: Гиро, 2014.
Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск, 1993
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.