Статья про патриотизм, развитие чувства патриотизма и гордости за свою страну
презентация к выступлениюPPTX / 8.37 Мб
/data/files/m1736450806.pptx (презентация к выступлению)ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА
Слайд 1. Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие деревья во дворе. За что мы любим ее? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру.
Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в естественной патриотической среде его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом.
А если этого нет? Если среда перестала быть естественно-патриотической? За последние десятилетия произошла утрата чувства патриотизма. Для нового поколения и поколения теперь уже родителей это понятие стало чуждым. Их привычный сленг активно вытесняет русские слова. Весь интернет — любимое место нахождения — пронизан точно не русской культурой. Многие ведут разговоры о том, что надо окончить школу, институт и уезжать за лучшей жизнью за границу, там они смогут стать богатыми и найдут достойные условия. Здесь — все плохо, люди и технологии отстали. Их ничто не держит на родине.
Тогда воспитывать патриотов необходимо! Научить детей не презирать, а любить Родину в период испытаний, «переживать» все тяготы вместе со страной, а не бежать туда, где «слаще кусок», верить в нее. Воспитать чувство патриотизма — это дать ребенку прививку на всю жизнь: стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности, оптимизм.
Для себя я вижу патриотизм так: нам всем доводилось видеть детей-сирот. Их отпускают во взрослую жизнь, и летят они, словно сорванные листья, гонимые ветром. Никому не нужные и некуда приклонить голову. Нет семьи, родного очага.
Таким сиротой ощущает себя всякий человек, которому с детства не привили любовь к своей Родине и чувство патриотизма. Человек без корней так и остается до конца дней сорванным листом, уносимым ветром. Чтобы этого не случилось с нашими детьми, мы, взрослые, должны воспитать их патриотами своей страны.
Слайд 2. Понятие патриотизма многогранно. Мы понимаем под ним любовь к родным местам, чувство гордости за свой народ, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы быть патриотом, достаточно укреплять свое физическое и нравственное здоровье, быть культурным, образованным, иметь крепкую семью, почитать своих предков и достойно воспитывать своих потомков. Каким образом привить ребенку патриотические чувства? Наверное, не открою ничего нового, ответ прост: через любовь к Родине, которую нужно воспитывать.
В своей работе, как классного руководителя и просто учителя, я придерживаюсь самых простых правил. Хочу с вами сегодня ими поделиться.
Слайд 3. Быть патриотом самому. Ребенок имеет наглядно-действенное мышление, только если мы сами любим Родину, то он тоже будет ее любить. И такие простые вещи, как возлагать цветы, петь гимн, очень важны для наших учеников.
Рассказывать о своей стране только хорошее. Дети подражательны и впитывают услышанные слова, как губка. Поэтому все беседы и классные часы я стараюсь проводить, рассказывая только хорошее. Только в более старшем возрасте можно строить диалог, сравнивая что получилось и хорошо ли было. Всегда при этом упоминаю, что страна – это не люди, которым свойственно совершать ошибки.
Слайд 4. Знакомить с памятными и историческими достопримечательностями своего города и своей страны. Любить Отечество нужно учить не только на словах, а еще наглядно и деятельно. В своей работе я часто путешествую. По городу, по области, по стране. Лучше это делать в настоящем времени, но можно и виртуально.
Слайд 5. Совместно просматривать фильмы, читать книги о героях Отечества с обсуждением увиденного или услышанного может помочь воспитать в ребенке патриота с гордостью за свой народ и чувством долга перед Родиной. Последнее время взяла себе за правило просто читать. И знаете, дети слушают. Слушают, потому что теперь для них это новый вид рабты.Эффективным средством патриотического воспитания стал и отечественный кинематограф. Такие фильмы, как «Движение вверх», «Подольские курсанты», «Девятаев», «Чемпион мира» заставляют гордиться историей своей страны, вдохновляют. Когда ребенок знакомится с героическими поступками людей, он ассоциирует себя с ними, у него возникает стремление быть такими же, как они, быть способным совершать только лучшие поступки.
Слайд 6. Прививать любовь к родной природе, животным, заниматься благоустройством города. Общение с природой помогает формировать в человеке отзывчивость и чуткость. Иногда полезно просто гулять, играть на свежем воздухе и болтать обо всем на свете. Мы с ребятами всегда участвуем в природоохранных акциях, ходим в приют «Право на жизнь».
Слайд 7. Поощрять занятия спортом и здоровым образом жизни, чтобы ребенок мог не только постоять за себя, но и, если придется, защитить других. Я всегда за спортивные мероприятия, любого уровня. Я за то, чтобы мои ребята участвовали в спортивных мероприятиях разного уровня, вместе – одни в качестве участников, другие в качестве болельщиков. Детям такие мероприятия доставят удовольствие, они будут поддерживать команду, «болеть», сливаясь в единый коллектив с игроками и болельщиками.
Слайд 8. Проводить семейные мероприятия в любом возрасте, любой тематики. Главное, вместе. Всегда призываю родителей посещать такие мероприятия. У нас в классе даже было свое спортивное мероприятие «Лыжня Б», которое проводилось традиционно. Вместе с родителями ездим в театр, как наример, в весенние каникулы («Мама»)
Слайд 9. Обсуждать случаи из современной жизни, где проявляется героизм и патриотизм русских людей, соотечественников. Объяснять реальное положение вещей. Когда обесценивается история, герои, ребенку становится стыдно принадлежать своей стране. Наша задача — не допустить этого развала. Мы обсуждаем все: олимпиаду, военные действия, современные открытия. Важно уметь слушать, чтобы знать.
Слайд 10. Вовлекать детей для участия в военно-патриотических кружках, играх, поисковых и волонтерских отрядах. Я, наверное, не совру, сказав что мои ученики много лет участвовали и участвуют во многих городских мероприятиях «Смотр строя и песни», игра «Победа», игра «Риск», конкурс театральных композиций «На безымянной высоте». Стараюсь готовить ребят сама, марширую, проверяю теоретические знания. Много уже чего умею. Как то так сложилось, что мои ребята редко записываются в такие кружки, отряды, но я связываю это с тем, что очень много времени мы занимаемся этим в классе школе.
Слайд 11. Рассказывать о тяжелых временах и испытаниях, периодах жизни, которые с достоинством пережили наши предки. Вот в реализации этого правила я использую элементы театральной педагогики. Театральная педагогика не предполагает обязательное разыгрывание сценок, хотя мне это тоже нравится и я часто это использую. Это взгляд на процесс образования как на драматическое действо, которое увлекает участников на эмоциональном уровне.
Слайд 12. Принципы театральной педагогики таковы:
- Принцип событийности означает, что во время занятий должно происходить что-то такое, что для участников действия меняет мир. До того, как для тебя произошло событие, ты был немного другим, думал и действовал по-другому.
- Принцип проживания определяет, что событие может быть только результатом личного переживания, открытия.
- Принцип личного творческого действия. При соблюдении этого принципа все компетенции становятся результатом личностно-значимых открытий.
Слайд 13. Театральная педагогика — это про осмысленность. Она нацелена на то, чтобы ученики не просто «думали головой», но проживали материал через собственное действие здесь и сейчас. Поживали и делали правильные выводы, с нашей помощью. Элементы, используемые в работе, могу быть совсем незначительными для нас: говорим про Курскую битву – делаем оригами немецких танка и метаем в них гранаты, про Жукова – устраиваем кавалерийские скачки, про 1 мая – выходим на демонстрацию. Иногда получается создавать большие постановки, в которых принимают участие даже разновозрастные группы ребят. Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который отражает часть моей работы, вглядитесь в лица ребят, посмотрите на их эмоции. Я точно уверена, что каждый из них унесет в памяти частичку этого события, своего героя и спустя годы станет настоящим, достойным гражданином своей страны, своей России.
Видео.
Слайд 14. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами сидит наше будущее, будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того какими станут дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. Мне нужно вести детей в будущее. Дорога эта нелегкая, тернистая, но благороднее, чем обывательское существование, как бы пафосно это не звучало. Сегодня, сейчас их нужно научить, направить, помочь, посоветовать. В этом я вижу работу свою работу и я стараюсь выполнять эту работу качественно.