Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»

3
0
Материал опубликован 12 January 2022 в группе

Статья на тему: «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»

Дети – это жизнь. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. Википедия дает такое определение: Одарённый ребёнок, или вундерки́нд (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя), — ребёнок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Работа с одаренными детьми очень актуальна. Так как одаренные дети проявляют свои способности как раз в раннем возрасте. А мы, учителя, работаем с этими детьми как раз в том возрасте, когда их способности раскрываются. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. 

Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей группируются в такие направления, как:

изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним;

изменения в организации учебной, познавательной деятельности; ‒ развитие личностных особенностей;

преодоление личностных проблем одаренных детей.

Исследователи рассматривали различные теоретические и практические аспекты психологического сопровождения одаренных детей.


Чтобы начать работу с детьми нужно знать этапы работы с такими детьми. Для этого я обратилась к информационным источникам.

1 этап – это подготовительно-проектировочный (выявление проблем работы с одаренными обучающимися, формулировка и обоснование актуальных направлений деятельности

изучение нормативной базы по проблемам одаренности, методической литературы, опыта коллег.

проведение стартовой диагностики уровня познавательного интереса, уровня достижений обучающихся (воспитанников) по образовательным областям; осуществление психологической диагностики;

сбор информации об одаренных детях (опрос, анкетирование педагогов, родителей; изучение медицинских карт и т.д.);

определение индивидуального перечня затруднений в работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися;

создание плана работы; выработка стратегии деятельности по реализации плана работы с одаренными детьми; создание ИОМ (индивидуального образовательного маршрута);

создание и совершенствование рабочих программ, дифференцирование требований к содержанию учебных материалов и др.; – создание банка данных обучающихся, имеющих способности

2 этап – практический, реализационный. Реализация основных мероприятий плана работы с одаренными детьми в образовательном процессе – реализация программ элективных курсов, индивидуально-групповых занятий, спецкурсов;

обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся и их родителей; педагогов, оказывающих помощь в самоопределении одаренным и высокомотивированным обучающимся;

совершенствование методов и форм работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися в разных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

организация сетевого взаимодействия педагогов и других специалистов по вопросам работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися.

3 этап – это обобщающий. Соотнесение полученных результатов с целью и задачами плана работы с одаренными детьми, разработка рекомендаций, обобщение и трансляция опыта – заключительная диагностика уровня познавательного интереса, учебных достижений обучающихся по образовательным областям, психологическая диагностика обучающихся;

анализ результатов реализации рабочих программ, ИОМ, других планов работы;

определение перспектив дальнейших направлений деятельности в работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися;

разработка рекомендаций для дальнейшей работы с одаренными детьми;

обобщение полученных результатов, транслирование полученного опыта.

После выявления одаренности и типа одаренности можно начинать работу. Помощь учителя, психолога, воспитателя одаренному ребенку всегда необходима, так как родители могут не увидеть одаренность, а иногда просто не знают, как развивать одаренную творческую личность.

Просветительская работа психолога по вопросу одаренности необходима. Оно включает в себя работу и с родителями, и с педагогическим коллективом. Работа с педагогами может быть выстроена в рамках круглых столов, где учителя могут систематизировать и углубить свои знания по теме «Одаренные дети», а также повысить уровень профессиональной компетентности в целом. Наиболее эффективно проходит работа с ис- пользованием таких методов, как: мозговой штурм, работа в микро- группах, мини-лекции, ИКТ.

Требования к педагогу, работающему с одаренными детьми очень высоки. Можно обсудить некоторые темы с коллегами: «Какого ребенка можно назвать одаренным, какие качества можно считать показателями одаренности?»; «Сколько одаренных (%) среди современных школьников?»; «Как сохранить потенциал одаренности?»; ‒«Нужно ли создавать особые условия для этих детей, подбирать особые программы, формы и методы обучения?».




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации