Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»
Статья на тему: «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»
Дети – это жизнь. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. Википедия дает такое определение: Одарённый ребёнок, или вундерки́нд (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя), — ребёнок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.
Работа с одаренными детьми очень актуальна. Так как одаренные дети проявляют свои способности как раз в раннем возрасте. А мы, учителя, работаем с этими детьми как раз в том возрасте, когда их способности раскрываются. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее.
Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей группируются в такие направления, как:
‒ изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним;
‒ изменения в организации учебной, познавательной деятельности; ‒ развитие личностных особенностей;
‒ преодоление личностных проблем одаренных детей.
Исследователи рассматривали различные теоретические и практические аспекты психологического сопровождения одаренных детей.
Чтобы начать работу с детьми нужно знать этапы работы с такими детьми. Для этого я обратилась к информационным источникам.
1 этап – это подготовительно-проектировочный (выявление проблем работы с одаренными обучающимися, формулировка и обоснование актуальных направлений деятельности
– изучение нормативной базы по проблемам одаренности, методической литературы, опыта коллег.
– проведение стартовой диагностики уровня познавательного интереса, уровня достижений обучающихся (воспитанников) по образовательным областям; осуществление психологической диагностики;
– сбор информации об одаренных детях (опрос, анкетирование педагогов, родителей; изучение медицинских карт и т.д.);
– определение индивидуального перечня затруднений в работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися;
– создание плана работы; выработка стратегии деятельности по реализации плана работы с одаренными детьми; создание ИОМ (индивидуального образовательного маршрута);
– создание и совершенствование рабочих программ, дифференцирование требований к содержанию учебных материалов и др.; – создание банка данных обучающихся, имеющих способности
2 этап – практический, реализационный. Реализация основных мероприятий плана работы с одаренными детьми в образовательном процессе – реализация программ элективных курсов, индивидуально-групповых занятий, спецкурсов;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся и их родителей; педагогов, оказывающих помощь в самоопределении одаренным и высокомотивированным обучающимся;
– совершенствование методов и форм работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися в разных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
– организация сетевого взаимодействия педагогов и других специалистов по вопросам работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися.
3 этап – это обобщающий. Соотнесение полученных результатов с целью и задачами плана работы с одаренными детьми, разработка рекомендаций, обобщение и трансляция опыта – заключительная диагностика уровня познавательного интереса, учебных достижений обучающихся по образовательным областям, психологическая диагностика обучающихся;
– анализ результатов реализации рабочих программ, ИОМ, других планов работы;
– определение перспектив дальнейших направлений деятельности в работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися;
– разработка рекомендаций для дальнейшей работы с одаренными детьми;
– обобщение полученных результатов, транслирование полученного опыта.
После выявления одаренности и типа одаренности можно начинать работу. Помощь учителя, психолога, воспитателя одаренному ребенку всегда необходима, так как родители могут не увидеть одаренность, а иногда просто не знают, как развивать одаренную творческую личность.
Просветительская работа психолога по вопросу одаренности необходима. Оно включает в себя работу и с родителями, и с педагогическим коллективом. Работа с педагогами может быть выстроена в рамках круглых столов, где учителя могут систематизировать и углубить свои знания по теме «Одаренные дети», а также повысить уровень профессиональной компетентности в целом. Наиболее эффективно проходит работа с ис- пользованием таких методов, как: мозговой штурм, работа в микро- группах, мини-лекции, ИКТ.
Требования к педагогу, работающему с одаренными детьми очень высоки. Можно обсудить некоторые темы с коллегами: «Какого ребенка можно назвать одаренным, какие качества можно считать показателями одаренности?»; «Сколько одаренных (%) среди современных школьников?»; «Как сохранить потенциал одаренности?»; ‒«Нужно ли создавать особые условия для этих детей, подбирать особые программы, формы и методы обучения?».