Статья «Робототехника в детском саду»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Золотой ключик»
Робототехника в детском саду.
Автор: Полякова Н.В.
Воспитатель МБДОУ
детский сад №9
«Золотой ключик»
Городской округ город Бор 2019 г.
Конструирование в детском саду всегда вызывает у детей большой интерес.
Конструируя, дети развивают воображение, логику, мышление, умение работать в коллективе. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, отметила большой интерес детей к конструированию из Лего. Фантазия детей и огромные возможности конструктора Лего увлекали их в строительстве разнообразных построек, будь то разные средства передвижения, разнообразные животные, космическая станция, лаборатория…Дети самостоятельно перемещали свои постройки, имитируя движения своей постройки, самостоятельно двигали её частями. Много раз дети задавали вопрос:- «А нельзя ли сделать так, чтобы постройка ожила, стала двигаться самостоятельно?» Мы с ребятами много разговаривали о том, как было бы здорово, если бы их конструкции самостоятельно двигались и издавали какие либо звуки. И тогда нам казалось, что это не возможно, что это только фантазии.
В прошлом году я прошла увлекательные курсы по STEM –образованию, где особое внимание обратила на образовательный модуль « Робототехника». И «Ура!», наш детский сад стал инновационной площадкой по внедрению STEM –образования.
В нашем учреждении появилось новое, современное оборудование для создания таких долгожданных «живых конструкций»! Я была удивлена и поражена наборами Lego WeDo. "LEGO DUPLO" , "Лего Первые механизмы", "LEGO EducationWeDo", «LEGO WeDo2.0». Мне хотелось скорее поделиться своими впечатлениями со своими ребятами, но мне казалось, что для них знакомство с наборами Lego WeDo будет сложным. Ещё меня беспокоило, то, как понятно и легко познакомить детей с датчиками, моторами и, конечно же, программированием.
Для эффективной организации занятий по конструированию и образовательной робототехнике в нашем детском саду мы постарались обустроить среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволяющую ему свободно действовать, побуждающую его к познанию окружающего мира. С целью обогащения развивающей среды в нашей группе был оборудован «Центр лего-конструирования и робототехники, и моя работа по обучению робототехнике детей старшего дошкольного возраста началась. Детям очень понравился яркий конструктор, да к тому же детали для них были знакомы. Что касается компьютера, то ребята очень серьёзно и с огромным интересом отнеслись к работе на нём. И вот начало нашего совместного с детьми путешествия в робототехнике было положено.
Вся работа по STEM –образованию ведется от имени героев мультфильма «Фиксики». Ведь именно они учат детей строить, чинить, познавать все новое и неизведанное. Каждый модуль имеет своих героев. Модуль робототехники сопровождают две подружки – Шпуля и Симка.
Освоение навыков робото – конструирования дошкольников происходит в четыре этапа:
На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
На втором этапе дети учатся собирать простые конструкции по образцу.
На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
Четвёртый этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.
Моя работа построена по принципу «от простого - к сложному». Занятия построены в форме интересных историй, путешествий знакомых героев Шпули и Симки по стране робототехники, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании и робототехники. Занятия длительностью 30 минут, проходят 1 раз в неделю, вечером, в совместной деятельности. Группа детей в количестве 6 человек познают мир роботов с огромным желанием.
Поскольку занятия робототехникой это малоподвижный вид деятельности, то мной подобранны разнообразные физкультминутки, по темам занятия и с музыкальным сопровождением (дети просто обожают выполнять движения под песню «Помогатор» из мультфильма «Фиксики»)
Во время загрузки компьютера, чтобы с пользой проходило время, использую гимнастику для глаз. Для ознакомления и закрепления знаний детей по робототехнике, мною был создан лэпбук «Путешествие Шпули и Симки в страну робототехники».
В конце года, с целью подведения итогов работы, мы планируем создать мультфильм «Шпуля и Симка в стране робототехники» на мультстудии «Я создаю мир», объединяя таким образом несколько модулей STEM-образования.
Ещё, что меня очень радует, что не успеваем мы проститься, как они тут же спрашивают: «А когда мы снова будем создавать роботов?»
«Робототехника в детском саду»- не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент, создающий высокую эффективность в воспитательном процессе, помогающий успешно решать проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач; способствовать развитию технического творчества.
Еще Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Это наиболее применимо именно к использованию робототехники. В заключении хочется сказать, что робототехника в будущем будет все больше проникать в повседневную жизнь обычного человека, уже понятно многим, если не всем.
«Давайте заниматься робототехникой и чем раньше, тем лучше!»