Учитель-дефектолог в детском саду
Учитель-дефектолог в детском саду - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.
В широком понимании учитель-дефектолог является специалистом, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле учитель- дефектолог – это коррекционный педагог.
Основные формы работы учителя-дефектолога: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Главная задача учителя-дефектолога
определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.
Цель коррекционно-развивающих занятий
конкретная помощь конкретному ребенку.
Функции учителя-дефектолога в детском саду
Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.
Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины.
Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой.
При проведении обследования основная роль отводится учителю-дефектологу, затем к обследованию подключаются: логопед, психолог, инструктор ЛФК, руководитель музыки, воспитатель.
Учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
Деятельность учителя-дефектолога также направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Конечно, не все дети нуждаются в услугах учителя-дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, учитель-дефектолог в детском саду просто необходим.
Основную часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистов совместно с родителями.