12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Инесса Вениаминовна381
Педагог дополнительного образования, руководитель мастерской студии лепки из глины "Фиаль" Центра детского творчества. Высшая квалификационная категория
Россия, Свердловская обл., Ирбит

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Муниципального образования город Ирбит

«Центр детского творчества»

Пролетарская ул., дом 61, г. Ирбит Свердловской области, 623856

тел. / факс (34355) 6-48-66 Е –mail: cdtsekret@mail.ru

Статья

для педагогов дополнительного образования и родителей.


Применение метода «сказкотерапия» и игровых технологий

в условиях деятельности студии лепки из глины «Фиаль».

Кузнецова И.В.,

педагог МАОУ ДО

«Центр детского творчества».


«Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть истоки и они забьют животворными ключами»

В.М. Сухомлинский

Сегодня педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать школьника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Образовательная политика нацеливает нас на создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми школьного периода, формирование основ базовой культуры личности. Кто-то ищет инновации в компьютеризации и использовании других технических средств, заменяющих живое общение. Я считаю, что новое это переработанный старый добрый многолетний опыт. А что может быть мудрее старой, доброй сказки.

При общении с детьми я обратила внимание, что дети проще усваивают материал, если я его преподношу в форме игры или сказки. Обучение детей младшего школьного возраста посредством сказки, является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Поэтому, постепенно я остановилась на новой педагогической технологии сказкотерапии.

Я поставила перед собой цель: развивать творческое воображение детей младшего школьного возраста на занятиях лепки из глины посредством сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

-применять в работе с детьми приёмы, используемые в сказкотерапии;

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать воображение, мышление;

-воспитывать чувство доброты;

-укреплять психическое здоровье детей

Сказкотерапия- эффективная педагогическая технология, использующая сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Хочется обратить внимание на то, что все занятия по сказкотерапии - это интерактивный вид деятельности, он помогает выявить те или иные таланты, а самое главное-ребёнок в этой деятельности получает психоэмоциональную разрядку.


Технология проведения занятия на основе метода сказкотерапия.

I. Анализ сказки.

II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации.

III. Рассказывание сказки.

IV. Сочинение сказки.

Схема, используемая при сочинении сказок:

Выбор главного героя

Создание места, в котором приятно находиться герою

Рассказ о желаниях героя (если это необходимо)

Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?)

Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)

Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него.

В путешествиях по сказочным сюжетам мышление у детей освобождается от стереотипов и шаблонов, даётся простор творчеству.

При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.

Краткое содержание некоторых занятий с применением метода сказкотерапии:

«Домовёнок Кузя»

Дети представляют, что у них в доме поселился домовенок, и стараются ответить на вопросы, которые задает им педагог: «Где он будет у вас жить? Как его будут звать? Во что вы с ним будете играть? Чему он вас будет учить? Чему он может научиться у вас? Какое настроение у него бывает чаще всего? Когда он злится? Его любимое блюдо? Любимая сказка?». После этого дети лепят домовенка. Во время лепки, детям предлагается придумать сказку про домовенка, рассказывать её по кругу.


«Поступки сказочных персонажей»

Детям предлагается поразмышлять о причинах поступков сказочных героев: Почему все звери хотели жить в одном теремке, а не подыскали себе другое жилье? Очень интересно, что к сказке «Теремок» дети придумали новый конец, где всем героям от лягушки до медведя слепили по домику.


«Золотая рыбка»

Дети представляют, что они - золотые рыбки. Пусть каждая рыбка расскажет о себе, слепит для себя подарок.

«В тридевятом царстве»

Дети совместно лепят сюжет из какой-нибудь сказки (какой- дети выбирают сами). Причем каждый ребенок выбирает и лепит тот персонаж или предмет, которым бы он хотел быть.

«Признаки»

Детям предлагается найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например:

-Винни-Пух и Баба яга;

-Колобок и Снежная королева;

-Репка и Мальчик с пальчик.

На основе найденных общих признаков детям предлагается слепить композицию, объединившую в себе героев разных сказок.

Занятия по сказкам провожу один раз в неделю. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится после перерыва.

Считаю, что отдых в перерыве между занятиями, это смена деятельности детей, поэтому часто провожу «Наши сказочные игры на переменах»: «Скульптура и глина», «Групповая скульптура», «Дары сказочных героев», «Ярмарка чудесных вещей», «Сказочные герои на необитаемом острове».

Возрастные особенности детей, присущая им любовь к игре подсказали возможность использования игровых приемов в руководстве лепки из глины.

Приведу примеры упражнений-игр, содержание которых направлено на развитие творческого воображения детей

«Слепи что-нибудь необычное». Предлагаю детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.

«Ожившая фигурка». Ребенку говорят :"Ты получил прекрасный дар ,все что ты слепишь - оживает. Что ты слепил?"

«Несуществующие, фантастические животные». Ребенок лепит воображаемое животное, дает ему название, рассказывает историю о нем.

«Поможем скульптору». Рассказываю детям, что скульптор не успел долепить фигурки из глины и просит помочь ему.

«Чего на свете не бывает?». Ребенку предлагается слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).

«Измени предмет, так чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: преврати бабочку в цветок, неваляшку в принцессу и т.д.

«Добрый и злой». Ребенку предлагается слепить доброго и злого сказочного персонажа.

«Загадки и отгадки». Сообщаю детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом - лепить отгадки ,не произнося отгадки вслух.

«Несуществующая рыба». Детям предлагается придумать и слепить свою рыбу. Может быть это будет рыба – дом, рыба – кровать, рыба - арбуз.


Результатом моей работы с использованием сказкотерапии является:

-установление психологического комфорта в коллективе;

-формирование у детей познавательного интереса;

-использование детьми сказочных ситуаций в творческой деятельности;

-развитие творческого воображения, мышления;

-овладение навыками взаимоотношения с миром.


Таким образом, навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой основанных на методе сказкотерапии, используются ими при создании лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.

Я сделала вывод, что, занятия, построенные на основе метода сказкотерапии и игры, очень позитивно влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 19.01.21 в 07:04 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.