12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пришлецова Оксана Владимировна75
7

Статья "Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии"

Пришлецова О. В.

учитель биологии высшей кв. категории

МОАУ СОШ №56 г. Оренбурга


Цифровые образовательные ресурсы

в преподавании биологии


О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учите-лю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это время в спорах было сломано немало копий, коренным образом сменили друг друга несколько концеп-ций применения вычислительной техники в учебном процессе.

И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использо-вать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы.

Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде?

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образо-вательного характера, сохраненная на цифровых носителях. ЦОР условно можно разделить на группы: информационные источники, под которыми понимается все множество различных ма-териалов в цифровом формате, используемых в учебной работе, информационные инструмен-ты, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Мы можем сказать, что ИКТ и ЦОР — перспективное, до конца не изученное направление прикладной информатики, которое носит междисциплинарный характер.

Цифровые материалы можно разделить на группы:

символьные объекты и деловая графика: схемы, диаграммы, карты, пояснительные тексты, формулы, заголовки и другие элементы, в том числе создаваемые пользователем с помощью стандартных приложений

текстовые документы, размеченные в соответствии с требованиями учебных прог-рамм: тексты художественных произведений, научные работы, исторические документы, учебники;

реалистический визуальный ряд: фотографии, рисунки, видеофрагменты, видеоэкскур-сии

синтезированный визуальный ряд: двух/трехмерные статистические и динамические модели

звукоряд: звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и нежи-вой природы и др., а также синхронизированные аудио- и видео- объекты

Цифровые образовательные ресурсы обладают уникальной возможностью повышать инфор-мационную плотность изложения за счет ускоренной подачи информации, поэтому видоизме-няется их дидактическая функция.

ЦОРы на уроке могут рассматриваться:

не как цель, а как еще один инструмент исследования;

как источник дополнительной информации по предмету;

как способ самоорганизации труда и самообразования;

как возможность личностно-ориентированного подхода;

как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.


Для организации учебной деятельности на уроках биологии с использованием ЦОР рабочее место учителя должно быть автоматизированным (компьютер, проектор, экран). Мультимедий-ный кабинет может быть стационарным или мобильным. В нашей школе кабинет биологии ос-нащен ноутбуком, проектором и экраном и является мобильным.

Мультимедийный компьютер (ноутбук) с соответствующими периферийными устройствами и программным обеспечением, на наш взгляд, является уникальным, универсальным, интерак-тивным средством обучения, которое в недалекой перспективе вытеснит и заменит (или интег-рирует) все традиционные технические средства обучения.

ЦОРы не должны:

Представлять собой дополнительные главы к существующему УМК.

2. Дублировать общедоступную справочную, научно-популярную и др. информацию.

3. Основываться на материалах, которые очень быстро теряют достоверность

ЦОРы должны:

Иметь больший объем доступного учащимся информационного материала по сравнению с бумажной учебной литературой.

Предлагать больше способов организации учебной деятельности учащихся.

Типология ЦОР по техническим аспектам:

комплексный ЦОР (монолитная мультимедийная программа);

набор отдельных цифровых ресурсов.

Типология ЦОР по содержанию:

Набор ЦОР, несвязанных с определенной программой, учебником;

Набор ЦОР, связанных с определенной программой, учебником.

Типология ЦОР по методическому назначению:

электронные учебники;

электронные библиотеки;

электронные словари, переводчики;

тестовые программы;

тренажеры;

учебные фильмы.

Типология ЦОР по исполнению:

Готовые ЦОР на дисках

ЦОР подготовленные преподавателем: отдельные дидактические материалы, презентации


Цифровые образовательные ресурсы подготовленные преподавателем. Далеко не всегда та-кие «самодельные» ЦОРы проигрывают в исполнении, а тем более – в заложенных в них содер-жательном материале и методической идее, – «профессиональным» разработкам! Конечно, чаще всего ассортимент технологических средств при реализации этих учительских ЦОРов ограничи-вается приложениями из пакета Microsoft Office (прежде всего – программой Power Point) или, в лучшем случае, разработкой web-документов.

Учитель при использовании и разработке ЦОР должен решать задачи соответствующие сле-дующим профессиональным компетентностям:

1) решать задачи, соответствующие ключевой профессиональной компетентности:

владеть практическими умениями и навыками в области использования компьютерной тех-ники;

пользоваться  традиционными и цифровыми (локальными и сетевыми) источниками инфо-рмации,  работать с поисковыми системами, отбирать и  структурировать информацию,

пользоваться стандартными офисными программами Windows (xp) для  обработки информа-ции (в частности: M. Word,  M.  P. Point,  Nero, M. Exel, конструктор сайтов)  и другими из-вестными и новыми программами;

владеть навыками решения профессиональных задач в условиях групповой, коллективной деятельности и других видов традиционной и инновационной учебной деятельности;

2) решать задачи, соответствующие базовой профессиональной компетентности:

формулировать цели обучения и определять в соответствии с поставленными целями содер-жание и тип урока биологии; отбирать рациональные методы и приемы обучения, выбирать или самостоятельно проектировать необходимые мультимедийные, цифровые ресурсы для учебного процесса и грамотно использовать информационно-коммуникационные средства обучения;

овладеть методикой грамотного использования ЦОР при организации самостоятельной рабо-ты учащихся, в том числе методикой организации их самостоятельной исследовательской деятельности;

обеспечивать необходимые методические условия для работы учащихся в парах и малых группах в практике использования возможностей сети Internet  и  локальных сетей, дистан-ционного обучения; 

строить учебный процесс обучения биологии с учетом индивидуальных особенностей уча-щихся (интересов, способностей и пр.) с выбором  собственного алгоритма и темпа обучения с применением ЦОР;

3) решать задачи, соответствующие специальной профессиональной компетентности:

осуществлять поиск, анализ  и отбор ЦОР и инструментов учебной деятельности, которые могут быть использованы  для подготовки уроков  биологии на различных видах носителей или  глобальной сети;

определять методы и приемы рационального использования традиционных средств обуче-ния  и  средств ИКТ для подготовки к урокам  биологии;

разрабатывать авторские цифровые ресурсы по биологии с использованием  различных ком-понентов;

проектировать уроки биологии с использованием традиционных средств обучения и  средств ИКТ, включая планирование содержания и отбор методов руководства самостоятельной ра-ботой учащихся с различными компонентами виртуальной  предметной среды; осуществлять в условиях ИКТ-насыщенной предметной среды руководство учебно-исследовательской дея-тельностью учащихся.

 

PowerPoint – это универсальная программа подготовки презентационной графики, она вхо-дит в пакет Microsoft Office. Основные приемы работы с PowerPoint позволяют создать фон слайдов, разместить на них графические объекты, сделать гиперссылки на требуемые объекты. Также можно установить простейшие эффекты поведения объектов на слайдах, например появ-ление текста или графического изображения. Каждый эффект должен подчеркивать содержание. Чрезмерное использование эффектов может отвлечь от основного содержания слайда.

На экране можно показать то, что больше никак не покажешь во время урока, например: оптические иллюзии при изучении темы ВНД человека в 8 классе.

При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отда-лены от нас во времени и пространстве. Снимается проблема дефицита наглядных пособий, фи-зического и морального их устаревания. Например, по темам «Антропогенез» и «Эволюция».

На уроках биологии мною проводится системное использование ЦОР, как источника знаний, дополняющего книгу в организации учебно-исследовательских занятий школьников. ЦОР испо-льзуется, конечно же, наряду с традиционными средствами наглядности (таблицы, иллюстрации учебника, муляжи, модели и др.).


Закончить свое сообщение хотелось бы словами Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.