Статья «Техническое оснащение современного урока»
«Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
Жизнь не стоит на месте, образовательный процесс с каждым годом модернизируется. Время активной эксплуатации классических досок и мела уходит в прошлое. Федеральный государственный образовательный стандарт диктует условия проведения учебного занятия, также существуют дополнительные требования к современному занятию, без которых оно не будет результативным. Современный урок должен быть ярким и насыщенным. Хорошее занятие – это занятие вопросов и сомнений, озарений и открытий.
Наряду с этим преподаватели замечают, что дети стали более пассивными и не способны добывать знания самостоятельно. Они привыкли получать готовую информацию, решать подобные задачи, отвечать на тесты, то есть выбирать один из предложенных ответов. Если в задании есть трудности, то они не пытаются их решить, и уж тем более не пытаются найти несколько вариантов решения. Если добавить сюда ситуацию с пандемией, когда у студентов нет возможности присутствовать на занятии очно, то картинка вырисовывается не радужная.
Используя информационные и мультимедийные продукты, преподаватель может организовать познавательную деятельность студентов, уменьшить утомляемость, перейти от роли информатора к роли преподавателя координатора.
В современном образовании трудно представить занятие без использования дополнительного специализированного технического оснащения. Сейчас уже никого не удивишь презентациями, видео-уроками, электронными тестами и опросами. Педагогу необходимо из многообразия технических средств обучения выбрать для конкретного занятия именно те, которые дадут наибольший эффект и будут способствовать повышению качества знаний.
Технические средства позволяют изложить материал образно и наглядно, поэтому знания воспринимаются студентами легко и хорошо запоминаются.
Использование компьютерной презентации является, на мой взгляд, самой распространенной работой с техническими средствами обучения. Конечно цели, которые преследует преподаватель, используя презентацию на занятии, могут быть различными, но основная цель это все-таки представление материала наглядно. С помощью презентации преподаватель может демонстрировать на экране тексты, схемы, иллюстрации и фотографии, которые возбудят интерес и оживят ход занятия, позволят схематично или образно представить, и т.д. Следующая, но не менее значимая функция - информирование. Тексты, всевозможные задания, включая творческие, вопросы и т.д. можно вывести на экран для организации самостоятельной работы студентов, также презентации могут использоваться для отчета по завершении работы над проектом.
Видеоматериалы, пожалуй, самое любимое среди студентов средство. Видеоматериалы способствуют восприятию и усвоению учебного материала, развитию воображения студентов. Использование видеозаписи позволяет более наглядно представить изучаемый предмет, повышает познавательную активность, мотивирует к обучению, акцентирует внимание, формирует навыки восприятия и анализа информации. Тематика видео многообразна. Обучающее видео, видео-экскурсия, фрагменты из различных телепередач, художественные фильмы или их отрывки, также можно использовать видеоматериалы, которые преподаватель подготовил самостоятельно или совместно со студентами (видеосъемка) и т.д. Использование видеоматериалов позволяет раскрыть учебный материал, наглядно погрузиться в процесс, другие учебные пособия не могут дать такой же педагогический эффект. Главным требованием к видеоматериалам, демонстрируемым на занятии, является разумная дозировка и грамотное включение видео в занятие.
Помощником в демонстрации видеоматериалов и презентаций студентам выступает мультимедийный проектор. Мультимедийный проектор выводит изображение на экран. Данные могут поступать как с компьютера преподавателя, так и из других источников. Используя мультимедийный проектор, студент с легкостью может сделать свое сообщение ярким и познавательным, что привлечет внимание одногруппников и выступит гарантией успеха. Применение проектора дает возможность заменить обычную школьную доску на более функциональную и современную.
Интерактивная доска поможет преподавателю сделать процесс обучения более наглядным, ярким и запоминающимся. Использование интерактивной доски позволяет охватить большой по объему материал, вносить поправки и комментарии в документ по ходу занятия при этом сохранять материалы для дальнейшего корректирования с другими группами.
Ну и естественно использовать все вышеперечисленное на занятии было бы невозможно без использования компьютера. Компьютер на занятии в наше время – это просто неотъемлемая его часть, тем более, если учитывать, что объем информации и поток знаний, который необходимо освоить студенту постоянно увеличивается. При всем при этом, компьютер с легкостью можно вписать и в границы классического обучения.
В качестве эксперимента, мы разделили группу на две части и провели занятие отдельно для каждой группы. Занятие в первой группе мы провели в традиционной форме, а во второй с применением информационно-коммуникационных средств обучения (использовалась презентация, видеоматериалы, работа с поисковиками). После проведения опроса, оказалось, что занятие по традиционной форме студентам не понравилось, а материал показался сложным для усвоения. Второе занятие было интересным. Выяснилось, что на втором занятии материал лучше усвоен, студенты были более активны и заинтересованы. Выводом в данной ситуации служит оптимальное сочетание форм и методов организации урока, комбинирование подходов, разумная подача информации.
Благодаря развитию информационных технологий удалось перевести занятия в онлайн форму, что было очень актуально в разгар пандемии, и остается актуальным сейчас для некоторых категорий граждан, которые по различным причинам не могут присутствовать на занятии очно. Конечно, онлайн-занятие не сравнится с очным, но оно тоже может быть достаточно интересным и информативным.
Все средства, представленные здесь, должны и могут быть использованы современным педагогом для организации познавательной деятельности студентов и повышения эффективности обучения. Правильно построенное учебное занятие с использованием средств технического оснащения позволяет обучающимся запомнить и освоить больший объем материала. Но не стоит забывать, что главным источником получения информации на занятии остается слово педагога. И только при методически грамотном использовании слова и технических средств обучения возможно успешное усвоение материала.