Статья «Техническое оснащение современного урока»
«Техническое оснащение современного урока»
Лозунг сегодняшнего дня – «Современному ребенку – современный педагог!» А кто же такой современный педагог? Какими компетентностями он должен обладать? А современные школьники – какие они? Чем они отличаются от нас с вами? Давайте порассуждаем.
Нынешние школьники очень много времени проводят в информационном пространстве. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрая реакция. Информационно они взрослеют раньше, а социально – значительно позже. Существующее мощное информационное поле формирует у школьников собственный социально-культурный контекст и язык, которым современному учителю очень важно владеть.
В современных условиях серьезно трансформировалась и роль педагога общеобразовательных учреждений. Конечно, в первую очередь, от педагога ждут глубоких знаний в своей предметной области. Это было и остается первостепенным во все времена. Во-вторых, педагогу важно обладать широким кругозором, эрудицией, нестандартным подходом в части преподнесения изучаемого материала. В-третьих, педагогу необходимо умело использовать в педагогической деятельности имеющиеся в школе средства обучения, знать цифровые мультимедийные ресурсы и активно их использовать, т.к они занимают огромное место в жизни нынешних школьников.
Внедрение в педагогическую деятельность ИКТ невозможно без технического оснащения. Расскажу коротко об оснащении моей школы.
Все учебные кабинеты общеобразовательного учреждения оборудованы компьютерами и интерактивными досками, которые имеют особенность: они реагируют на прикосновение к поверхности, не требуют маркера. Простые касания поверхности пальцем позволяют работать с картинкой на экране так, словно вы работаете на компьютере с помощью мыши. Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия. Педагогам удобно работать на такой доске, так как для работы на поверхности доски не требуется маркер, и руки могут оставаться свободными. Но есть у этой доски и минус: сенсорные доски распознают любое прикосновение к поверхности, так что случайное прикосновение может спровоцировать какое-то ненужное действие на экране (чаще всего презентация перескакивает на следующий слайд).
Поимо проектора и компьютера во всех классах установлены принтеры и сканеры, позволяющие тут же на перемене вывести необходимую для урока информацию, распечатать карточки, таблицы для проведения самостоятельных и контрольных работ. Самым главным достоинством сканера является мгновенный перенос изображения на любой электронный носитель. С помощью сканера и принтера педагог может сэкономить время, повысить эффективность своей работы.
Во всех рекреациях школ установлены передвижные или настенные экраны, позволяющие проводить уроки вне классного пространства. Помимо экранов в холлах установлена мобильная мебель, стоят флипчарты, позволяющие организовать пространство рекреаций для проведения уроков смешанного обучения (модели ротации «автономные группы» и «смена рабочих зон»), занятий внеурочной деятельностью.
Несколько учебных кабинетов обеспечены планшетами и нетбуками, на которых одновременно могут работать несколько классов. Наличие планшетов так же позволяет проводить уроки в технологии смешанного обучения, организовывать контрольные и проверочные работы на платформах Я класс, Учи.ру. Мне больше нравится платформа Я класс. Для учащихся нашей школы, активно использующих сервис Я класс, оформлена подписка «Я+». Благодаря подключению «Я+» педагогу становятся доступны база материалов Я класс, проверочные работы с автоматической проверкой, задания для подготовки к ВПР, статистика успеваемости класса и инструменты для создания собственных заданий.
Помимо этого в школе есть кабинет НаукоЛаб, оснащенный современным оборудованием. Это инновационная лаборатория, проводятся практические работы по физике, а так же учащиеся всех уровней обучения осваивают азы проектных и исследовательских работ. Кабинет школьной лаборатории оборудован современными комплексами, которые включают в себя: ноутбук, цифровой микроскоп, различные приборы, лабораторную посуду. На уровне начального общего образования в НаукоЛаб проводятся занятия внеурочной деятельностью «К вершинам знаний», на которых учащиеся знакомятся с понятиями «Звук», «Свет», «Статическое электричество». Оборудование лаборатории используется и для подготовки проектных работ. Тема одной из работ, реализованных в НаукоЛаб - «Как использовать энергию хомячка. Преобразование механической энергии в электрическую». В настоящее время учащиеся работают над проектом «Влияние статического электричества на организм человека». В данный момент одной из главных проблем является занятость лаборатории в первой половине дня, здесь организуется проведение уроков физики в основной и средней школе. Поэтому каждое посещение НаукоЛаб учителями начальных классов приходится предварительно согласовывать с секретарем учебной части. В перспективе хотелось бы иметь подобную лабораторию конкретно для учащихся уровня начального общего образования.
В общеобразовательном учреждении имеется читальный зал информационно-библиотечного центра, в котором установлено 20 компьютеров с выходом в интернет. На всех компьютерах есть доступ к удалённому читальному залу Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Благодаря доступу можно детально изучать источники в различных ракурсах и степени приближения, используя различные режимы просмотра: постраничный (можно перейти на любую выбранную страницу); книжный разворот (с эффектом перелистывания страниц); трёхмерное изображение объекта. Существуют специальные форматы для просмотра карт, газет, видео и аудиоматериалов.
Для проведения уроков изобразительного искусства, внеурочной деятельности по данному направлению, в школе есть Песочная мастерская, оборудованная 8 столами. Подсветка стола дает возможность рисовать кварцевым песком, переводить рисунки. С помощью обычного песка и поверхности с подсветкой создаются мультипликационные сюжеты.
В школе оборудован класс виртуальной реальности. Для изучения таких дисциплин как окружающий мир, физика, химия, география, биологии, требуется наглядность, демонстрация и визуализация, для этого используются очки дополненной реальности. Техника для создания виртуальной реальности облегчает процесс подготовки к урокам: преподавателю не нужно готовить модели, макеты, планировать экскурсии. 3-D очки позволяют учителю не на «пальцах» рассказывать ученикам о строении и функционировании, например, пищеварительной системы, а с разных ракурсов обратить внимание на анатомическое строение каждого органа.
Во всех учебных кабинетах школы осуществлена настройка оборудования для проведения онлайн-занятий с использованием платформ Учи.ру, Zoom. Педагоги в период актированных дней проводят видеоуроки для всего класса. Запланировав урок, учитель отправляет своим ученикам ссылку, зайдя по которой дети могут заниматься с ноутбука, планшета или мобильного телефона. Урок на платформе легко вместит целый класс, а качество видеосвязи при этом не ухудшится. Трансляция урока осуществляться может как из класса, так и из дома. Для такой трансляции школа обеспечивает педагогов ноутбуками или нетбуками (по необходимости). Проблемой проведения виртуальных уроков была и остается слабая оснащенность ряда учащихся отдельным (собственным) компьютером, ноутбуком или гаджетом, отсутствие высокоскоростного интернета, особенно в районах с частным сектором.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что материально-техническое оснащение школы отвечает современным требованиям, они позволяют обогатить педагогический, технологический инструментарий учителя, автоматизировать процессы получения обратной связи, избавляют от рутинной работы. Необходимо только желание педагога эффективно использовать имеющиеся в школе современные технические средства обучения.
Грамотное использование информационных технологий дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося. У учащихся повышается мотивация к изучению предметов, это, в свою очередь, способствует повышению познавательного интереса, активности, у ребёнка формируется желание учиться и, следовательно, повышается качество знаний по предмету.
Отмечу, что успеваемость учеников моего класса, в результате систематического применения ИКТ, из года в год повышается. Так по итогам окончания второго класса качественная успеваемость составила 63%, в третьем классе уровень качественной успеваемости повысился до 74%, по итогам 2 четверти текущего учебного года успеваемость составила 86%. В феврале в школе был проведен школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по 6 общеобразовательным предметам. По итогам олимпиады ученики моего класса заняли 13 призовых мест из 18 возможных: русский язык - 1, 3 место; окружающий мир - 3 место, физическая культура - два 1-х, 2 и 3 места; технология - 2, 3 место; математика - 1, два 2-х, 3 место. В данный момент учащиеся готовятся к участию в муниципальном этапе олимпиады по математике и русскому языку.
Вывод: Современное школьное образование и досуг детей, конечно, невозможно представить без использования современных технических средств обучения. Если эти средства применять грамотно и систематически, это приведет к повышению эффективности и качества обучения.
Источники:
https://www.delight2000.com/publication/kak-vybrat-interaktivnuyu-dosku/
https://fgoskomplekt.ru/blog/kak-ispolzuetsya-virtualnaya-i-dopolnennaya-realnost-v-shkole-/
http://www.aalto.vbgcity.ru/content/elektronnyy-chitalnyy-zal
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Медведева Татьяна Ивановна
Сорокина Светлана Валерьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сидорова Ольга Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна