Статья «Успех – это лестница, на которую не взобраться, держа руки в карманах, или Как помочь ребенку вытащить руки из карманов»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Название Успех – это лестница, на которую не взобраться, держа руки в карманах, или Как помочь ребенку вытащить руки из карманов
В.С.Легоцкая,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Ключевые слова: учебная мотивация, стимул, желание, потребность, целеполагание, деятельность.
Введение
Теоретические основы изучения учебной мотивации были заложены в прошлом веке крупнейшими зарубежными (Дж. Аткинсон, А.Маслоу, А. Бандура, В. Вайнер, X. Хекхаузен, Э. Деси, Р. Райан, М. Кавингтон, Дж. Роттер и др.) и отечественными психологами и педагогами (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Божович Л. И., Талызина Н.Ф., Бокарева Г.А., Ильин В.С., Шаров Ю.В. Васильев И.А., Мильман В.Э., Якобсон П.И., Ярошевский М.Г. и др.). Несмотря на большое количество работ, вопрос не теряет своей актуальности и сегодня, во-первых, потому что новые условия обучения и воспитания рождают новые подходы в формировании мотивации современных школьников, во-вторых, мотивация в обучении является решающим фактором эффективности учебного процесса [3, 4].
Большинство современных исследователей сегодня выделяют следующие основные подходы к мотивации: бихевиористский (поведение является реакцией на стимулы окружающей среды), гуманистический (в центре- самоактуализация личности, соображения свободы, самоопределения, стремление к личностному росту), когнитивный (действия человека зависят от понимания и оценки внешних стимулов), социально-когнитивный (мотивы как результат непрерывного взаимодействия между человеком и внешней средой) и деятельностный (реализуется как составная часть учебной деятельности), в рамках которых разработаны модели учебной мотивации.
В данной статье автор не ставит своей целью делать обзор идей и концепций по формированию учебной мотивации, существующих сегодня. Наша цель - поделиться практическим опытом по формированию этой самой мотивации. Изучив опыт педагогов и психологов по данному вопросу, автор в своей работе ориентируется на исследования Л. И. Божович, которая выделяла две категории учебных мотивов: мотивы общения детей с другими людьми, мотивы одобрения; познавательные интересы детей, потребность в знаниях, выражающаяся в переживании удовольствия от познания [1].
Также большой интерес для учителя-практика представляют исследования А. К. Марковой, которая выделяет познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, к различным способам получения знаний) и мотивы самообразования (приобретение дополнительных и специальных знаний); социальные мотивы (значимость учения, стремление завоевать авторитет среди сверстников, желание получить одобрение, контактировать с другими людьми) [4].
В статье в качестве иллюстраций приводятся авторские фото. Не все они высокого качества, но на всех явно прослеживается заинтересованность и вовлеченность детей в процесс обучения. Как это достигается, автор и попытается представить в данной работе.
Целеполагание и определение своих потребностей и мотивов через универсальные учебные действия
О том, что целеполагание напрямую связано с достижением целей, и при формулировке цели следует учитывать возможности, ограничения и мотивы, знают, кажется, даже учащиеся. Мотивация на достижение этих самых целей включает различные осознанные действия, выполняя которые можно достичь результата. Важно, чтобы каждый ребенок знал об их существовании, фиксировал в своем сознании и систематически выполнял. Реализация этих действий на уроках и во внеурочной деятельности и формирует потребности и мотивы.
Первое, самое распространенное учебное действие, которое каждый обучающийся регулярно реализует в учебной деятельности –необходимость, умение и желание решать (напрямую связано с регулятивными и познавательными УДД). Предлагаю детям в пятом классе решать задачу, многократно описанную в различных интернет-источниках [5], но каждого нового пятиклассника приводящую в полный восторг:
В приведенных ниже текстах «спрятаны» детские песни. Вам нужно догадаться, о каких песнях идет речь, и записать нужную строчку. По какому принципу здесь зашифрованы детские песни?
А) Транспортное средство цвета чистого неба, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов и приспособленное для движения на колёсах по рельсам, совершает такие же действия, какие человек выполняет при ускорении шага, делая наклоны влево и вправо.
Б) Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыжков, передвигаясь, достигло какой-то цели и употребило в пищу мастера, занимающегося ручной ковкой.
Как правило, дети эту задачу решают, при этом реализуются различные аспекты мотивационной сферы, в частности, социальные потребности - в самоутверждении, в познании, в самовыражении. После проверки результатов учитель говорит о еще одном необходимом действии- принимать вызовы (комплекс познавательных и коммуникативных УДД). Учитель предлагает составить задачу, аналогичную той, которая приведена в предыдущем задании. Вот здесь создается учебная ситуация, подстегивающая различные мотивационные потребности -потребность в творчестве, в творческом труде, в познании. Следует отметить, что решение различных лингвистических задач (например, во время лингвистических марафонов во время проведения декады по русскому языку) является мощным стимулом для реализации потребностей и формирования мотивационной сферы (Приложение 1). При этом формируются широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. У ребят формируется положительная реакция на повышение учителем трудности задания, положительно относятся к необязательным заданиям, с радостью выполняют их в свободной необязательной обстановке, например на каникулах.
Еще одно действие, эффективно формирующее мотивационную сферу,- стремиться вперед (в нем находят отражение все УДД, начиная от умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, заканчивая жизненным самоопределением). Это действие, регулярно выполняемое учащимися разных возрастов, способствует самореализации через сам процесс. Читательская конференция, которую можно проводить во всех классах, дает понять ребенку, что серьёзное отношение к учёбе сделает его взрослее в глазах окружающих, так как это даёт ему возможность самостоятельно формулировать и высказывать свои мысли, принимать решения, подчас неожиданные, брать на себя ответственность за других. Вот, например, какие вопросы обсуждали пятиклассники на конференции по рассказу Е.Габовой «Двойка по поведению»:
- Как вы оцениваете поведение Валерки? Мог ли он поступить иначе?
-Какие чувства испытывает Таня к Валерке? Можно ли считать это любовью?
-В рассказе мы видим Валерку как невоспитанного нерадивого мальчишку. Есть ли в рассказе эпизоды, где он проявляется с лучшей стороны?
-Почему плакал решительный и несгибаемый Валерка, хулиган и предводитель хулиганов?
Еще одним действием, регулярное обращение к которому формирует многие познавательные мотивы, прежде всего мотивы самообразования, является умение и желание отказываться от стереотипов. Если ребенок будет нацелен на это действие, то он с удовольствием будет самостоятельно добывать знания и представлять их сверстникам индивидуально или в группе, будет обращаться к учителю и к другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, будет работать с дополнительной литературы, посещать кружки, кванториумы, факультативы, центры для развития одаренных детей, которые сейчас есть практически в каждом регионе в нашей стране.
Формирование познавательных навыков и одновременно различных видов мотивации особенно эффективно при работе с лирическими произведениями, их анализом (Приложение 2), на уроках и конкурсах выразительного чтения, где отказ от стереотипов наиболее очевиден.
Еще одним действием, необходимым для формирования мотивационной сферы, является умение и стремление открывать. Может показаться, что здесь речь идет прежде всего об открытии новых знаний. Да, это так. Этому способствует проектная и исследовательская деятельность, вовлеченность в занятия наукой, начиная с начальной школы. Дети от природы любопытны, нужно направить это качество по верному пути, чтобы в процессе исследовательской работы их любопытство переросло в любознательность. В современном обществе востребованы, не только знания, но умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. И эти умения (речь идет обо всех познавательных УДД) формируются в процессе исследовательской работы учащихся и способствуют развитию различных мотивов учебной деятельности.
При этом виде работы формируются позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Понятно, что участие в различных конкурсах и проектах, публичные выступления реализуют стремление к взаимодействию к контактам со сверстниками, намерение выяснить отношение товарищей к своей работе.
Несколько работ учащихся были опубликованы автором на сайте УРОК.РФ.
https://урок.рф/library_kids/rol_mezhdometij_v_rechi_i_tekste_na_materiale_proi_214251.html
https://урок.рф/library_kids/znakomtes_bryanskij_zoopark_190851.html
https://урок.рф/library_kids/pomyani_nas_rossiya_213446.html
Исследовательская и проектная работа дает возможность каждому учащемуся передать сверстникам новые знания и способы работы, откликнуться на просьбу товарищей о помощи, формирует навыки взаимоконтроля, мотивирует на успех.
Также участие в конференциях и форумах формирует мотивацию благополучия, проявляющуюся в стремлении получать одобрение со стороны учителей, родителей и сверстников. Ученики автора традиционно участвуют во всех региональных конкурсах исследовательских работ («Будущие ученые», «Пятое колесо», региональный этап «Моя малая родина», региональный этап конкурса им. В.Н.Вернадского, «Под алыми парусами»), проводимых в Брянске, а также во Всероссийских с очным участием: «Россия-мое Отечество», «Горизонты открытий».
Различные мотивы социального сотрудничества (желание общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление анализировать способы этого сотрудничества, совершенствовать их) реализуются при выполнении таких действий, как умение слушать себя и других, умение останавливаться (это относится прежде всего к коммуникативным навыкам). Учитель стремится к тому, чтобы учащиеся осознавали способы коллективной работы и усовершенствовали их, проявляли интерес не только к фронтальной, но и к парной и групповой работе в классе. Это стремление педагогов реализуется, конечно, на всем протяжении учебной работы, но особенно заметно при работе с небольшими текстами или фрагментами на уроках литературы, которые позволяют глубоко проникнуть в ткань произведения, смоделировать ситуации, почувствовать себя на месте героев и почувствовать себя в ситуации выбора. Этот вид работы я называю педагогическими ситуациями и использую в своей работе на всех уровнях обучения. Целый сборник таких ситуаций был опубликован на сайте УРОК.РФ.
https://урок.рф/library/pedagogicheskie_situatcii_dlya_besed_so_shkolnikami_n_002621.html
https://урок.рф/library/pedagogicheskie_situatcii_dlya_besed_so_shkolnikami_n_002008.html
https://урок.рф/library/pedagogicheskie_situatcii_dlya_besedi_so_shkolnikami__234710.html
Пример одной из ситуации прилагается.
Ситуация 1. (По повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»)
…Выяснилось, что Юра (у него был ДЦП) может передвигаться и без коляски, то есть ходить. Когда надо было переходить в школе с этажа на этаж, Юра с коляски слезал и сам шел по лестнице, цепляясь за перила. Смотреть на ходящего Юру было тяжело, потому что он весь при этом как-то дергался и пожимался. Я смотрел, а девчонки многие отворачивались. Пашке и другим пацанам Юра сказал, что вообще-то он на коляске почти не ездит, а ходит на таких специальных костылях, но сейчас для первого раза приехал на коляске, чтобы никого видом своей ходьбы не пугать. Правильно, я думаю, рассудил. Или подсказал кто. Пашка подумал и сказал:
— А чего — коляска? Тоже транспорт.
Все окружающие заржали, а Юра неожиданно встал с коляски, держась за стену, и предложил Пашке:
— Хочешь попробовать покататься?
Пашка разинул рот от удивления и замотал головой.
— Юрка, дай мне! Я хочу! — разом завопили Таракан и Игорь Овсянников.
— Кыш, малявки! Юрка мне предложил… — Пашка осторожно положил руки на блестящие обода колес. Лицо у Пашки было взволнованное и торжественное.
— Поехали! — серьезно сказал Юрка и взмахнул рукой. Никто, кроме меня и Маринки, не засмеялся.
До конца перемены Пашка осваивал Юркину коляску и к концу уже вполне лихо на ней носился и разворачивался. Сам Юрка сначала стоял у стены, а потом уселся прямо на пол.
— Хочешь, стул принесем? Из класса? — спросил Таракан, которому тоже хотелось покататься на коляске. — Для тебя дадут…
Вопросы для беседы.
1. Прочитайте текст внимательно и придумайте для него название. Тему (о чем текст) или идею (чему учит текст) вы отразите в названии?
2. Над какими проблемами вы задумались, познакомившись с Юрой и его одноклассниками? Актуальны ли эти проблемы сегодня?
3.Почему многие девчонки, глядя на «ходящего Юру», «отворачивались»? Осуждаете ли вы девочек за это? Знакомы ли вам подобные чувства?
4. Обратите внимание на то, что Юра в ответ на смех одноклассников («все заржали», когда Пашка назвал инвалидную коляску «транспортом») предложил покататься на коляске, а не обиделся, не замкнулся в себе. Типично ли такое поведение? А как вы реагируете, если вас обидят? Может быть, нам всем стоит чему-то поучиться у Юры? Подумаем об этом вместе.
5. Приходилось ли вам общаться с ребятами, у которых были ограничения, связанные со здоровьем. Расскажите об опыте такого общения.
6. Какие чувства проявляли одноклассники, общаясь с Юрой?
7. Какие чувства вызвал прочитанный текст? О чем заставил задуматься? Что помог понять? Свой ответ оформите, продолжив предложение:
Прочитав текст, я понял, что…
Прочитав текст, я почувствовал, что…
Прочитав текст, я задумался о…
8. Обязательно прочитайте повесть Е.В.Мурашовой «Класс коррекции» полностью. Это произведение рассказывает о социально запущенных подростках, иногда умственно неполноценных, которые в силу разных причин оказались никому не нужны. Может быть, прочитав повесть, вы пересмотрите некоторые свои жизненные и оценочные стереотипы.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое развитие, повторение различных учебных действий (решать, принимать вызовы, стремиться вперед, отказываться от стереотипов, открывать, слушать себя и других, умение останавливаться) помогает учащимся определить свои потребности и мотивы, сформулировать цели.
Формирование различных типов учебной мотивации в процессе учебной игры на уроках и во внеурочной работе
Об игровых технологиях написано очень много, роль игры на уроках и во внеурочной работе трудно переоценить. Автор много занимается этим вопросом в течение долгих лет, на сайте УРОК.РФ было опубликовано несколько работ на эту тему.
https://урок.рф/library/igrovie_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazika_prob_223400.html
https://урок.рф/library/rabota_s_odarennimi_detmi_po_obsheintellektualno_003523.html
Сейчас хочется сказать похвальное слово игровым технологиям как средству формирования различных типов учебной мотивации.
Игра позволяет не только пробудить воображение, формирует умение работать в группе, развивает навыки контроля и самооценки, общей языковой компетентности учащихся, но и эффективно формирует сильнейший внутренний мотив - познавательный интерес, который, как известно, занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и имеет бескорыстный характер. Для его формирования большое значение имеет характер учебной деятельности, которая должна отвечать многим требованиям, в частности, должна содержать такие составные части, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.
Примерами игр, которые содержат все перечисленные компоненты, могут служить известные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «Ворошиловский стрелок», «Своя игра», «Где логика», «Музыкальное решето», «Шеренга», «Пентагон», «ДаНетка» и другие. Учащиеся играют чаще всего в командах, реже индивидуально или в парах.
Приведем пример интеллектуальной игры «Шеренга» в 7 классе по теме «Морфология»:
5. Назовите лишний союз: как ... так и, не только ... но и, однако, ли. (Союз ли подчинительный, все остальные сочинительные)
6. Утверждают, что слово точно может быть прилагательным, наречием, союзом и частицей. Приведите примеры.(Решение точно, срисовал точно, лес, точно терем расписной, она точно с ума сошла)
7. Какой частью речи является слово раз в предложении Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.(Союз)
10. Среди словосочетаний назовите лишнее: слушал молча, пишет сидя, читает лёжа, идет разговаривая. (Последнее -в нем зависимое слово деепричастие, в остальных случаях -наречия).
11.Назовите лишнее слово: тогда, оттого, всегда, потому. (Всегда-наречие времени, остальные-местоименные).
12. Как пишется НЕ в предложении Он как душа неразделим и вечен. (Слитно, потому что слово без НЕ не употребляется).
Второй пример-фрагмент игры «Пентагон» для учащихся 9-11 классов (Приложение 3). Это результат проектной работы ученицы 11 класса. Сама автор является примером ученицы с высокой мотивацией: она всегда горит какой-то конкретной идеей, всегда ищет что-то новое. Однако такие ребята могут бросить работу, не доведя ее до конца, встретившись с трудностями. Такого ребенка нужно всегда поддерживать, чтобы мотивировать, не критиковать, хвалить, создавать для него ситуации успеха. Когда игра «Пентагон» была создана, то девочке была предоставлена возможность провести игру в рамках работы гимназического клуба «Мудрая сова», т.е. целевая аудитория проекта составила более 100 человек. Представьте, какая мотивация для автора- ведущей и для тех, кто хочет оказаться на ее месте!
На сайте УРОК.РФ автор статьи неоднократно делилась опытом организации игры в рамках урочной и внеурочной работы.
Наиболее сложной, конечно, является «Что? Где? Когда?», игра, нацеленная на логическое и ассоциативное мышление. Именно эта игра позволяет сформировать большинство видов мотиваций, именно эта игра наглядно реализует все четыре структурных компонента мотиваций: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность.
Приведем примеры вопросов (вопросы авторские):
Вопрос 1. На него можно взять, его используют на станциях Северного полюса, потому что он там работает, а также он работает под водой и в космосе, больше всего сейчас его производят в Китае, а в России впервые делать его в промышленном масштабе начал Ломоносов. (Ответ: Карандаш)
Вопрос 2. Это хроническое аутоиммунное заболевание, при котором поражается оболочка нервных волокон головного и спинного мозга. Хотя в разговорной речи так часто называют нарушение памяти в пожилом возрасте. В школе тоже есть синоним для обозначения подобных проявлений, состоящий из двух слов. Одно обозначает часть тела человека, а другое указывает на какой-нибудь недостаток. (Ответ: Голова дырявая)
Решая подобные задачи в составе группы, учащиеся повышают показатели мотивации к обучению, появления познавательной мотивации в той игре особенно очевидны- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности, интерес к информации, к способу действия и к людям, организующим процесс и участвующим в нём.
Продолжим примеры. Вопрос 3. Геологи скажут, что это осадочная горная порода органического (зоогенного) происхождения. Медики скажут, что они используют только очищенный его. Портные скажут, что его бывает непросто удалить с ткани, гурманы скажут, что он вкусный и полезный, наши земляки скажут, что в Брянской области 12 месторождений его, а любой школьник скажет, что он это (Ответ: Мел).
Вопрос 4. В переносном значении этим словом называют сокровищницу. В школе это слово используют в составе простой метафоры, чтобы сказать, какой человек умный, начитанный, эрудированный. Назовите эту метафору. (Ответ: Кладезь премудрости).
Отвечая на подобные вопросы, учащиеся реализуют потребности в самовыражении и самопознании, актуализируют творческую позицию. Сформированные в результате игровой деятельности познавательные мотивы помогают обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который «состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами» [4].
Чтобы разнообразить игровую деятельность, визуализировать ее, тренерами и педагогами создается множество интерактивных игр (пример Приложения 4, 5). Множество таких игр и викторин создано автором и опубликовано на сайте УРОК.РФ, например:
https://урок.рф/library/krossens_tropi_211544.html
https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_gde_logika_184432.html
https://урок.рф/library/lingvisticheskaya_igra_podberi_slovechko_081047.html
https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_dlya_uchashihsya_5_klassov_ba_222921.html
Таким образом, мы убедились в том, что игровая учебная деятельность является мощным средством формирования познавательных мотивов (они составляют основу стремления школьника быть компетентным), социальных мотивов, связанных с различными взаимодействиями школьника с другими людьми, позиционных мотивов (состоят в самоутверждении, в желании стать лидером, оказывать влияние на других).
Заключение
Изучив различные источники по рассматриваемой проблеме, можно сделать вывод, что вопросы формирования учебной мотивации изучены в современной психологии и педагогике достаточно широко и всесторонне, но не утратили своей актуальности и представляют значительный научный интерес. Обобщение опыта учителей-практиков особенно ценно, так как является живым откликом на быстроменяющиеся педагогические ситуации, в которых оказываются все участники образовательного процесса сегодня.
Автор статьи представляет свой опыт формирования различных видов учебной мотивации, нацеленный на систематическое развитие, повторение различных учебных действий (решать, принимать вызовы, стремиться вперед, отказываться от стереотипов, открывать, слушать себя и других, умение останавливаться). Формирование УДД (познавательных, регулятивных и коммуникативных) наиболее эффективно, по мнению автора, создает мотивационную сферу учащихся и тесно связано с ней, так как помогает школьникам определить их потребности и мотивы, сформулировать цели.
Важным средством, способствующим формированию различных учебных мотивов- познавательных мотивов (они составляют основу стремления школьника быть компетентным), социальных мотивов, связанных с различными взаимодействиями школьника с другими людьми, позиционных мотивов (состоят в самоутверждении, в желании стать лидером, оказывать влияние на других)- является игровая учебная деятельность.
Использованная литература
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. – М. : «Педагогика», 1972. – 352 с.
2. Виндилович, А. В. Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения / А. В. Виндилович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85942/ (дата обращения: 02.01.2023).
3. Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Района // Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002 – 343 с. – С. 103 – 122.
4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение. – 1983. – 96 с.
5. URL: https://strinfo.ru/9546870/ (дата обращения: 04.01.2023).
Приложение 3
ZIP / 87.69 Мб
Приложение 2
PPTX / 3.48 Мб
Приложение 4
PPTX / 2.41 Мб
Приложение 5.1
DOCX / 15.37 Кб
Приложение 5
PPTX / 6.01 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Галина Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Кузнецова Виктория Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Шишкина Людмила Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Колышкина Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна