12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга41

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

«Школа «Орбита» муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области
 

Статья по литературе

«Воспитание грамотного читателя»


 


 


 


 


 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Коритник Ольга Александровна


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Люберцы
2019

Однажды побывав в начале учебного года на уроке литературы в 9 классе, я обратила особое внимание на то, что старшеклассники не умеют грамотно задавать вопросы к тексту. Отсюда они не умеют и грамотно отвечать на вопросы после прочтения того или иного текста. А ведь впереди их ожидает ГИА, ЕГЭ, где владение данным навыком просто необходимо… И с того самого момента меня не покидала мысль: почему мы учим детей грамотно читать и писать, а грамотно задавать вопросы не учим? Ведь постановка к тексту «хорошего вопроса» показывает, понимает ли читатель замысел автора. «Хороший вопрос», как правило, задаёт на уроке учитель или учебник. Но в то же время очень важно, чтобы такие вопросы учились задавать сами дети.

Поэтому я пришла к выводу, что необходимо уже с начальной школы приучать детей к тому, чтобы формулировать свои вопросы в корректной форме. Но как это применять на уроках литературы, чтобы это было продуктивно и в то же время, чтобы урок не пропал даром?

ФОРМУЛА 1: Вводный урок. Изучение биографии писателя.

Учитель просит представить учеников, что они берут интервью у писателя. Учащиеся пытаются задать вопросы после рассказа учителя о жизни писателя и на основе прочитанной статьи в учебнике.

Лучше проводить данный вид работы за 12-15 минут до конца урока на листочках. Заодно узнаете, кто Вас слушал на уроке хорошо, а кто - не очень. Потом все собранные вопросы обрабатываются (многие вопросы будут повторяться по несколько раз, поэтому их количество резко сократится, и у нас будет возможность оставить только самые интересные вопросы). Далее у Вас есть два варианта: Вы можете доверить группе детей найти ответы на их вопросы (в качестве дополнительного задания на оценку), а можете сами заняться поиском и отредактировать получившееся интервью, ведь главная цель не само интервью, а вопросы учеников. Уверяю Вас, это достаточно увлекательный процесс.

Проиллюстрируем одно из получившихся интервью на уроке в 5 классе по Л.Н.Толстому (вопросы написаны так, как их писали дети):

Вы любите творчество А.С.Пушкина?

- Многому я учусь у Пушкина, он мой отец, и у него надо учиться (Прим.редакции. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина).

Почему Вы решили отрастить бороду? Это тогда было модно?

- Борода - признак веры, силы и ума. Популярная песня была такая:

Борода! Борода! Согревает в холода борода!

Вы любите выходить на улицу?

- Да, очень. В одном из вариантов к повести «Детство» есть глава под названием «Прогулка», не включенная в основной текст повести, где я описал свои прогулки по Москве, по бульварам: Пречистенскому, Никитскому и Тверскому.

В детстве Вы были дружны со своими братьями и сёстрами? Как их зовут? - Да, мы были не разлей вода. Ранняя смерть мамы нас сблизила. У меня было 3 старших брата: Николай, Дмитрий и Сергей, и младшая сестра Марья.

Вы очень умный человек. Почему захотели стать именно писателем?

- Потребность писать возникает в результате каких-то переживаний, накопления определенного жизненного опыта, который может быть полезен людям. С этой целью я стал писать.

Сильно ли Вы любили свою жену?

- Я познакомился со своей будущей женой Соней Берс, когда ей было семнадцать, а мне 34 года. Вместе мы прожили 48 лет, у нас было 13 детей. Софья Андреевна была не только женой, но и верным преданным другом, помощницей во всех делах, в том числе и литературных. Первые 20 лет мы были счастливы. Однако потом часто ссорились, в основном из-за убеждений и образа жизни, которые я определил для себя. Если вы действительно хотите знать историю нашей любви, почитайте книгу Т.И. Полнера «Лев Толстой и его жена. История одной любви».

Каким видом спорта Вы увлекались?

- В молодости я любил кататься на велосипеде и на коньках, плавание, верховую езду, любил ходить на охоту. В зрелом возрасте я продолжал физические нагрузки, и обыденным занятием стала для меня ходьба. Я совершил 3 похода из Москвы в Ясную Поляну.

Вас можно назвать счастливым человеком?

- Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Это и есть истинное счастье.

Как Вы считаете, у Вас есть дар писать?

- Вы думаете, что писательство даётся даром? Нет, каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя…

Сколько Вам было лет, когда Вы уехали на Кавказ?

- Мне было 22 года.

Можете дать мне Ваш автограф?

-

Почему Вас назвали Лев?

- Собственно, своим именем, да и своим появлением на свет, я обязан... смерти. Дело в том, что моя мама была ещё в детстве обручена с князем Львом Голицыным, внезапно умершим перед свадьбой от горячки. В честь этого покойного князя меня и назвали.

Как называлось Ваше первое произведение и во сколько лет Вы начали печататься?

- В 1851—1852 гг. я написал свое первое произведение «Детство», которое сразу же получило признание.

Вы были знакомы с Есениным?

- Сергей Александрович был женат на моей внучке – Толстой Софье Андреевне, чем он очень гордился.

Кто был Вашим лучшим другом?

- Друзей у меня было достаточно, но лучшим другом я могу назвать, пожалуй, Илью Репина (художник), с которым меня связывала крепкая дружба (мы дружили более 30 лет).

Когда в Вас впервые проявились признаки творческого человека?

- Всю жизнь я шел к этому главному труду, считая, что "истинно порядочное" человек может написать тогда, "когда духовный мир его определится", пройдет период, когда страсти командуют". "Только лет десять назад глаза мои открылись на мир божий, и я стал понимать жизнь. С этой минуты я и сделался серьезным писателем, т. е. под старость, почти стоя одной ногою в могиле".

Какое Ваше любимое произведение?

- Я люблю французскую литературу: Стендаль, Монтескьё, Руссо.

Какая фамилия была у Вашей мамы до замужества? В каком году она умерла?

- Волконская. Она умерла в 1830 году. Мне было 2 года, я плохо её помню.

Какой совет на будущее Вы хотели бы дать нынешнему поколению?

- Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.

Какие преимущества даёт данный вид работы?

Во-первых, ученики узнают многие факты из жизни писателей, которых нет ни в одном школьном учебнике (т.е. учитель выходит за пределы учебника, что уже само по себе неплохо), во-вторых, учащиеся с каждым разом начинают задавать всё более интересные (и главное, грамотные!) вопросы.

ФОРМУЛА 2: Работа над характеристикой главных героев на уроке.

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Например, говорит ученикам: «Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях».

Можно применять данный вид работы к любому произведению в любом классе, было бы желание. Здесь ещё работает и функция диалога, что тоже важно, поскольку далеко не все одноклассники умеют слушать друг друга.

ФОРМУЛА 3: Заключительные уроки по изученному произведению.

Учитель загадывает литературного героя по пройденному материалу. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «Да», «Нет», «И да, и нет».

Бывает, вопрос задаётся некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми младшего школьного возраста (3 класс).

Учитель: «Я задумала персонаж детской сказки. Он не побоялся опасности и за это поплатился. Отгадайте – кто он?»

Вопросы детей

Ответы

Комментарии

1

Это животное или человек?

----------------

Учитель жестом отказывается от ответа. Вопрос задан некорректно, ведь на содержащий «или» вопрос невозможно ответить установленным образом.

2

Это животное?

Нет

Вопросы 2-3 хороши, так как отсекают большое количество возможных персонажей.

3

Это человек?

Нет

4

Это существо бывает по-настоящему?

Нет

Вопрос сильный. Если бы его задали раньше, то два предыдущих вопроса не понадобились бы. Постараемся, чтобы дети это поняли.

5

Этот персонаж часто встречается в других сказках?

Нет

Вопрос хороший. Сразу отметаются вопросы типа «гном» или «дракон». Но, если бы игра велась со старшим возрастом, учитель мог бы отказаться от ответа, ведь понятие «часто» неопределённо.

6

В какой он был одежде?

----------

Жест отказа. На подобный вопрос невозможно ответить установленным образом.

7

Это фея?

Нет

Вопрос слабый. Пропущен явно более общий вопрос: применяет ли персонаж волшебство?

8

Это существо разговаривает?

Да

 

9

Оно большое?

--------------

Жест отказа. Учитель приучает детей к тому, что такие вопросы неправильны. Большим или маленьким объект может быть только по отношению к другому объекту. Например, Колобок маленький по сравнению с лисой, но большой по сравнению с муравьём.

10

Ходит ногами?

Нет

Вопросы 10-13 сильные. Ребята вышли на свойство, которое и приведёт их к отгадке.

11

Ползает?

Нет

12

Ходит на четырёх лапах?

Нет

13

Вообще умеет передвигаться?

Да

14

Катится?

Да

Похоже, ученик уже отгадал персонаж, но теперь – и это мы обязательно отметим! – задаёт проверочный вопрос.

15

Это Колобок?

Да!


 


 

Данный вид работы учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Подводя итоги, отметим, что вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределённости. Но вопрос же и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему.

Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти.

Если человек учится и при этом не задаёт вопросы (имеются в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершённости, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берём на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является.

Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.

Описанные выше формулы позволяют развивать умение грамотно задавать вопросы во всех учебных звеньях, начиная с младшего звена и заканчивая старшим.

Было бы здорово, если бы каждый учитель (не только литературы) применял данные виды работ на своих уроках.

 

Список использованной литературы

 

1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

 2. Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.