12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князева Наталья Борисовна12776
Князева Наталья Борисовна. Стаж работы 28 лет. Категория - высшая
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Классные мероприятия»

Школа. Пожалуй, нет человека, который не знает, что это такое. Мы все учились в школе. Моя школа дала мне не только знания учебного материала, но и научила дружить. Именно в школе приходит осознание, что такое благородство, воспитанность, что «один в поле не воин» и, что «делу время, а потехе час». Школа сформировала первые профессиональные навыки каждого из нас. Поэтому, будучи педагогом, уделяю огромное внимание созданию благоприятной воспитательной среды, которая будет окружать школьника, позволит ему эффективно развиваться и найти себя.

Воспитывающая (воспитательная) среда общеобразовательной школы создается на уроках, внеурочной деятельности, на внеклассных мероприятиях и классных часах. Дополняется в процессе взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Школа является второй по значимости, после семьи, для ребенка. Выполняя общественные поручения и являясь членом актива класса (школы) ребенок осваивает различные социальные роли, чувствует свою самореализацию, успех, проявляет лидерские качества. Так происходит насыщенное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, а также, личностное становление. Дети обмениваются информацией, договариваются для достижения общих целей, контролируют и корректируют действия друг друга, учатся объяснять эмоциональное состояние и поступки других.

Для формирования целостной личности, обладающей набором социально-ценностных качеств недостаточно просто пребывать в коллективе. Надо чтобы взаимоотношения в этом коллективе строились с опорой на культурные основы, на наличии возможностей самореализации и стремлений школьника. Классный руководитель, как и любой учитель на своем уроке, берет на себя руководство, в результате которого школьный класс становиться благоприятной развивающей средой каждого члена ученического коллектива, формирующей культурного гражданина страны. Существует большое количество форм организации воспитательного воздействия. Это беседы, встречи с интересными людьми, олимпиады, конкурсы, выставки, игры, собрания и т.д.

Взаимодействие школьников между собой может быть информационным, деятельностным и эмоциональным. Каждый тип взаимодействия важен и должен быть включен в программу воспитания. Если учесть все многообразие детского общения и положение (статус) каждого ребенка в нем, то школьный коллектив будет функционировать эффективно. Свою работу с классом начинаю с составления психологического портрета класса и каждого ребенка отдельно. В этом году у меня подростки 12 – 13 лет. Работу с ними я начала с психологического тестирования на определение самооценки и теста «Несуществующее животное». Интерпретация тестов и наблюдения позволили определить проблемные зоны. Наиболее ярко выделялась девочка с внешней агрессией и неприятием чужого мнения. Про таких говорят: «У нее два мнения свое и неправильное». Девочка имеет завышенную самооценку, сформированную на психологическом комплексе. Это определило тему классного часа «Гордость и гордыня». После просмотра развивающего мультфильма для детей «Гордыня» (Ссылка: Гордыня. Развивающий мультфильм Сундучок - YouTube), классу надо было ответить на вопросы и высказать свое мнение.

Вопросы для беседы:

  1. Сколько героев в мультфильме? (3)
  2. Как зовут главного героя? (Мирон)
  3. В чем была его проблема? (Он рассорился с другом, отказался ему помочь и сказал, что они «разные»)
  4. Что Мирон предлагал сделать для решения ситуации? (Чтобы извинилась за него Роза)
  5. Что на самом деле мешало Мирону извиниться перед другом? (Гордыня мешала помочь другу и извиниться перед ним).

Проделанная работа дала небольшие плоды. Девочка стала давать возможность высказываться другим, а не перебивать их. И если у нее нет своего предложения (мнения), то позволять другим реализовывать свои идеи. Для себя в этом случае она выбирает роль зрителя.

Таким образом, воспитательная среда – это пространство созидания, общения, различных событий, взаимоотношений и демонстраций достижений. Она может и должна использовать актуальные традиционные, современные и инновационные образовательные технологии, онлайн-форматы, цифровые технологии и т.д. Воспитательная среда любой образовательной организации направлена на создание условий для развития личности, формирования патриотизма, чувства уважения к памяти защитников Отечества, к старшему поколению, к труду, бережного отношения к культурному наследию и традициям нашей страны, формирования норм поведения, бережного отношения к природе и профилактику «плохого» поведения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гордыня. Развивающий мультфильм Сундучок - YouTube

2. Лекция «Формирование воспитательного пространства общеобразовательной организации» | Педагогическая мастерская | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)

3. Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Аппарата ректора ФГБОУ ВО «Московский государственный областной университет». Материалы семинара-совещания по вопросу реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в образовательных организациях.

Опубликовано в группе «Классные мероприятия»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.