12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Борисова Ольга Александровна899 Учитель-логопед высшей кв. кат. Почетный работник сферы образования РФ. Стаж 25 лет.
Окончила дефектологический факультет УрГПУ по специальности олигофренопедагогика и логопедия. Награждена Почетной грамотой Министерства Образования РФ Россия, Москва Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед » |
Сценарий интегрированной образовательной деятельности воспитателей и учителя-логопеда в рамках проекта «Агния Барто - знакомая и неизвестная»
Сценарий
интегрированной образовательной деятельности
воспитателей и учителя-логопеда
для детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушением речи.
Тема: «Чтение стихотворения А. Барто «Милочка-копилочка»
презентация к занятию
PPTX / 35.57 Мб
элементы игровой образовательной среды
DOCX / 47.46 Мб
Подготовили и провели
учитель – логопед выс. кв. кат.
Борисова Ольга Александровна
Воспитатель выс. кв.кат.
Ляпунова Наталья Олеговна
Воспитатель 1 кв. кат.
Мисник Анастасия Валерьевна
ГБОУ Гимназии №1538
дошкольного отделения «Жемчужинка»
Москва, 2017
Тема: «Чтение стихотворения А. Барто «Милочка-копилочка»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель: обогащение социально-коммуникативного опыта детей в процессе ознакомления с творчеством А. Барто.
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством А. Барто, развивать художественное восприятие, обогащать эмоциональный опыт детей, поддерживать интерес к художественной литературе (художественно-эстетическое развитие);
- учить понимать образный язык стихотворения, слушать и делится впечатлениями о прочитанном произведении, развивать поэтический слух, литературную речь; обогащать словарь (речевое развитие);
- стимулировать познавательный интерес, способность к догадке (познавательное развитие);
- формировать социально-коммуникативные компетенции: оценивать поступки героев, развивать навыки работы в группе, способы организации совместной деятельности (социально-коммуникативное развитие).
Предварительная работа:
- чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая», «Уехали»; выставка книг А. Барто, подготовленная педагогом с родителями; изготовление «пуговиц настроения» из цветного картона.
Оборудование:
- иллюстрации к стихотворениям А. Барто из цикла «Игрушки»; ростовая кукла, два маленьких подноса с предметами: запонка, молния, булавка, пуговица, крючок, прищепка, скрепка; Презентация, магнитная доска, вырезанные из бумаги пуговицы трех цветов (красные, зеленые, синие); ростовая кукла.
Ход занятия:
Организационный момент:
Упражнение-приветствие «Здравствуйте»
Дети стоят полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, сейчас сядут девочки, когда услышат колокольчик, сядут мальчики, когда услышат бубен. (Звонит колокльчик, стучит бубен. Дети садятся на ковер)
Вводная часть. (мотивационно-целевой этап):
Знакомство с гостем, «Милочка-копилочка», создание проблемно-поисковой ситуации
Стук в дверь
Воспитатель 1: Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка - Милочка-копилочка. Посмотрите, сколько у нее вещей. Но мне кажется, что она грустная (кукла говорит на ушко)… (Воспитатель использует ростовую куклу).
Воспитатель 2: Ребята, Милочка по дороге в детский сад сказала мне, что не знает, почему ее называют Милочка-копилочка.
Воспитатель 1:Ребята, вы хотите помочь Милочке-копилочке узнать об этом?
Дети: Да, мы хотим помочь Милочке.
Воспитатель 1: Как же это можно сделать?
Дети: Спросить у Милочки. (Выслушать несколько ответов детей)
Воспитатель 1: Может быть, нам посмотреть, что она принесла с собой?
Дети: Милочка принесла книгу А.Барто. Милочка принесла игры. Милочка принесла коробку с вещами (можно ее приоткрыть). Милочка принесла кармашек. Милочка принесла разные вещи (на подносах).
Воспитатель 1: Что же с этими вещами можно делать?
Дети: В игры можно играть. Книгу можно читать. И т.д.
Этап актуализации имеющихся знаний:
Воспитатель 1: Давайте посмотрим, что за игры у Милочки-копилочки, может быть они подскажут ответ на вопрос Милочки.
Логопед: Игра «Смотри внимательно – выполняй старательно».
Я показываю игрушки (картинки), а вы узнаете артикуляционное упражнение и выполняете его. (артикуляционная гимнастика)
«Мячик» - надуть щеки. Держим до окончания стихотворных строк. | «Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик» |
«Слон» -губы вытянуты «хоботком» | «Спит спокойно сытый слон, он слонихе шлет поклон» |
«Лошадка» - ритмично цокать языком | «Я люблю свою лошадку, Причешу ей хвостик гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости» |
Дети выполняют артикуляционные упражнения, слушают строки стихотворений А. Барто.
Логопед: Молодцы. Хорошо выполнили упражнения. А кто написал стихи к упражнениям артикуляционной гимнастики.
(Презентации. Слайд 1.)
Дети: Стихи написала А.Барто.
Игра «Головоломка»
Детям предлагается разделиться на группы и собрать пазлы с изображением стихов А. Барто.
Дети собирают пазлы и вспоминают известные стихи А. Барто из цикла «Игрушки», если они затрудняются, то воспитатель помогает, указывая на предметы или действия героев стихотворений.
(Презентация. Слайд 2)
Воспитатель1: Сколько мы стихотворений вспомнили! Замечательно. Мы с вами вспомнили стихи, которые вы знаете с детства, недавно мы читали стихи.
Воспитатель показывает портрет писательницы, иллюстрации из ее стихотворений.
Воспитатель 1: Давайте вспомним ещё одно стихотворение А.Барто «Кораблик».
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«КОРАБЛИК»
Матросская шапка,
Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке. И скачут лягушки За мной по пятам - Прокати, капитан! | ладонь правой руки положить на голову вращат. движения руками вокруг друг друга попеременно рукой «тянем веревку» к себе волнообразные движения рукой сжимаем, разжимаем кулачки хлопки ладонями «отдать честь» правой рукой |
Воспитатель 1: Ну что же, кто-то понял, почему Милочку называют копилочкой.
Дети: Нет.
Воспитатель 1: Как же нам узнать?Где написано обо всём?
Дети предлагают посмотреть, что еще есть у Милочки.
Поисково-исследовательский этап чтение стихотворения
Воспитатель 2: Давайте посмотрим, что еще с собой принесла Милочка-копилочка. Рассматриваем книгу, принесенную Милочкой-копилочкой.
Ребята, а здесь есть стихотворение так и называется «Милочка-копилочка».
Как вы думаете, стоит нам его прочитать?
Воспитатель выразительно читает стихотворение.
Утром запонка пропала,
И от папы всем попало.
А когда пропал и галстук,
Папа даже испугался.
А когда пропала бритва,
Началась в квартире битва.
Папа лазил под диваном,
Двигал кресло и кровать,
Шарил палками под ванной,
Стал со шкафом воевать.
Но ни запонки, ни бритвы
Бедный папа не нашёл,
И сердитый, и не бритый
Он без галстука ушел.
Все полезли под диваны,
Двигать начали кровать,
Шарить палками под ванной,
Чемоданы открывать.
Три часа без передышки
Перетряхивали книжки.
Проползали по паркету
И шептали: «Нету, нету…»
Беседа по содержанию
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Кто потерял свои вещи?
Дети: Папа потерял свои вещи.
Воспитатель: Где папа искал свои вещи?
Дети: Папа искал вещи под диваном, под ванной, под креслом и кроватью.
Воспитатель: Нашёл ли вещи папа? Кто помогал папе искать вещи?
Дети: Нет, не нашёл папа вещи. Ему все стали помогать искать вещи.
Воспитатель: Как нашлись потерянные вещи?
Дети: Вещи выпали и Милиного кармана.
Воспитатель: Как назвал автор стихотворение?
Дети: Автор назвал стихотворение– «Милочка-копилочка».
Воспитатель: Вы уже догадались, почему автор придумал такое название своему стихотворению? Что такое копилочка?
Дети: Копилка – ящичек (или иное вместилище) с узкой щелью для опускания монет с целью накопления их.
Милочка собрала и копила все вещи и положила к себе в карман, чтобы с ними потом поиграть. Мила копит вещи.
Логопед: Ребята, Милочка накопила нам очень много игр. Игры сложные. Прежде, чем мы начнём в них играть, нам надо подготовиться. Предлагаю вам сделать зарядку!
ФИЗКУЛЬТ – МИНУТКА
«ЗАРЯДКА»
По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд! Левая! Правая!
Бегая, Плавая, Мы растём смелыми , На солнце загорелыми Ноги наши быстрые, Метки наши стрелы Крепки наши мускулы и глаза не тусклые (повторяется -2 р.) | (дети выходят на середину зала) (поднимают руки поочерёдно вверх) (бег на месте) (движение руками…) (тянуться на носочках к солнышку) (поднимают ноги высоко, согнутые в коленях) (руки поочередно вперёд) (сгибают руки в локтях) |
(Дети садятся на стулья или на ковер)
Практический этап (закрепление новых знаний).
Воспитатель1: Ребята, что ещё есть у Милочки?
Дети: У Милы есть флажки?
Воспитатель1: Помните, стихотворение начинается со слов «Утром запонка пропала…». Ребята, вы знаете, что такое «запонка»? Давайте выясним, что это за предмет. Согласны? Отлично! Мы разделимся на две команды с помощью флажков. Каждая команда получит поднос с разными предметами. Рассмотрите эти предметы и вместе решите, какой предмет вы считаете запонкой. Затем один человек из каждой команды покажет этот предмет и объяснит, почему вы так решили.
Дети выполняют задание. Затем вместе с воспитателем выслушивают мнения каждой группы. Воспитатель показывает правильный ответ.
Воспитатель: Посмотрите на запонку. Для чего же нужна запонка?
Дети: Она используется вместо пуговицы.
Игра «Что у Милы в кармашке?»
(Презентация слайд 3-9)
Воспитатель2: Ребята, вспомните, где же оказались все потерянные вещи?
Дети: В кармане у Милы.
Воспитатель2: «И у Милы из кармана что-то выкатилось вдруг. Покатились из прорехи…» Что такое «прореха», как вы думаете?
Дети: Прореха – это дырочка, порванный кармашек.
Воспитатель объясняет значение слова «прореха» на примере кармана.
Воспитатель2: Ребята! Наша гостья снова хочет с вами поиграть! Для этого я прочитаю следующий отрывок из стихотворения, в котором перечисляются предметы, лежащие в Милином кармашке. Запомните их.
А теперь отгадайте, какого предмета не было в кармане у Милочки.
Воспитатель достает из кармашка 4 картинки. Дети отгадывают и называют предмет, которого не было у Милочки-копилочки в стихотворении. Вам необходимо назвать лишний предмет – тот, которого не было в кармане у Милы. (игра проводится 3-4 раза).
Игра «Что у Милочки в коробочке?»
(Презентация. Слайд 10 – 13)
Логопед: Ребята, а вот ещё одна игра от Милочки. Это – карточки с символами, обозначающими предмета. Прочитав карточку, мы с вами узнаем, что лежит в этой коробке.
Дети по символам составляют и «читают загадку-описание».
После ответов детей, воспитатель вынимает из коробки, подходящие к данным признакам предметы (игрушки).
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель:: Ребята, вы уже догадались, почему Милочку назвают Милочка-копилочка?
Дети: Милочка собирает и копит разные игры, как копилочка.
Воспитатель1: Ребята, что вы сегодня нового узнали?
Дети: Мы узнали стихотворение «Милочка-копилочка».
Мы узнали, что такое запонка. Мы узнали, что такое копилочка.
Мы узнали, почему Милочку называют копилочка.
Логопед: Ребята, Милочке понравилось у нас в гостях. Ей с вами было интересно играть. Мы с вами приготовили пуговицы трех цветов. Если вам было с Милой интересно, какую пуговицу вы выберете?
Дети: Красную пуговицу.
Логопед: Если интересно, но непонятно что-то?
Дети: Синюю пуговицу.
Логопед: Если неинтересно?
Дети: Зеленую пуговицу.
Воспитатель берет поднос с пуговицами, проходит мимо детей, и каждый выбирает нужную медальку. Если ребенок выбирает синюю или зеленую медальку, воспитатель спрашивает, почему он выбрал медальку этого цвета, что было непонятно на занятии, что не понравилось.