Сценарий интегрированной образовательной деятельности воспитателей и учителя-логопеда в рамках проекта «Агния Барто - знакомая и неизвестная»
Пояснительная записка к презентации
Сценарий
интегрированной образовательной деятельности
воспитателей и учителя-логопеда
для детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушением речи.
Тема: «Чтение стихотворения А. Барто «Милочка-копилочка»
презентация к занятию
PPTX / 35.57 Мб
элементы игровой образовательной среды
DOCX / 47.46 Мб
Подготовили и провели
учитель – логопед выс. кв. кат.
Борисова Ольга Александровна
Воспитатель выс. кв.кат.
Ляпунова Наталья Олеговна
Воспитатель 1 кв. кат.
Мисник Анастасия Валерьевна
ГБОУ Гимназии №1538
дошкольного отделения «Жемчужинка»
Москва, 2017
Тема: «Чтение стихотворения А. Барто «Милочка-копилочка»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель: обогащение социально-коммуникативного опыта детей в процессе ознакомления с творчеством А. Барто.
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством А. Барто, развивать художественное восприятие, обогащать эмоциональный опыт детей, поддерживать интерес к художественной литературе (художественно-эстетическое развитие);
- учить понимать образный язык стихотворения, слушать и делится впечатлениями о прочитанном произведении, развивать поэтический слух, литературную речь; обогащать словарь (речевое развитие);
- стимулировать познавательный интерес, способность к догадке (познавательное развитие);
- формировать социально-коммуникативные компетенции: оценивать поступки героев, развивать навыки работы в группе, способы организации совместной деятельности (социально-коммуникативное развитие).
Предварительная работа:
- чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая», «Уехали»; выставка книг А. Барто, подготовленная педагогом с родителями; изготовление «пуговиц настроения» из цветного картона.
Оборудование:
- иллюстрации к стихотворениям А. Барто из цикла «Игрушки»; ростовая кукла, два маленьких подноса с предметами: запонка, молния, булавка, пуговица, крючок, прищепка, скрепка; Презентация, магнитная доска, вырезанные из бумаги пуговицы трех цветов (красные, зеленые, синие); ростовая кукла.
Ход занятия:
Организационный момент:
Упражнение-приветствие «Здравствуйте»
Дети стоят полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, сейчас сядут девочки, когда услышат колокольчик, сядут мальчики, когда услышат бубен. (Звонит колокльчик, стучит бубен. Дети садятся на ковер)
Вводная часть. (мотивационно-целевой этап):
Знакомство с гостем, «Милочка-копилочка», создание проблемно-поисковой ситуации
Стук в дверь
Воспитатель 1: Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка - Милочка-копилочка. Посмотрите, сколько у нее вещей. Но мне кажется, что она грустная (кукла говорит на ушко)… (Воспитатель использует ростовую куклу).
Воспитатель 2: Ребята, Милочка по дороге в детский сад сказала мне, что не знает, почему ее называют Милочка-копилочка.
Воспитатель 1:Ребята, вы хотите помочь Милочке-копилочке узнать об этом?
Дети: Да, мы хотим помочь Милочке.
Воспитатель 1: Как же это можно сделать?
Дети: Спросить у Милочки. (Выслушать несколько ответов детей)
Воспитатель 1: Может быть, нам посмотреть, что она принесла с собой?
Дети: Милочка принесла книгу А.Барто. Милочка принесла игры. Милочка принесла коробку с вещами (можно ее приоткрыть). Милочка принесла кармашек. Милочка принесла разные вещи (на подносах).
Воспитатель 1: Что же с этими вещами можно делать?
Дети: В игры можно играть. Книгу можно читать. И т.д.
Этап актуализации имеющихся знаний:
Воспитатель 1: Давайте посмотрим, что за игры у Милочки-копилочки, может быть они подскажут ответ на вопрос Милочки.
Логопед: Игра «Смотри внимательно – выполняй старательно».
Я показываю игрушки (картинки), а вы узнаете артикуляционное упражнение и выполняете его. (артикуляционная гимнастика)
«Мячик» - надуть щеки. Держим до окончания стихотворных строк. |
«Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик» |
«Слон» -губы вытянуты «хоботком» |
«Спит спокойно сытый слон, он слонихе шлет поклон» |
«Лошадка» - ритмично цокать языком |
«Я люблю свою лошадку, Причешу ей хвостик гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости» |
Дети выполняют артикуляционные упражнения, слушают строки стихотворений А. Барто.
Логопед: Молодцы. Хорошо выполнили упражнения. А кто написал стихи к упражнениям артикуляционной гимнастики.
(Презентации. Слайд 1.)
Дети: Стихи написала А.Барто.
Игра «Головоломка»
Детям предлагается разделиться на группы и собрать пазлы с изображением стихов А. Барто.
Дети собирают пазлы и вспоминают известные стихи А. Барто из цикла «Игрушки», если они затрудняются, то воспитатель помогает, указывая на предметы или действия героев стихотворений.
(Презентация. Слайд 2)
Воспитатель1: Сколько мы стихотворений вспомнили! Замечательно. Мы с вами вспомнили стихи, которые вы знаете с детства, недавно мы читали стихи.
Воспитатель показывает портрет писательницы, иллюстрации из ее стихотворений.
Воспитатель 1: Давайте вспомним ещё одно стихотворение А.Барто «Кораблик».
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«КОРАБЛИК»
Матросская шапка,
Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке. И скачут лягушки За мной по пятам - Прокати, капитан! |
ладонь правой руки положить на голову вращат. движения руками вокруг друг друга попеременно рукой «тянем веревку» к себе волнообразные движения рукой сжимаем, разжимаем кулачки хлопки ладонями «отдать честь» правой рукой |
Воспитатель 1: Ну что же, кто-то понял, почему Милочку называют копилочкой.
Дети: Нет.
Воспитатель 1: Как же нам узнать?Где написано обо всём?
Дети предлагают посмотреть, что еще есть у Милочки.
Поисково-исследовательский этап чтение стихотворения
Воспитатель 2: Давайте посмотрим, что еще с собой принесла Милочка-копилочка. Рассматриваем книгу, принесенную Милочкой-копилочкой.
Ребята, а здесь есть стихотворение так и называется «Милочка-копилочка».
Как вы думаете, стоит нам его прочитать?
Воспитатель выразительно читает стихотворение.
Утром запонка пропала,
И от папы всем попало.
А когда пропал и галстук,
Папа даже испугался.
А когда пропала бритва,
Началась в квартире битва.
Папа лазил под диваном,
Двигал кресло и кровать,
Шарил палками под ванной,
Стал со шкафом воевать.
Но ни запонки, ни бритвы
Бедный папа не нашёл,
И сердитый, и не бритый
Он без галстука ушел.
Все полезли под диваны,
Двигать начали кровать,
Шарить палками под ванной,
Чемоданы открывать.
Три часа без передышки
Перетряхивали книжки.
Проползали по паркету
И шептали: «Нету, нету…»
Беседа по содержанию
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Кто потерял свои вещи?
Дети: Папа потерял свои вещи.
Воспитатель: Где папа искал свои вещи?
Дети: Папа искал вещи под диваном, под ванной, под креслом и кроватью.
Воспитатель: Нашёл ли вещи папа? Кто помогал папе искать вещи?
Дети: Нет, не нашёл папа вещи. Ему все стали помогать искать вещи.
Воспитатель: Как нашлись потерянные вещи?
Дети: Вещи выпали и Милиного кармана.
Воспитатель: Как назвал автор стихотворение?
Дети: Автор назвал стихотворение– «Милочка-копилочка».
Воспитатель: Вы уже догадались, почему автор придумал такое название своему стихотворению? Что такое копилочка?
Дети: Копилка – ящичек (или иное вместилище) с узкой щелью для опускания монет с целью накопления их.
Милочка собрала и копила все вещи и положила к себе в карман, чтобы с ними потом поиграть. Мила копит вещи.
Логопед: Ребята, Милочка накопила нам очень много игр. Игры сложные. Прежде, чем мы начнём в них играть, нам надо подготовиться. Предлагаю вам сделать зарядку!
ФИЗКУЛЬТ – МИНУТКА
«ЗАРЯДКА»
По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд! Левая! Правая!
Бегая, Плавая, Мы растём смелыми , На солнце загорелыми Ноги наши быстрые, Метки наши стрелы Крепки наши мускулы и глаза не тусклые (повторяется -2 р.) |
(дети выходят на середину зала) (поднимают руки поочерёдно вверх) (бег на месте) (движение руками…) (тянуться на носочках к солнышку) (поднимают ноги высоко, согнутые в коленях) (руки поочередно вперёд) (сгибают руки в локтях) |
(Дети садятся на стулья или на ковер)
Практический этап (закрепление новых знаний).
Воспитатель1: Ребята, что ещё есть у Милочки?
Дети: У Милы есть флажки?
Воспитатель1: Помните, стихотворение начинается со слов «Утром запонка пропала…». Ребята, вы знаете, что такое «запонка»? Давайте выясним, что это за предмет. Согласны? Отлично! Мы разделимся на две команды с помощью флажков. Каждая команда получит поднос с разными предметами. Рассмотрите эти предметы и вместе решите, какой предмет вы считаете запонкой. Затем один человек из каждой команды покажет этот предмет и объяснит, почему вы так решили.
Дети выполняют задание. Затем вместе с воспитателем выслушивают мнения каждой группы. Воспитатель показывает правильный ответ.
Воспитатель: Посмотрите на запонку. Для чего же нужна запонка?
Дети: Она используется вместо пуговицы.
Игра «Что у Милы в кармашке?»
(Презентация слайд 3-9)
Воспитатель2: Ребята, вспомните, где же оказались все потерянные вещи?
Дети: В кармане у Милы.
Воспитатель2: «И у Милы из кармана что-то выкатилось вдруг. Покатились из прорехи…» Что такое «прореха», как вы думаете?
Дети: Прореха – это дырочка, порванный кармашек.
Воспитатель объясняет значение слова «прореха» на примере кармана.
Воспитатель2: Ребята! Наша гостья снова хочет с вами поиграть! Для этого я прочитаю следующий отрывок из стихотворения, в котором перечисляются предметы, лежащие в Милином кармашке. Запомните их.
А теперь отгадайте, какого предмета не было в кармане у Милочки.
Воспитатель достает из кармашка 4 картинки. Дети отгадывают и называют предмет, которого не было у Милочки-копилочки в стихотворении. Вам необходимо назвать лишний предмет – тот, которого не было в кармане у Милы. (игра проводится 3-4 раза).
Игра «Что у Милочки в коробочке?»
(Презентация. Слайд 10 – 13)
Логопед: Ребята, а вот ещё одна игра от Милочки. Это – карточки с символами, обозначающими предмета. Прочитав карточку, мы с вами узнаем, что лежит в этой коробке.
Дети по символам составляют и «читают загадку-описание».
После ответов детей, воспитатель вынимает из коробки, подходящие к данным признакам предметы (игрушки).
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель:: Ребята, вы уже догадались, почему Милочку назвают Милочка-копилочка?
Дети: Милочка собирает и копит разные игры, как копилочка.
Воспитатель1: Ребята, что вы сегодня нового узнали?
Дети: Мы узнали стихотворение «Милочка-копилочка».
Мы узнали, что такое запонка. Мы узнали, что такое копилочка.
Мы узнали, почему Милочку называют копилочка.
Логопед: Ребята, Милочке понравилось у нас в гостях. Ей с вами было интересно играть. Мы с вами приготовили пуговицы трех цветов. Если вам было с Милой интересно, какую пуговицу вы выберете?
Дети: Красную пуговицу.
Логопед: Если интересно, но непонятно что-то?
Дети: Синюю пуговицу.
Логопед: Если неинтересно?
Дети: Зеленую пуговицу.
Воспитатель берет поднос с пуговицами, проходит мимо детей, и каждый выбирает нужную медальку. Если ребенок выбирает синюю или зеленую медальку, воспитатель спрашивает, почему он выбрал медальку этого цвета, что было непонятно на занятии, что не понравилось.
Тихомирова Екатерина Витальевна
Борисова Ольга Александровна
Ларькова Татьяна Сергеевна