Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме «Глагол»
Автор: Дементьева Оксана Андреевна,
учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: сценарий итогового урока по теме «Глагол»
Аннотация: в настоящей статье представлен сценарий итогового урока русского языка по теме «Глагол» с использованием дидактического материала, направленного на популяризацию здорового образа жизни. Кроме того, статья включает в себя разработанное авторское домашнее задание.
Ключевые слова: глагол, здоровый образ жизни, групповая работа, ИКТ.
Содержание работы
«Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает», – писал Козьма Прутков. Нельзя не согласиться с этим высказыванием: несмотря на популяризацию здорового образа жизни в СМИ и на телевидении, число детей, имеющих отклонения в здоровье, неуклонно растет. В XXI веке огромную роль в формировании у подрастающего поколения представления о способах сохранения и укрепления здоровья играет именно школа. Согласно ФГОС сохранение здоровья ребенка и применение здоровьесберегающих технологий – одно из основополагающих направлений современного образования.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя не только проведение тематических классных часов, дней здоровья и физкультминуток, но и элементы, которые на первый взгляд не заметны ребенку: оптимальную плотность урока, индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее во времени, чередование видов учебной деятельности и т.д. В своей статье я рассматриваю еще один способ здоровьесбережения: использование на уроке дидактического материала, включающего информацию о здоровом образе жизни.
Одной из основных компетенций, на формирование которых направлены уроки русского языка, является социокультурная. Ее суть заключается в использовании в качестве дидактического материала текстов, расширяющих представление ребенка об окружающем мире. Так, в ходе данного урока учащиеся отрабатывают основные навыки, сформированные в результате изучения темы «Глагол», опираясь на тематические тексты о разных аспектах здоровья. В основе урока лежит групповая работа, дифференцированная по степени сложности: низкий уровень (группа ученых), средний (группа докторов), высокий (группа философов).
Чтобы урок был не только познавательным, но ещё интересным и насыщенным, используются материалы, затрагивающие различные аспекты темы:
профилактика ОРВИ и гриппа;
сохранение здоровья на уроках и переменах;
факты о Н.И. Пирогове – одном из самых известных российских медиков.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Глагол»
- совершенствовать орфографические навыки
- развить устную речь и навыки публичного выступления
- сформировать представление о здоровом образе жизни, о разных сферах здоровья
Планируемые результаты:
а) личностные (сформированность представления о ценности здорового и безопасного образа жизни);
б) метапредметные:
- коммуникативные (способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; умение работать в группе);
- регулятивные (умение определять цель предстоящей деятельности, способность прогнозировать последовательность действий, умение адекватно оценивать достигнутые результаты);
- познавательные (умение находить в тексте требуемую информацию);
в) предметные (знание морфологических признаков глагола, умение их определять; знание норм употребления глаголов, использование их в собственной речи).
Сценарий урока
Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, целеполагание
Здравствуйте, ребята! Подготовьте, пожалуйста, тетради и письменные
принадлежности.
Сегодня наш урок будет посвящен повторению по теме «Глагол». Но говорить мы будем не только об этой части речи, а кое о чем еще. А чтобы понять, о чём же пойдет речь, вам предстоит разгадать небольшой кроссворд и определить ключевое слово.
Вопросы к кроссворду
Как называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие без действующего лица (предмета)? (Безличные)
Какой их перечисленных признаков нельзя определить у глагола: род, лицо, падеж, спряжение? (Падеж)
Как называется словоизменительная грамматическая категория глагола, выражающая отношение того, кто производит действие, к тому, кто о нем говорит? (Лицо)
Эта грамматическая категория глагола указывает на то, в какой момент относительно момента речи производится действие. (Время)
Как называются глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными и местоимениями в винительном падеже без предлога? (Переходные)
Как называются глаголы, имеющие постфикс –ся (-сь)? (Возвратные)
Образуйте форму повелительного наклонения 2 лица единственного числа от глагола со следующим лексическим значением «отделить острым режущим инструментом». (Отрежь)
К какому наклонению относятся следующие глаголы: хотел бы, сделал бы, подготовился бы? (Условное)
Итак, ключевое слово кроссворда – здоровье. Как вы понимаете, что такое здоровье? (Учащиеся высказывают свои предположения). Давайте теперь обратимся к толковому словарю C.И. Ожегова и прочитаем, какое определение дается там.
Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Состояние здоровья. Беречь здоровье. Расстроить здоровье.
То или иное состояние организма. Крепкое здоровье. Слабое здоровье.
Как вы думаете, в какой форме мы будем обращаться к теме здоровье во время повторения изученного? Какие цели мы должны поставить перед собой на этот урок? Что должны повторить?
Итак, в ходе сегодняшней работы вы не только обобщите всю полученную информацию о глаголе, но и получите представление о здоровом образе жизни. Вам предстоит узнать о способах профилактики гриппа и ОРВИ, сформулировать основные правила поведения в школе, которые позволят учащимся сохранить здоровье, узнать об одном из самых известных русских медиков.
Ну что ж, начнем.
II. Групповая работа. Обобщение и систематизация знаний. Формирование представления о здоровом образе жизни.
Ребята, сейчас вы будете разделены на три группы: группу докторов, философов и ученых. Каждой группе предстоит выполнить свое задание, которое связано с темой сегодняшнего урока. На выполнение задания отводится 7 минут, на представление результатов – 5 минут для каждой группы (перед представлением результатов проводится физкультминутка).
Группа ученых
Внимательно прочитайте памятку по профилактике гриппа и ОРВИ, найдите лишние пункты, вычеркните их или внесите поправки. Перескажите исправленный текст. Сделайте вывод о том, какие формы глагола чаще всего используются в таких памятках.
Текст памятки
Соблюдайте правила личной гигиены! Следите за чистотой одежды и постельного белья. Как можно чаще мойте руки, протирайте телефон антисептическим средством.
Регулярно убирайте и проветривайте помещение, чаще бывайте на свежем воздухе.
Если вы все-таки обнаружили у себя признаки заболевания, как можно скорее начните заниматься самолечением: подышите над картошкой, закапайте в нос сок алоэ и т.д.
В период эпидемии гриппа и ОРВИ избегайте мест массового скопления людей (торговых центров, кинотеатров, концертных площадок и т.д.)
Ни в коем случае не прикрывайте нос и рот одноразовыми салфетками, когда кашляете или чихаете. Одному болеть скучно!
Употребляйте белковую пищу, лук, чеснок, фрукты и овощи. Принимайте поливитаминные комплексы.
Постарайтесь высыпаться. Не забывайте про физическую активность.
Проанализировав формы глагола, учащиеся приходят к выводу, что для такого рода текстов характерны глаголы повелительного наклонения второго лица множественного числа (соблюдайте, ограничьте и т.д.). Как и в пословицах, глаголы 2-го лица указывают на действие не конкретных людей, а неких обобщенных субъектов.
Учитель. А что выражают здесь глаголы повелительного наклонения:
просьбу, приказ или совет?
Ученики. В данной памятке глаголы в форме повелительного наклонения выражают совет.
Группа докторов
Составьте памятку на тему «Сохранение здоровья на уроках и переменах». Включите в неё не менее семи пунктов, используйте глаголы разных наклонений.
Подпишите над глаголами следующие морфологические признаки: переходность, спряжение, вид (работа выполняется на ватмане, сопровождается иллюстрациями).
Пример выполнения: Не следует (непереход; I спр., несов.в.) бегать (непереход; I спр., несов.в.) по коридорам, это может (непереход; I спр; несов.в.) привести (неперход; I спр; сов.в.) к различным травмам.
Группа философов
Перед вами текст, посвященный известному русскому хирургу и педагогу Н.И. Пирогову (текст составлен на основе данных, найденных в сети Интернет).
Внимательно прочитайте текст. Составьте к нему план, для каждого пункта подберите опорные слова-глаголы.
Перескажите текст, включив в свой пересказ слова
Н.И. Пирогова: «Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с лечебной, принесет несомненную пользу человечеству». Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? Почему?
Текст
Николай Иванович Пирогов – известный русский хирург, ученый и педагог. Он является автором многих замечательных трудов по медицине, топографической анатомии, педагогике.
Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии. Именно он предложил оперировать тяжелораненых солдат в полевых условиях. Людей же с более легкими ранениями, не требующими срочного вмешательства, по его предложению эвакуировали и лечили в больницах. Таким образом, благодаря методу Пирогова значительно снизилась смертность во время войн.
Николай Иванович первым в мире во время операций стал использовать в качестве обезболивающего средства эфирный наркоз. Применяя данный вид наркоза, великий хирург провел более трёхсот удачных операций во время Крымской войны. Кроме того, учёный придумал гипсовую повязку, которую мы используем до сих пор.
Пирогов был не только талантливым хирургом, но очень добрым, отзывчивым человеком. Нередко он совершенно бескорыстно помогал больным, раненым и бедным людям. За его способность к состраданию в народе Николая Ивановича стали называть «чудесным доктором».
Прошло более ста лет со дня смерти Пирогова, но до сих пор многие врачи в России и за её пределами считают его своим учителем. Студенты-медики до сих пор познают азы медицины по книгам этого замечательного хирурга.
Физкультминутка. Представление результатов групповой работы.
Употребление глаголов в речи. Работа по исправлению и предупреждению речевых ошибок.
Учитель. А теперь мы немного поработаем вместе. Перед каждым из вас лежит распечатка с правилами эффективного проведения зарядки. Но в каждом пункте правила допущены ошибки в употреблении или образовании форм глагола. Ваша задача – найти и исправить эти ошибки. На выполнение задания отводится 2 минуты, затем мы вместе проверим, что же у вас получилось.
Если вы хочете, чтобы наклоны головы приносили пользу, удерживайте голову в самой нижней точке несколько секунд. (Хотите).
Сжимайте руки в кулак, выполните круговые движения кистями. (Сожмите).
Встаньте прямо, покладите руки на плечи. Медленно выполняйте круговые движения руками вперед, затем назад. (Положите).
Те, кто хотят сделать круговые движения таза наиболее эффективными, выполняют упражнение с максимальной амплитудой. («Те, кто хочет…, выполняют», или «тот, кто хочет…, выполняет»).
Старайтесь нагинаться так, чтобы колени оставались прямыми. (Нагибаться).
Ляжьте на пол, согните ноги в коленях, руки за голову – начинайте медленно поднимать туловище. (Лягте).
Физкультминутка. А теперь давайте все вместе выполним пункты 1-5.
IV. Конструирование текста на заданную тему. Публичное выступление.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями!
Итак, всё, о чем мы говорили, касается здоровья физического. Но бывает здоровье еще и эмоциональное, душевное, и оно не менее важно, чем первое. И о его важности вам нужно будет сейчас порассуждать. Прочитайте высказывание шведского философа 19 века Кристофера Бострёма: «Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое и веселое настроение духа». Как вы его понимаете? Согласны ли вы с ним? Напишите сочинение-миниатюру, раскрывающее вашу точку зрения.
Публичное представление результатов (желательно, чтоб ученики не просто зачитывали получившиеся сочинения, а рассказывали их по памяти).
Рефлексия
Наш урок подходит к концу, пришло время подводить итоги. Скажите, понравился ли вам сегодняшний урок? Был ли он познавательным, открыли ли вы для себя что-то новое не только по теме «Глагол», но и в области здорового образа жизни? Какое задание вам показались наиболее полезными и интересными?
Домашнее задание
Задания 1-4 являются обязательными для выполнения. Задание 5 – повышенной сложности, его выполнение носит факультативный характер.
Прочитайте текст про древнегреческого целителя, врача и философа Гиппократа и выполните задание к нему.
Гиппократ родился около 460 года до нашей эры на острове Кос в семье потомственного врача. Именно отец привил сыну глубокую любовь к медицине и был его первым учителем.
Он стал первым врачевателем, который отверг распространенную тогда теорию о том, что на человека насылают болезни боги. Целитель был уверен, что причиной недугов являются неправильное питание, вредные привычки и природные факторы.
Благодаря стараниям Гиппократа медицину выделили в отдельную науку. Он является автором правил, регулирующих поведение хирурга в ходе операции. Кроме того, отец медицины сформулировал этические и моральные нормы для врачей.
Задания к тексту
Под знаком * дано дополнительное задание повышенной сложности.
Выпишите в начальной форме один глагол I спряжения и один глагол II спряжения, проспрягайте их. Выделите окончания.
Выпишите все невозвратные глаголы в составе словосочетаний. Определите, какие из них являются переходными, а какие непереходными.
Выполните морфологический разбор глагола (отец медицины) сформулировал.
Выпишите предложение, содержащее однородные подлежащие. Выполните его синтаксический разбор, над каждым словом подпишите часть речи.
*Придумайте к данному тексту не менее трех новых заданий. Запишите их.
Селиванова Галина Геннадьевна