Сценарий классного часа «О Великой Победе» (Начальные классы)

2
0
Материал опубликован 7 November 2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»











Сценарий классного часа:

«О Великой Победе»







Составители:

Вервейн Л.Н.,

учитель нач. классов,

Потапова Т.В.,

учитель нач. кассов,













г. Сухой Лог







Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

Дети.

1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

7.Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

«Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: С 15 по 30 января в нашей стране прошла «Неделя памяти», посвященная 70-летию освобождения Красной Армией узников концлагеря Аушвиц (Освенцим) и Международному дню памяти жертв Холокоста.

Освенцим –это меленький провинциальный городок в центре Польши, который стал самым известный лагерем времён Второй мировой войны. Весь лагерь был окружен двумя рядами колючей проволоки и сторожевыми башнями. За попытку только подойти к этой ограде любого заключённого ждала кара — немедленная смерть. В Освенциме было 4 газовые камеры и 4 крематория. Миллионы неповинных людей погибли.…Освобождали узников Освенцима воины 107-й, 100-й и ещё двух стрелковых дивизий советской армии. Послушайте отрывок из воспоминаний Василия Яковлевича Петренко, Героя Советского Союза, генерал – лейтенанта в отставке. “Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключённым лагеря, превратившимся в живых скелетов. Я приехал туда 29 января 1945 года. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Потом я увидел детей… жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а всё остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слезу этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…



После 1947 года польским правительством началось создание музея.



Давайте и мы пройдёмся по некоторым местам этого музея.



Под звуки песни “Бухенвальдский набат”.



Слова: А. Соболев, музыка: В. Мурадели.



Фильм о музее Освенцим.



Стихотворение «Дети в Освенциме»

(Наум Коржавин)



Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что – обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы.

Но их всё били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были,

Мужчины мучили детей.



Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это – было!

Мужчины мучили детей!

Учитель: Суровые годы Великой Отечественной войны выдвинули целую плеяду по-настоящему ярких, сильных личностей, которые, как это не раз бывало в истории, возглавили общенародную борьбу с захватчиками. На территориях, уже захваченных фашистами, организовывались партизанские отряды. Так называли людей, которые уходили в леса и оттуда вели борьбу с захватчиками. Они взрывали немецкие поезда, освобождали пленных, убивали врагов при любой возможности. Фашисты очень боялись партизан, поймать их было очень трудно.

«САШКО»

А. Барто

Уходит отец в партизаны…

Прощаться с отцом нелегко.

И вслед, обливаясь слезами,

Бежит босоногий Сашко.

Бежит он, хватаясь за стремя,

Цепляясь за гриву коня. —

И я в партизаны! Со всеми!

Я сильный, возьмите меня!

Тяжёлой и горестной болью

Сжимается сердце отца: —

Куда тебя взять? На недолю?

На смерть? На борьбу до конца?

Нет детскому горю предела…

Отец наклонился в седле:

За стремя хвататься не дело,

Ты лучше разведай в селе.

И вот тебе в руки граната,

Теперь ты готов ко всему;

И вот тебе в руки граната,

И дай я тебя обниму.

Скрылись вдали партизаны.

Теперь и отец далеко.

Спокойный, с сухими глазами

Стоит на дороге Сашко.

Сашко примечает: у хаты,

Где дворик, поросший травой,

Фашистские ходят солдаты,

Фашистский стоит часовой.

Тут офицеры из штаба…

В минуту Сашко на крыльце!

В сердце недетская храбрость,

Решимость на детском лице.

Я видел — в лесу партизаны,

Я шёл по опушке вчера,

Я видел своими глазами

Кто-то сидел у костра!

За пазухой холод гранаты,

Гладкий холодный металл.

Мальчик стоит среди хаты,

Он всё хорошо рассчитал,

Медленно, длинно, подробно

Он продолжает рассказ…

Довольно! — кричат ему злобно.

Где партизаны сейчас?

Ненависть больше не пряча,

Сашко выпрямляется весь,

И слышится голос ребячий:

Тут партизаны! Здесь!

Быстро метнулась граната

В тех шестерых у стола;

Быстро метнулась граната

К ним смерть, как расплата, пришла.

Сашко! Мальчуган босоногий!

Не жить тебе в тихом селе,

Не бегать по тёплой дороге.

Спокойный лежишь ты и строгий,

Величье на детском челе.

Грозной и яростной мести

Детские жаждут сердца…

Сашко! Мальчуган босоногий!

Мы отомстим до конца

За город, истерзанный боем,

За мирную хату твою,

За юное сердце героя,

Погибшее в смертном бою

Учитель: Яркой личностью был известный партизанский командир Батька Минай. Его судьба уникальна по масштабу происходивших с ним событий и страшных испытаний, выпавших на его долю.

Легендарный Батька Минай - так называли в годы Великой Отечественной войны Миная Филипповича Шмырева. Знаменитый партизанский вожак действовал со своей бригадой на Витебщине, но слава об этой неустрашимой бригаде еще в годы войны разошлась по всей Беларуси.

«Папа, за нас не волнуйся, никого не слушай, к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, то ты за нас отомстишь».

Это короткое письмо написала зимой 1941 года отцу, командиру партизанского отряда, 14-летняя Лиза Шмырева из застенков гитлеровских карателей. Она находилась в заложниках вместе с младшими братишками и сестренкой – трехлетним Мишенькой, восьмилетней Зиной и Сережкой, которому было 12. Записка, хранящаяся сейчас в мемориальном музее Миная Шмырева в Витебске, в свое время дошла до адресата. Он потом долгое время носил ее возле сердца, берег, и святее этого листочка для него не было...



Баллада о четырёх заложниках

А. Кулешов

От большой дороги в сторонке

Их ведут четырёх из дому.

Лет четырнадцать старшей девчонке,

Третий год пареньку меньшому.

Вместе с ними в подвал холодный

Гонят тётку, сестру Миная.

А Минай - это батька их родный,

Батька родный, мститель народный.

Пишут немцы о нем в газетах,

О его отряде, бригаде,

И приказы в былых сельсоветах

Порасклеили страха ради.

Со столбов, со стен, на светлицах

Угрожают Минаю напасти.

Должен он покориться, явиться,

Сдаться в руки немецкой власти.

И висят те приказы всюду:

На Минаевой хате и клети:

Коль не сдастся - расстреляны будут

На рассвете заложники-дети.

А в подвале дети Минная

Ожидают смертного часа.

С ними вместе тётка родная.

Скорбной лаской глаза лучатся.

Мальчик спрашивает у тётки,

Всё он хочет узнать, проверить:

Почему на окнах решётки?

Почему часовые у двери?

Скоро ль батька придёт за ними?

- Скоро, -тётка в ответ ему, -Скоро...

Поведёт полями родными,

Поведёт на волю по полю...

Что же нет его? Ночь коротка.

Часовые у двери стучатся.

-Спи, усни, - утешает тётка

В ожиданье смертного часа.

А когда уснул он, детям

Тетка правду сказала, не скрыла.

Лишь малыш не узнал, что с рассветом

Ожидает их всех могила.

- Вы, смотрите, ему не скажите,-

Наставляет детей Миная.

Снится мальчику тропка в жите,

Тропка к дому, к селу родному.

Сын во сне беспокойно дышит.

Это снится темница сыну.

Тут и мокрые стены и мыши.

Ты забыл нас, отец, покинул?

Может, ты заблудился где-то?

Немцы слева, а волки справа...

Спи. Отец не придёт. На это

Нет ему отцовского права.

Ночь проходит, солнце восходит.

Жаворонки запели в поле.

Вот солдаты ведут их куда-то…

Мальчик рад и солнцу и воле.

У глухой стены остановка.

Взял на мушку солдат ребёнка.

Выстрел! Сникла льняная головка,

И прижалась к груди ручонка.

Вновь солдат пистолет поднимает.

На стене заложников тени.

Вот и всё...

Перед батькой Минаем

Встаньте, все отцы, на колени.

Учитель: Отец внял жестоко-мудрой мольбе старшей дочки своей. 14 февраля 1942 года четверо детей и родная сестра Миная Шмырева были расстреляны.

В 1985 году накануне сорокалетия Дня Победы, в Сураже был открыт памятник детям Миная Филипповича Шмырева: Мише, Зине, Сереже и Лизе.

Учитель: А дети жили! Голодные ли, холодные ли, они жили! Многие из них даже не понимали, что происходит, где их мама и папа.

С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок -

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы -

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.



Итог.

Погибшим и живым

Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!



Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!



Пусть будет мир!

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Материал о Великой Победе был взят с сайта Википедия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.