Сценарий КВН для детей 6-7 лет
по развитию финансовой грамотности
Подготовила воспитатель:
Сомова Н.Н.
Описание: мероприятие будет интересно воспитателям и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, возможно, как проведение итогового занятия по финансовой грамотности.
Участники и условия проведения: в игре участвуют 2 команды детей, ответы на вопросы оценивают члены жюри; у каждой команды – свой игровой стол, название, за каждый правильный ответ команда получает от 1 до 2 жетонов (критерии: правильно, быстро, дружно).
Цель: способствовать формированию экономической культуры дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о составляющих семейного бюджета: доходы и расходы;
- закреплять представления о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
- закреплять представления о «разумном потреблении»;
- закреплять умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и любознательность детей;
- развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде;
- способствовать развитию коммуникативных способностей.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к сверстникам (уметь слушать, не перебивать, учитывать мнение друг друга).
Оборудование и материалы: мешочек с шелковыми платками двух цветов по количеству детей, жетоны, новые игры и игрушки для импровизированного магазина.
Ход игры
Воспитатель: Сегодня мы вновь собрались в клубе весёлых и находчивых. Сегодня наша игра про финансовую грамотность.
Дети делятся на две команды выбором шарфов (в «Чудесном мешочке» голубые и оранжевые шарфы). Выбирается капитан, название команды.
Воспитатель: Итак, правила игры:
• внимательно слушаете вопрос;
• обсуждаете, договариваетесь, кто будет отвечать и даете ответ;
• не выкрикиваете;
• за полный, правильный ответ команда получает жетон;
• за каждое нарушение правил команда платит штраф в размере одного жетона;
• побеждает та команда, у которой будет больше жетонов.
Конкурс 1 «Разминка».
1. Что такое бюджет семьи? (доходы и расходы семьи)
2. Что такое доходы? (складывается из общего количества денег, полученного всеми членами семьи за промежуток времени, например, месяц или год; зарплата родителей, пенсия и т.д.)
3. Что такое расходы? (то что семья тратит)
4. Что такое потребности? (Потребность – это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись: коммунальные услуги, еда, услуги здравоохранения, замена изношенной одежды).
5. Что такое желание в финансовом плане? (Желание – это то, что нам хотелось бы иметь, на что мы тоже тратим деньги: ювелирные украшения, модная красивая одежда и обувь, технические новинки, игрушки и т.д.).
6. Что следует оплатить в первую очередь: потребности или желание? И почему?
Конкурс 2 «Рассуждалки».
1. Представьте, что все взрослые решили больше не ходить на работу. Хорошо это или плохо?
Примечание: Обратить внимание детей на то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят, не будет электричества, воды, не будут ходить автобусы и т.д.
2. Представьте, что в нашей стране по желанию детей на всех хлебозаводах вместо хлеба стали изготавливать игрушки. Хорошо ли это и к чему может привести? (дефициту хлеба, хлеб станет дорогим)
3. На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести? (молочный завод понесет убытки, перенасыщение рынка мороженым)
4. Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров. Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано. Какую бы обувь вы купите — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную?
Примечание: Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
5. Мальвина сдаёт в кафе яблоки. Летом она их сдаёт по 5 руб. за кг, а зимой по 8 руб. за кг. Почему цена так меняется?
6. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Примечание: Обратить внимание детей на то, что цена некоторых товаров зависит от сезона.
7. Летом у вашей бабушки поспело много клубники. Вы уже все наелись и больше не хотите, а клубники еще много. Что будет с ягодами, если их оставить на грядке? (испортятся) Как быть? (можно ягоды продать или сварить варенье на зиму)
8. Бабушка решила сварить варенье и отправила вас с родителями за сахарным песком в магазин. Вам нужно купить 5 кг песка. И вот в магазине лежат пакеты с песком по 1 кг по цене 10 рублей и большие пакеты по 5 кг по цене 40 рублей. Как быть? (купить большой, оптом получается дешевле)
Примечание: Обратить внимание детей на то, что если нужно купить большое количество продуктов, то выгоднее купить оптом, не стоит переплачивать за упаковку.
9. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине «Магнит» они стоят 50 рублей, а в «Пятерочке» — 100 рублей точно такие же бананы. Где посоветуете Мише купить бананы? Почему?
10. Мама попросила сына купить 1 коробочку молока, а в магазине была акция. 10 коробок молока по цене 9-ти. И сын купил. Как вы думаете обрадуется мама такой покупке? (нет, столько молока не надо, оно испортится)
Примечание: Обратить внимание детей на то, что товар выгоднее покупать по акциям, со скидками, но делать это разумно. Не надо покупать товар, который не нужен, или много того, что может испортиться.
Конкурс 3 «Да - нет».
- Уходя из дома, надо выключать свет. (да)
- Чаще обедайте в кафе. (нет)
- Просите у родителей подарки к каждому празднику. (нет)
- Бережно относитесь к своим вещам. (да)
- Чаще пользуйтесь услугами такси. (нет)
- Старайтесь больше ходить пешком. (да)
- Чаще разговаривайте по сотовому телефону с друзьями. (нет)
- Не лейте понапрасну воду из - под крана. (да)
- Берегите свое здоровье, чтобы не покупать лекарства. (да)
Примечание: Обратить внимание детей на то, что на сэкономленные деньги можно купить что-то полезное, съездить в отпуск, устроить семейный праздник.
Конкурс 4 «Вопросы для капитанов».
1. Нужно ли планировать расходы? Зачем?
2. Чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?
Конкурс 5 «Правила бережливости».
- Команды по очереди назовите правила бережливости.
Ответы детей:
- Не покупать лишних продуктов,
- Не просить каждый день новую игрушку,
- Стараться покупать по скидкам и акциям,
- Экономить воду, электричество, газ,
- Бережно обращаться со своими вещами и вещами других людей,
- Разумно использовать материалы для игр и занятий – бумагу, краски.
Подведение итогов.
Воспитатель: Посчитайте, сколько жетонов заработали ваши команды.
Объявление результатов.
Воспитатель: А теперь у меня для вас есть сюрприз: ваши жетоны превращаются в рублики, и вы можете на них купить игрушки, которые останутся у нас в группе, и вы все вместе будете играть. Сначала в магазин идет команда - победитель. Договоритесь, что вы будете покупать и проходите в магазин.
Примечание: В импровизированном магазине приготовить новые игрушки с ценниками: дешевые – маленькие игрушки и дорогие - большие игрушки, игры. Ребятам надо договориться, что они купят: несколько дешевых, одну дорогую или обе команды объединят деньги и купят одну дорогую игру.
6
Галина Владимировна