Сценарий учебного занятия «Экскурсия 1. В горах» для обучающихся 6 классов
Сценарий учебного занятия – урока регионального компонента по теме «Экскурсия 1. В горах», для обучающихся 6 классов.
Автор: Хомякова Надежда Вячеславовна, учитель биологии,
МБОУ «БСОШ№1» г.Александровск, Пермский край
Занятие в рамках рабочей программы регионального курса «Мой Пермский край. Мир живой природы»
Тема: Экскурсия 1. В горах.
Тип занятия: Урок открытия новых знаний.
Цель содержательная: – создание условий для формирования представлений о флоре и фауне горных районов Пермского края.
Цель деятельностная: формирование у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с разными источниками информации и самостоятельно находить информацию из различных источников.
Планируемые результаты:
Предметные:
применять биологические термины и понятия;
описывать строение и жизнедеятельность живых организмов;
выявлять причинно-следственные связи между рельефом, климатическими условиями и живыми организмами, встречающимися на данной территории.
Метапредметные:
Познавательные:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления, работать по алгоритму
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Регулятивные:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; планировать свою деятельность по достижении результата, согласно поставленной задаче, совершенствовать навыки работы с разными источниками; умение проводить самооценку;
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение слушать, задавать вопросы и вступать в диалог.
Личностные:
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах).
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности. Приветствие учащихся
Учитель ведёт фронтальную беседу с учащимися: Мы продолжаем увлекательное путешествие по Пермскому краю. В 5-м классе вы познакомились с историей края, в этом году вам предстоит знакомство с миром живой природы. Мы совершим экскурсии (реальные и виртуальные) в различные уголки Пермского края. Первая наша экскурсия – это экскурсия в горы. Чем отличается природа гор от природы равнин? (ответы учащихся) Где более разнообразный животный и растительный мир в горах или на равнине? (учащиеся дают разные ответы и не могут прийти к общему мнению. Чтобы оценить разнообразие флоры и фауны, необходимо с ними познакомиться. Когда мы изучим природу разных территорий Пермского края, снова вернемся к этому вопросу.
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявления места и причины затруднения
Учитель подводит учащихся к формулировке темы и задач урока.
Ребята, что предстоит нас сегодня узнать?(учащиеся отвечают «какие растения и животные встречаются в горах Пермского края»)
Учитель объявляет тему урока «Что в горах растет. Кто в горах живет» и раздает рабочие листы (Приложение 1).
Чем отличаются обитатели горных районов разных высот? (нет ответа). Как растения и животные приспособились к обитанию в горных условиях?(нет ответа).
Этап построения проекта выхода из затруднения
А что именно надо узнать, чтобы мы смогли ответить на поставленные вопросы?
Ученики определяют задачи урока: изучить особенности природы горных районов Пермского края.
(ученики делают записи в рабочем листе)
Этап реализации построенного проекта
Учитель предлагает ученикам, с помощью учебника, выполнить задания 1,2,3 в рабочем листе.
(Приложение 1)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Отдельные учащиеся озвучивают ответы заданий, при необходимости учитель корректирует ответы. (учащиеся проверяют выполненные задания и оценивают по приведенным критериям)
Самостоятельная работа
Учащиеся выполняют задание 4, разгадывают кроссворд (Приложение 1)
Включение в систему знаний и повторения
Учитель возвращается к проблемным вопросам, поставленным в начале урока. Ученики делают вывод о том, что флора и фауна горных районов Пермского края очень разнообразна.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы и заполнить лист самооценки (Приложение 2)
Ученики рефлексируют свою деятельность.
Учитель благодарит учеников за активную работу на уроке!
Приложение 1.
Рабочий лист
Ф.И.________________________ дата__________________________
Тема:_______________________________________________________________________
Задачи урока:__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 1. Пользуясь учебником, заштрихуйте горные районы Пермского края.
Критерии оценивания: правильно отмеченные все районы – 2 балла. Одна ошибка в– 1 балла.
Две и более ошибок – 0 балл.
Задание 2. Пользуясь учебником, ответьте на вопросы:
1) Что такое высотная поясность?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Смену каких природных поясов можно наблюдать в северных горах?
________________________________________________________________________
Критерии оценивания: правильно дано определение и перечислены все природные зоны – 3 баллов.
Правильно дано определение и допущена одна -две ошибки в названии природных зон – 2 балла.
Нет определения или названа только одна природная зона - 1 балл.
Задание 3. Познакомьтесь с красотами Вишерского заповедника, пользуясь QR-кодом.
Прочитайте статью на стр. 13 в учебнике и ответьте на вопросы:
1) В каком районе расположен заповедник «Вишерский»?_________________________
2) Как называется самая высокая вершина Пермского края, расположенная в этом заповеднике?__________________________
3) Как переводится название Тулым с языка манси?_____________________________________________________________________
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальное количество-3 балла
Задание 4. Разгадайте кроссворд:
Кроссворд «В горах Пермского края»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| 3 |
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: 1.Хвойный кустарник. 2. Мелкий хищник. 3. Рыба, занесенная в Красную книгу России. 4. Ядовитое травянистое растение. 5. Водяной воробей. 6. Рыба, обитающая в реке Вишера. 7. Ягодный кустарничек.
По вертикали: 1. Комплексный организм, тело которого состоит из двух компонентов -гриба и водоросли, находящихся в тесном взаимоотношении. 2. Ягодный кустарник, родственник малины. 3. Ягодный кустарничек. 4. Птица с пестрой покровительственной окраской. 5. Карликовая береза. 6. Листопадное хвойное дерево. 7. Съедобный трубчатый гриб. 8. Ягодный кустарничек.
Приложение 2. Оцените уровень своих знаний.
Критерий самооценки | Оценка |
Количество баллов за выполнение задания 1 | (0-3 балла) |
Количество баллов за выполнение задания 2 | (0-3 балла) |
Количество баллов за выполнение задания 3 | (0-3 балла) |
Количество баллов за кроссворд (количество правильных ответов/2) | (0-8 баллов) |
Я знаю и могу привести примеры растений и животных горных районов Пермского края | (0-3 балла) |
Итого | |
18-20 балл – «5», 14-17 баллов – «4», 9-13 баллов – «3», менее 9 баллов – «2»