Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г’]
11 декабря. Урок обучения грамоте
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Тема | Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г’] |
Педагогические цели | Образовательная - создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуками [г], [г’], буквами Г, г. Развивающая – развивать память, внимание, воображение, устную речь, логическое мышление. Воспитательная – воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку. |
Тип урока | Решение учебной задачи. |
Планируемые результаты (предметные) | Устанавливают, что звуки [г], [г’] всегда звонкие, твёрдые и мягкие; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
Личностные результаты | Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания, понимают важность бережного отношения к своему здоровью. |
Универсальные учебные действия. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя, учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания, учатся высказывать своё предположение. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласные звуки [г], [г’]. Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласные звуки[г], [г’], мягкий, твёрдый; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Г, г. |
Образовательные ресурсы | Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, рисунок гнома с гитарой, план для работы в парах, счетные палочки, кружки трёх цветов для оценивания и рефлексии. |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. | Приветствие учащихся. – Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Улыбнитесь друг другу, мне. – Начнём урок обучения грамоте. | |
II. Дыхательная гимнастика. | - Чтобы всё прошло хорошо на уроке, чтобы вы смогли справиться со всеми заданиями, выполним упражнения на дыхание. Вдыхаем морозную свежесть носом, выдыхаем ртом (3-4 раза). Сдуваем снежинки с рукавичек (3 раза). Наши руки замёрзли, согреем их дыханием (3-4 раза). | |
III. Постановка учебной задачи. | – Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовил для вас наш гость. А кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку. Он носит вместо шапки - Как вы догадались? (На доске появляется фото гнома с гитарой). К нам на урок пришёл вот такой талантливый гном и приготовил для вас задания. Он хочет проверить, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать, дружно работать. Вот и первое задание. - Произнесите слово «ГНОМ» и прислушайтесь к нему. Составим схему слова ГНОМ. А что держит в руках наш герой? (ГИТАРУ) Составим схему слова ГИТАРА. - На какие звуки нам следует обратить внимание? | |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Исследование звуков [г], [г’]. | - Давайте исследуем звуки[г], [г’] и дадим им характеристику. А работать будем по следующему плану. На доске:
- Этот же план лежит у вас на партах. Работая в парах, исследуйте звук [г] самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом. - Что вы узнали о звуке [г]? Докажите, что он согласный. - Как произносится звук [г] – твёрдо или мягко? Подберите слово, где бы этот звук произносился твёрдо. - Что вы узнали о звуке [г’]? Докажите, что он согласный. - Как произносится звук[г’] – твёрдо или мягко? Подберите слово, где бы этот звук произносился мягко. - Докажите, что звуки звонкие. - Дайте полную характеристику новым звукам. Молодцы! И с этим заданием талантливого Гнома вы справились. | |
2. Игра «Кто больше»? | - А теперь ГНОМ предлагает поиграть в игру «Кто больше?» Назовите слова со звуками [г], [г’] и определите их место в слове. | |
3.Физкультминутка. | – У нашего гостя есть сад, ему нужно помочь посадить растения. Я буду перечислять названия растений. Если в них есть звуки [г], [г’], вы изображаете, как копаете ямки для посадки. Если в названиях звуки [г], [г’] отсутствуют, вы делаете наклоны в стороны. Вишня, груша, слива, астра, георгин, пион, гладиолус, смородина, герань, жимолость, грибы. | |
4. Знакомство с буквой Г, г. | – Звуки [г], [г’] на письме обозначаются буквой Г (гэ). – На что похожа буква Г? Она словно кочерга, – Сделайте букву Г из счётных палочек. - Для чего нам нужны две буквы? - Молодцы, и с этим заданием вы справились. | |
5. Чтение слогов на интерактивной доске. | – Прочитайте слияния: га – с радостью, го – с удивлением, гу – пропеть, ге – с грустью, ги – с вопросом. | |
6. Чтение слов на доске. Соотнесение со схемой. | Галя грибы Гена корзина гриб корзинка | |
7. Задания с правом выбора. | Посчитайте, сколько раз буква г встретилась? (Предложения на с. 121) «Найди слово в слове» гроза, газета, гитара. Найди слово, которое соответствует схеме. Докажите. (Одному из слов на доске) | |
8. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 119) | – Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? - Давайте прочитаем текст. - Ответьте на вопросы. - Что собирали дети? - Как звали детей? - Какие грибы в корзинке у Гали? Они съедобные? - Какие грибы у Гены? А они съедобные? | |
V. Рефлексивно-оценочный. | - Молодцы, ребята! Со всеми заданиями Талантливого Гнома вы справились. Наш урок подошёл к концу. – Что нового вы узнали на уроке? – За что можете себя похвалить? - Над чем ещё надо поработать? - Оцените себя. – Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока? – Спасибо за урок! |