Сценарий урока русского языка «Фразеологизмы» (4 класс)
Название урока и класс: | Фразеологизмы, 4 класс | ||
Цели: | актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов. | ||
Задачи: | формировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение; развивать умение распознавать фразеологизмы, пользоваться различными фразеологическими словарями, употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи; развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка. | ||
Планируемые результаты: | Предметные: сформировать у обучающихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения. Личностные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнёра (оппонента). | ||
Основные понятия: | фразеологизмы, фразеологический словарь | ||
Определения: | Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом. | ||
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Ссылки на карточки Учи.ру |
Оргмомент | 2 мин | Приветствие детей, проверка их готовности к уроку, настрой на активную работу. | |
Мотивация познавательной деятельности, постановка учебной проблемы | 3 мин | - Послушайте отрывок из произведения «Дневник фокса Микки» С. Чёрного. Что показалось вам забавным? «Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте». - Что означает выражение «глаза на лоб полезли»? - Кто знает, как называются эти необычные выражения? - Какую роль выполняют в русском языке? - Определите тему и цель нашего урока. | |
Организация познавательной деятельности | 12 мин | - В русском языке встречается много необычных сочетаний слов. Узнать об этих словах вам поможет просмотр видеофрагмента. (3 мин) - Прочитайте фразеологизмы и рассмотрите рисунки к ним. Как вы понимаете данные фразеологизмы? (4 мин) Даны фразеологизмы: Водить за нос. Развешивать уши. Точить зубы. Клевать носом. Делать из мухи слона. Прикусить язык. Чесать языком. Строить глазки. Не в своей тарелке. - Какие фразеологизмы вызывают у вас затруднения в объяснении? - Ребята, с помощью какого источника мы сможем проверить, правильно ли определили значение этих фразеологизмов? - Давайте уточним значение данных записей в словаре фразеологизмов. (Работа со словарями фразеологизмов). Игра «Кто быстрее». Отыскать во фразеологическом словаре и записать в тетрадь значение следующих фразеологизмов: быльём поросло, в глубине души, в час по чайной ложке, вгонять в краску, во всю глотку, выносить сор из избы, глазом не моргнуть, жребий брошен. (5 мин) | |
Работа по теме урока | 7 мин | Работа с учебником с. 50 упражнение 75. (самостоятельная работа + проверка) Работа с интерактивной доской. - Сейчас вам предстоит выполнить очень интересное задание. Посмотрите внимательно на картинки и слова. Постарайтесь собрать из слов два предложения - фразеологизма - синонима. Иллюстрации – ваши помощники. Проверка осуществляется на доске, учащиеся записывают фразеологизмы в тетрадь, обозначая части речи. | |
Физкультминутка | 3 мин | В киндер-сюрпризах лежат листочки с фразеологизмами: строить глазки, клевать носом, во всю Ивановскую, дрожать как осиновый лист, зализывать раны, курица лапой. Задача игрока: изобразить фразеологический оборот так, чтобы остальные ребята отгадали, о чём идёт речь. | |
Закрепление материала | 10 мин | Письмо под диктовку фразеологизмов. - Послушайте отрывки из стихотворений А. Усачёва, найдите фразеологизмы и запишите их. 1. Дед стоял на карауле И хотел нас задержать… Мы из сада как рванули, Но не бросили ходули – Ноги в руки – и бежать! 2. Памятник поэту Поставлен в центре парка. А ему от этого Ни холодно, ни жарко. 3. Он не ударил пальцем о палец – Камнем о камень бил неандерталец… 4. Семён Семёныч Баритонов На даче всё залил бетоном. С утра упал перед крыльцом… И не ударил в грязь лицом! 5. Кота отправили на дачу. Сижу один и горько плачу: Теперь на кухне у меня Идёт мышиная возня. 6. Не спит ночами бедный лев, Двух кошек по ошибке съев: То блошки скачут там и тут, То кошки на душе скребут. 7. Носом рыболов клюёт, Если рыба не клюёт. А когда она клюёт… Рыбак носом не клюёт! 8. Искать иголку в стоге сена Сейчас не очень современно… Что сено ворошить без толку? Магнит легко найдёт иголку. 9. Дама шла навстречу даме. Зацепились языками… И часов, наверно, пять Не могли их оторвать! - Выполните морфологический разбор слова пальцем. (8 мин) - Выполните тестовые задания на платформе Учи.ру, каждый ряд в соответствии с номером теста. Время выполнения – 2 минуты. Проверка. | |
Итог урока | 3 мин | Приём «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Дети бросают кубик и формулируют задание для класса по теме урока, начиная со слова, которое выпадет на грани кубика. Например, предложи фразеологизм со словом язык. | |
Рефлексия | 3 мин | - На столах у вас лежат 3 картинки с изображёнными на них фразеологизмами. Покажите ту иллюстрацию, которая охарактеризовала бы вашу работу на уроке. витать в облаках работать в поте лица голова кругом идёт | |
Домашнее задание | 2 мин | ДЗ по выбору: 1. Сочинить сказку с использованием фразеологизмов. 2. Изобразить в виде рисунков пять фразеологизмов. 3. Цифровое ДЗ: тест «Знаете ли вы русские фразеологизмы?» 4. с. 50 упр. 76 учебника по русскому языку 5. Выполнить в своём личном кабинете на платформе Учи.ру карточки в разделе «Связная речь» по теме: «Фразеологизмы и крылатые слова». | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/test_specifications/192591 |
Источники |
Бобровницкая Виктория
Дроздова Елена Анатольевна
Наталья Алексеевна Яковлева
Дроздова Елена Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Дроздова Елена Анатольевна
Львова Светлана Алексеевна
Дроздова Елена Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Тарасова Ирина Викторовна