Сценарий урока русского языка «Фразеологизмы» (4 класс)

22
10
Материал опубликован 13 July 2020 в группе

Название урока и класс:

Фразеологизмы, 4 класс

Цели:

актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов.

Задачи:

формировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение; развивать умение распознавать фразеологизмы, пользоваться различными фразеологическими словарями, употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи; развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у обучающихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения.

Личностные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнёра (оппонента).

Основные понятия:

фразеологизмы, фразеологический словарь

Определения:

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ру

Оргмомент

2 мин

Приветствие детей, проверка их готовности к уроку, настрой на активную работу.


Мотивация познавательной деятельности, постановка учебной проблемы

3 мин

- Послушайте отрывок из произведения «Дневник фокса Микки» С. Чёрного. Что показалось вам забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте».

- Что означает выражение «глаза на лоб полезли»?

- Кто знает, как называются эти необычные выражения?

- Какую роль выполняют в русском языке?

- Определите тему и цель нашего урока.


Организация познавательной деятельности

12 мин

- В русском языке встречается много необычных сочетаний слов.

Узнать об этих словах вам поможет просмотр видеофрагмента. (3 мин)

- Прочитайте фразеологизмы и рассмотрите рисунки к ним. Как вы понимаете данные фразеологизмы?

(4 мин)

Даны фразеологизмы:

Водить за нос.

Развешивать уши.

Точить зубы.

Клевать носом.

Делать из мухи слона.

Прикусить язык.

Чесать языком.

Строить глазки.

Не в своей тарелке.

- Какие фразеологизмы вызывают у вас затруднения в объяснении?

- Ребята, с помощью какого источника мы сможем проверить, правильно ли определили значение этих фразеологизмов?

- Давайте уточним значение данных записей в словаре фразеологизмов.

(Работа со словарями фразеологизмов).

Игра «Кто быстрее».

Отыскать во фразеологическом словаре и записать в тетрадь значение следующих фразеологизмов: быльём поросло, в глубине души, в час по чайной ложке, вгонять в краску, во всю глотку, выносить сор из избы, глазом не моргнуть, жребий брошен. (5 мин)










https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/62877/view

Работа по теме урока

7 мин

Работа с учебником

с. 50 упражнение 75.

(самостоятельная работа + проверка)

Работа с интерактивной доской.

- Сейчас вам предстоит выполнить очень интересное задание. Посмотрите внимательно на картинки и слова. Постарайтесь собрать из слов два предложения - фразеологизма - синонима. Иллюстрации – ваши помощники. Проверка осуществляется на доске, учащиеся записывают фразеологизмы в тетрадь, обозначая части речи.








https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/441635/view

Физкультминутка

3 мин

В киндер-сюрпризах лежат листочки с фразеологизмами: строить глазки, клевать носом, во всю Ивановскую, дрожать как осиновый лист, зализывать раны, курица лапой.

Задача игрока: изобразить фразеологический оборот так, чтобы остальные ребята отгадали, о чём идёт речь.


Закрепление материала

10

мин

Письмо под диктовку фразеологизмов.

- Послушайте отрывки из стихотворений А. Усачёва, найдите фразеологизмы и запишите их.

1. Дед стоял на карауле

И хотел нас задержать…

Мы из сада как рванули,

Но не бросили ходули –

Ноги в руки – и бежать!

2. Памятник поэту

Поставлен в центре парка.

А ему от этого

Ни холодно, ни жарко.

3. Он не ударил пальцем о палец

Камнем о камень бил неандерталец…

4. Семён Семёныч Баритонов

На даче всё залил бетоном.

С утра упал перед крыльцом…

И не ударил в грязь лицом!

5. Кота отправили на дачу.

Сижу один и горько плачу:

Теперь на кухне у меня

Идёт мышиная возня.

6. Не спит ночами бедный лев,

Двух кошек по ошибке съев:

То блошки скачут там и тут,

То кошки на душе скребут.

7. Носом рыболов клюёт,

Если рыба не клюёт.

А когда она клюёт…

Рыбак носом не клюёт!

8. Искать иголку в стоге сена

Сейчас не очень современно…

Что сено ворошить без толку?

Магнит легко найдёт иголку.

9. Дама шла навстречу даме.

Зацепились языками

И часов, наверно, пять

Не могли их оторвать!

- Выполните морфологический разбор слова пальцем. (8 мин)

- Выполните тестовые задания на платформе Учи.ру, каждый ряд в соответствии с номером теста. Время выполнения – 2 минуты.

Проверка.












































https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/62877/view

Итог урока

3 мин

Приём «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Дети бросают кубик и формулируют задание для класса по теме урока, начиная со слова, которое выпадет на грани кубика. Например, предложи фразеологизм со словом язык.


Рефлексия

3 мин

- На столах у вас лежат 3 картинки с изображёнными на них фразеологизмами. Покажите ту иллюстрацию, которая охарактеризовала бы вашу работу на уроке.

t1594666616aa.jpg

витать в облаках

t1594666616ab.png

работать в поте лица

t1594666616ac.jpg

голова кругом идёт


Домашнее задание

2 мин

ДЗ по выбору:

1. Сочинить сказку с использованием фразеологизмов.

2. Изобразить в виде рисунков пять фразеологизмов.

3. Цифровое ДЗ: тест «Знаете ли вы русские фразеологизмы?»

4. с. 50 упр. 76 учебника по русскому языку

5. Выполнить в своём личном кабинете на платформе Учи.ру карточки в разделе «Связная речь» по теме: «Фразеологизмы и крылатые слова».






https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/test_specifications/192591

Источники

https://www.google.com/search?q=%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%B2+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%85&client=firefox-b-d&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwj0k82Ks8jqAhVOXpoKHcedAMcQ_AUoAXoECA0QAw&biw=1408&bih=667&dpr=1.36#imgrc=GLk31XzyAPxSYM

https://www.liveinternet.ru/users/4444754/post438934372/

https://alex54sar.livejournal.com/2008341.html




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный урок. Интересно. Фразеологизмы - это так интересно. И это как раз то, что современные дети не очень знают. И уж тем более не умеют применять

13 July 2020

Виктория, спасибо большое, согласна с Вами, тема очень актуальная, в свете написания ВПР особенно.

13 July 2020

Как я люблю эту тему! С удовольствием посмотрела Ваш урок. Спасибо за богатый словарный материал!

14 July 2020

Наталья Алексеевна, спасибо за отзыв!

14 July 2020

Спасибо за интересную и полезную работу!

14 July 2020

Марина Юрьевна, спасибо, всегда приятно, когда отмечают твою работу! Вы - большая молодец, никогда не скупитесь на похвалу учителям! А мы, как дети, тоже хочется, чтобы нас похвалили.

14 July 2020

Спасибо, Елена Анатольевна, за отличную работу! У меня в этом году 4 класс. Обязательно воспользуюсь Вашим материалом.

15 July 2020

Светлана Алексеевна, спасибо Вам большое, а также буду рада, если мой материал Вам пригодится в работе!

16 July 2020

Елена Анатольевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе на лучший материал месяца!

17 August 2020

Благодарю Вас, Елена Анатольевна, что делитесь своим творчеством!

8 October 2023