12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды Амурской области

 

Всероссийский интернет - конкурс для учителей русского языка и литературы

«Технологическая карта урока»

 Сценарий урока русского языка по развитию речи в 5 классе в условиях реализации ФГОС

на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…»

(Сочинение по личным наблюдениям)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области

 

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС

Форма урока: урок-погружение

Метод: комбинированный, игровой

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю)

Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта: М., Просвещение, 2014 г.

УМК:

- «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской: М., Дрофа, 2014 г.;

- методических рекомендаций к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской: М., Дрофа, 2014 г.; Русский язык.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным наблюдениям

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения

Задачи

Личностные УУД:

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

- воспитывать любовь к родной природе;

- создавать внутреннюю мотивацию кучению.

Познавательные УУД:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

- формировать умение строить речевое высказывание;

- формировать умение составлять план текста сочинения по личным наблюдениям

Метапредметные УУД:

- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- формирование информационной компетенции работы со словарем

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение

Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы;

- уметь самостоятельно работать с материалом, планировать работу, корректировать и оценивать

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

Приветственное слово. Звучит стихотворение К.Д. Бальмонта

«Аромат солнца»

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы.
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной,
И смолистою сосной.

Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Приветствуют учителя

Личностные:

воспитывать культуру поведения

2.

Фонетическая зарядка

«Мимоза»

«С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался»

(В. Брюсов.)

Проговаривают фонетическую зарядку

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие поэзии

3.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель

Зима в Тынде в этом году оказалась удивительно живописной и сказочной. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!», «Под голубыми небесами Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

- Кто автор этих строк?

- Какие слова помогли А.С. Пушкину в описании? (-прилагательные-эпитеты)

Учитель: мы сегодня составим своё описание.

- Какова же цель нашего урока?

- Научиться передавать красоту окружающего мира при помощи яркого русского слова.

Внимательно слушают, называют автора (А.С.Пушкин)

Учащиеся формулируют тему урока: «Блестя на солнце, снег лежит…»
(Сочинение по личным наблюдениям)

Личностные:

воспитывать любовь к родной природе.

Регулятивные УУД:

учить постановке цели работы

4.

Первое пробное действие

Отправимся в путешествие по царству зимы и возьмём в друзья слух музыканта и взгляд художника И.И. Шишкина.

Подготовленный ученик.

Великий художник И.И. Шишкин изобразил зимний лес. Прошел снегопад, и лес завалило снегом. Мы видим поваленные старые стволы, крупные ветви, молодую поросль и маленькие елочки. Все покрыто пушистым слоем снега. Пустынный, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нём.

Лес показан так реалистично, что его можно принять за фотографию. Русская красавица-зима

(Звучит музыкальная иллюстрация Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»)

.

Учащиеся говорят о роли эпитетов, которые помогают образно описать предмет

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе

5.

Выявление места и причины затруднения

Лексическая работа

Хлопья снега – снежинки, слипшиеся на лету.

Пороша – самый первый, чистый, пушистый, свежий, легкий снег.

Крупка – колючие белые шарики, похожие на пшено.

Позёмка – струящаяся по земле низовая метель.

Вьюга – снег, кружащийся в воздухе.

Буран – ураган, сильная снежная вьюга.

Наст – хрупкая корочка, похожая на пастилу.

Сугроб – наметённая ветром большая груда снега.

Работают в группах по словарю В.И. Даля:

Снег уснул, лес поёт песню, зима убаюкивает ребёнка, снежинки играют друг с другом, река спешит, лёд дрожит от стужи (олицетворения)

Регулятивные УУД:

-учить самостоятельно работать с материалом; - планировать свою работу, корректировать её

6.

Построение проекта выхода из затруднения

Составление акротекста

1 группа

Снег неожиданно выпал ночью. 
На деревьях появились белые шубки. 
Ели надели пушистые шапки. 
Глаза радуются снежной чистоте.

2 группа

С горки весело катаются дети.
На санки и лыжи липнет снег.
Если выпадет много снега, 
Город скоро станет чистым и белым.

3 группа

Зимой замёрзли реки.
Иней серебрит ветки деревьев.
Мороз нарисовал на окнах причудливые узоры.
Ажурными платками покрыты деревья в лесу.

4 группа

Зимой выпало много искристого снега. 
Ира и Катя лепят снежную бабу. 
Миша и Вова играют в хоккей. 
Аня катает маленького братика на санках.

 

В таблице

каждая группа составляет акротекст. Передают словами

цвета, краски снега,

Снег на взгляд, на ощупь;

восприятие звуков природы

Предметные

- способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей;

- формировать умение строить речевое высказывание;

- структурировать знания

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы со словом

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение

7.

Реализация построенного проекта

Ассоциация-эксперимент

Предлагаю вопросы:

1.Давайте попробуем почувствовать воздух.

2.Какие вам слышатся звуки?

3.Представьте, что вы вошли в сказку…

4.Вы ощущаете запах зимнего леса?

5.Представьте себя художником… Что бы вы нарисовали?

6.Какие мысли в вас пробуждает красота окружающего мира?

7.Какими стихами можно украсить ваш рассказ?

Ученики демонстрируют общий культурный уровень, воображают, показывают, как они усвоили материал литературе, музыке, МХК

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе

8.

Первичное закрепление во внешней речи

Подготовка устного рассказа на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…» Каждая группа предлагает свой вариант сочинения.

Ребята обсуждают:

- с чего можно начать сочинение;

- что будет в основной части;

- как закончить работу;

записывают свои варианты сочинения, используя материалы, собранные за урок.

Регулятивные УУД:

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать её

9.

Самостоятельная творческая работа с опорой на рассказы товарищей

 

На экране слова-помощники:

О цвете, блеске снега (из словаря эпитетов)
Алмазный, белый, блестящий, голубеющий, голубой, звездчатый, золотистый, искристый, иссиня-голубой, кипенно-белый, лиловый, лунный, лучистый, одноцветный, ослепительный, пепельно-серый, почерневший, розовый, рябой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, синий, слепящий, чистый, яркий.

Ученики слушают друг друга, отбирают нужный материал и

начинают работу над черновиком.

Предметные

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

-формировать умение строить речевое высказывание.

 

10.

Рефлексия

Ребята! Что мы делали сегодня на уроке?

-Чему же научились?

- Что особенно понравилось на уроке?

Что запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

- Достаточно ли вам материала для написания сочинения?

- Нарисуйте радость в виде символа

Шатилова А. нарисовала «портрет» прилагательного

Предметные

формировать умение строить речевое высказывание

11.

Итоги урока

Молодцы! Вы наполнили наш урок энергией и радостью! Спасибо вам!

Ученики оценивают свою работу по листу самооценки.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно давать оценку своего труда

12.

Домашнее задание

Напишите дома сочинение на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…»

 

Предметные

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

-формировать умение строить речевое высказывание

«Портрет» прилагательного. Рисунок Шатиловой А. 5А класс

Источники

https://stihi-russkih-poetov.ru/

http://www.art-portrets.ru/

http://www.klassika.ru/s

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Федяева Татьяна Геннадьевна, 03.08.17 в 04:21 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Елена Валерьевна.

Светлана Лушникова (Кузнецова), 10.08.17 в 18:07 0Ответить Пожаловаться
Есть интересные моменты урока! Особенно составление акротекста!
Федяева Татьяна Геннадьевна, 11.08.17 в 01:54 0Ответить Пожаловаться
Мне приятно, что Вы это отметили. Благодарю.

Валентина, 11.08.17 в 13:45 0Ответить Пожаловаться
Интересная разработка! Спасибо!
Федяева Татьяна Геннадьевна, 11.08.17 в 14:39 0Ответить Пожаловаться
Рада принять одобрение от коллег.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.