Сценическая речь
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Сценическая речь»
(срок реализации – 1 год,
возраст детей с 10-17 лет,
уровень – стартовый (ознакомительный)
Автор-составитель:
Суркова Нина Сергеевна,
учитель начальных классов
МАОУ лицей г.Бор
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………с. 3
Учебный план…………………………………….………….…с.7
Календарный учебный график ……………………………....с.8
Рабочая программа ……………... …………………………....с.9
Содержание программы………………………………………с.10
Методическое обеспечение……………………………...........с. 17
Воспитательный компонент………………………………….с.19
Оценочные материалы и критерии оценки………………..с.24
Список литературы…………………………………………...с. 26
1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Сценическая речь» является программой художественной направленности.
Данная программа появилась как следствие обновления содержания современного дополнительного образования, когда в стране появились новые профессии и новая идеология, когда от дополнительного образования требуется не только дать знания, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для развития личности, но и подготовить молодого человека к успешной жизни.
Актуальность программы
Обучение подростков сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые необходимы подростку в новой России и которые способствуют воспитанию по-настоящему культурной личности, гражданина и патриота.
Дополнительная образовательная программа «Сценическая речь» построена таким образом, что в комплексе сочетает теоретическое обучение основам сценической речи и практическую деятельность по ее применению с учетом современных реалий.
Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармоничного развития личности и является важнейшим компонентом обучения актерскому мастерству.
Важнейшим компонентом программы является ее здоровьесберегающий потенциал: сценическая речь не только служит эталоном правильной речи, но и развивает слух, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Дополнительная образовательная программа «Сценическая речь» помогает подростку стать успешным в социуме, поскольку без навыков активной работы артикуляционного аппарата, которые закладываются в подростковом возрасте, речь взрослого человека часто становится нечеткой и не доносит до слушателя главный компонент речи — ее содержание. Это может негативно отразиться и профессиональной деятельности, особенного если она связана с постоянными контактами с людьми.
Данный курс также позволяет сформировать интерес к профессиям, связанным с театральной деятельностью.
Новизна
данной программы в том, что она основана на последних достижениях в изучении психологи подростка и особенностях голосообразования в подростковом возрасте.
Педагогическая целесообразность
Сценическая речь выбрана потому, что занятия именно этим видом деятельности, на наш взгляд, эффективно решают проблему эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания подростка. Занятия сценической речью несут в себе большой педагогический потенциал и предоставляет целый ряд возможностей для реализации целей развития творческих способностей ребенка, а также решения целого ряда воспитательных и развивающих задач. Она формирует основы культуры изучения актерского мастерства по системе К.С.Станиславского.
Отличительная особенность данной программы от существующих в том, что все практические занятия включают в себя элементы дисциплины «актёрского мастерства».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, - 10–17 лет. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора детей.
Занятия проходят в групповой и индивидуальной формах и предусматривают изложения теоретического материала, а также закрепление его на практике.
Режим занятий
1 раз в неделю по 2 часа,
Цель программы:
создание условий для усовершенствования природных речевых и голосовых способностей обучающихся, развитие их творческого потенциала и социализации посредством включения в сценическо-речевую деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
дать представление о технике речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями подростков,
дать знания о диалектах и говорах разных областей России,
научить пользоваться основными правилами русского литературного произношения,
обучить навыкам владения дыханием и голосом,
обучить навыкам владения речевым аппаратом и рационального его использования,
научить определять основную мысль, тему, сверхзадачу литературного произведения,
Развивающие:
развивать у подростков речевой слух, внимание, память,
выработать умение пользоваться классическими правилами литературного произношения,
развивать творческие способности,
формировать художественный и эстетический вкус.
Воспитывающие:
увлечь подростков красотой звучания русского слова,
воспитывать патриотизм, чувство гордости за родную литературу,
воспитывать стремление пользоваться этическими нормами поведения,
формировать умение критически оценивать свою работу,
воспитывать коллективизм и толерантность.
Срок реализации – 1 год.
Ожидаемые результаты
После завершения обучения по программе «Сценическая речь» участники кружка должны:
знать строение речеголосового аппарата и рационально его использовать,
знать основные правила русского литературного произношения и применять их в собственной речи,
знать природу своих речеголосовых данных, причины недостатков собственной речи,
хорошо знают диалекты и говоры разных областей России,
имеют навыки владения дыханием и голосом,
владеть приемами исправления недостатков собственной речи,
имеют развитые речевой слух, внимание, память,
владеют методами работы над прозаическим и стихотворным текстом,
умеют определять основную мысль, тему, сверхзадачу литературного произведения,
любят русский язык и русскую литературу, гордятся культурой своей страны,
владеют навыками саморегуляции, самокритичности, коллективизма и толерантности.
Способы определения результативности:
Участие в конкурсах мастеров художественного слова разного уровня,
Участие в литературных гостиных,
Выступление с мастер-классами,
Проведение промежуточной аттестации
Критерии оценки результативности к концу обучения:
овладение и пользование навыками техники речи;
умение вносить коррективы в свой чтецкий номер от выступления к выступлению;
навык творческой требовательности к себе;
навык ответственности перед зрителем;
навык творческого коллективизма.
Организационно-методические условия реализации программы
Реализация программы «Сценическая речь» предполагает применение
различных методов и приёмов, тесно связанных с конкретным этапом обучения и особенностями детского голосообразования на каждом из таких этапов.
Метод поэтапности овладения речевыми навыками. Требует от занятия к занятию использовать из каждого раздела упражнения с учётом степени их сложности, природных данных речеголосового аппарата и потенциальных творческих возможностей каждого обучающегося.
В большинстве своём темы вводятся одновременно и пронизывают в органическом единстве все занятия. Техника речи даётся с первых же занятий.
Метод комплексной тренировки – гармоническое развитие голоса, дыхания, дикции, произносительной и языковой культуры речи, языковой и интонационной выразительности, владение жестово-мимическими средствами выразительности - тренировка всех функциональных систем организма;
Меняя установку на формирование того или иного навыка, например, мягкой атаки звука, необходимо следить и за логикой действия, и за силой голоса, его гибкостью и другими свойствами речи.
Художественно-игровой метод преподавания, погруженность детей во время занятий в стихию игры и творческой работы.
Игровые, подражательные, темпо-ритмические методы и приёмы психологической готовности при групповом обучении.
Методика работы по данной программе характеризуется принципиальными отличиями и особенностями по сравнению с другими речевыми занятиями:
общедоступность, система – «для всех без отбора»;
простота и естественность выполняемых упражнений, способствующих высвобождению и раскрытию индивидуальных качеств ребёнка с помощью элементов актёрского мастерства;
однородность возрастного состава групп с учётом особенностей развития детского голоса: 16-17 лет;
универсальность, комплексное решение задач физического, интеллектуального и художественного развития, воспитания, обучения и укрепления здоровья детей;
развитие сенсорики, интеллекта, физических способностей, эмоциональности, воображения, фантазии, музыкальности, ритмичности, слуха, внимания, памяти, мышления и речи;
воспитание дисциплинированности, собранности, настойчивости, работоспособности, смелости, воли, этических норм поведения и общения;
сохранение и укрепление здоровья детей, устранение речевых и дыхательных недостатков, коррекционная помощь в исправлении дефектов речи и голоса, формирование представлений о здоровом образе жизни и бережному отношению к своему голосу.
На каждом этапе имеются свои особенности в методике работы.
Материально-техническое оснащение:
Помещение: актовый зал, раздвижные ширмы, подиум, маты, мячи разных размеров, скакалки, обручи.
Технические средства: ноутбук с фонетическими файлами, цифровой проектор, экран, микрофоны, усилитель звука, синтезатор.
2. Учебный план
Срок реализации программы – 1 год
№ | Модуль | Часы | Промежуточная аттестация |
1. | Модуль 1-го полугодия | 32 | 2 |
2. | Модуль 2-го полугодия | 36 | 2 |
Итого | 72 | 4 | |
Всего часов | 72 |
3. Календарный учебный график
2024-2025 учебный год
Месяц/ даты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Сентябрь | |||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Декабрь | 2 | 2 | 2 | А | К | К | |||||||||||||||||||||||||
Январь | К | К | К | К | К | К | К | К | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||
Февраль | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
Март | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
Апрель | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
Май | 2 | в | А | 2 | К | К | К | К | К |
4. Рабочая программа
№п/п | Название раздела. Перечень тем | Часы | Тео- рия | Прак- тика | Форма аттестации/контроля | ||||
МОДУЛЬ 1 | |||||||||
Раздел 1. ТЕХНИКА РЕЧИ | |||||||||
Введение в предмет. Анатомия и | 2 | 1 | 1 | ||||||
Роль дыхания в развитии голоса | 2 | 1 | 1 | ||||||
Тренировка мышц дыхательного аппарата | 2 | 2 | |||||||
Свободное звучание — основа постановки голоса | 2 | 1 | 1 | ||||||
Артикуляционная гимнастика | 2 | 1 | 1 | ||||||
Освоение артикуляции гласных звуков в речеголосовом тренинге | 2 | 2 | |||||||
Скороговорки в речеголосовом тренинге | 2 | 2 | Выполнение тренинга | ||||||
Технические и творческие задачи монологических форм скороговорок | 2 | 2 | |||||||
Дыхательные и голосовые упражнения с использованием реальных предметов | 2 | 2 | |||||||
Речь в движении | 2 | 2 | |||||||
Применение всех навыков техники речи при чтении выбранного текста | 2 | 2 | |||||||
Раздел 2. ДИКЦИЯ | |||||||||
12. | Значение дикции в работе над словом | 2 | 1 | 1 | |||||
13. | Органические и неорганические дикционные недостатки | 2 | 1 | 1 | |||||
14. | Тренировка произношения гласных звуков | 2 | 2 | ||||||
15. | Тренировка произношения гласных и согласных в литературных текстах | 2 | 2 | ||||||
16. | Тренировка дыхания и дикции при выполнении тренинга. | 2 | 2 | ||||||
17. | Промежуточная аттестация. Тренировка дыхания и дикции при выполнении тренинга. | 2 | 2 | Опрос-беседа. Выполнение речеголосового тренинга | |||||
Всего: | 34 | 6 | 28 | ||||||
МОДУЛЬ 2 | |||||||||
Раздел 3. ОРФОЭПИЯ | |||||||||
18. | Понятие орфоэпии | 2 | 1 | 1 | |||||
19. | Произношение гласных звуков (с 1 по 9 правило) | 2 | 1 | 1 | |||||
20. | Произношение гласных звуков (с 10 по 18 правило) | 2 | 2 | ||||||
21. | Классификация согласных звуков | 2 | 1 | 1 | |||||
22. | Произношение согласных звуков (с 1 по 10 правило) | 2 | 2 | ||||||
23 | Произношение согласных звуков (с 1 по 10 правило) | 2 | 1 | 1 | |||||
24. | Произношение согласных звуков (с 11по 23 правило) | 2 | 2 | ||||||
25. | Словарь и анти словарь | 2 | 2 | Орфоэпический разбор слов | |||||
Раздел 4. ЛОГИКА РЕЧИ | |||||||||
26. | Понятие логики речи | 2 | 1 | 1 | |||||
27. | Анализ литературного материала | 2 | 2 | ||||||
28. | Постановка логических пауз и логических ударений в тексте | 2 | 2 | ||||||
29. | Логический разбор текста | 2 | 2 | ||||||
30. | К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко о работе актера над художественным словом | 2 | 2 | ||||||
31. | Сквозное действие и сверхзадача в литературном произведении | 2 | 1 | 1 | |||||
32. | Процесс воплощения | 2 | 2 | ||||||
33. | Понятие «Видения» и «Подтекст» | 2 | 2 | ||||||
34. | Куски и задачи кусков | 2 | 2 | ||||||
35. | Мастерство исполнения литературного произведения | 2 | 2 | ||||||
36. | Аттестация. Исполнение литературного произведения. | 2 | 2 | Опрос-беседа. Исполнение литературного произведения | |||||
Всего | 38 | 6 | 32 | ||||||
Итого: | 72 |
5. Содержание программы
Раздел 1. ТЕХНИКА РЕЧИ.
Тема: «Введение в предмет. Анатомия и физиология речевого аппарата».
Теория. Цели и задачи изучения техники речи. Действенные функции речи и голоса актера. Три системы периферического отдела речевого аппарата: голосовая, артикуляционная, дыхательная. Новая нейрохронаксическая теория голосообразования.
Практика. Знакомство с обучающимися. Характеристика речевого голоса Анализ и характеристика речевого голоса обучающихся. Выявление у них дефектов речи и работа над ними.
Тема: «Роль дыхания в развитии голоса».
Теория. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания. Четыре качества фонационного дыхания: высота, чистота, глубина, близость.
Практика. Выявление недостатков дыхания обучающихся и работа над ними. Выработка хорошей осанки — основы дыхания.
Тема: «Типы дыхания».
Теория. Грудное, брюшное и смешанно-диафрагматическое (полное) дыхание. Основы выработки навыков смешанно-диафрагматического дыхания.
Практика. Отработка навыков правильного вдоха и выдоха. Упражнения «Цветочный магазин», «Свеча», «Упрямая свеча», «Назойливый комар», «Проколотый мяч».
Тема: «Самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания».
Теория. Цели и задачи самомассажа — улучшение деятельности органов речевого аппарата, освобождение их от мышечных зажимов.
Практика. Выполнение упражнений гигиенического самомассажа.
Освоение обучающимися упражнений вибрационного (постукивающего) массажа и звука. Выполнение упражнений вибрационного самомассажа.
Тема: «Тренировка мышц дыхательного аппарата».
Практика. Выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой: «Свеча», «Звукоподражатель», «Насос», «Пильщики», «Проколотый мяч», «Мотоцикл», «Звонок», «Пульверизатор», «Дровокол», «Сплетня»,
Тема: «Свободное звучание — основа постановки голоса».
Теория. Что значит «Быть в голосе». Три вида голосовых атак: придыхательная, твердая, мягкая.
Практика. Упражнения для выработки чувства мягкого начала звучания. Упражнения на гласную: «Колыбельная», «Не дам заснуть», «Дудочка», «Хочу молока». Упражнения для выработки чувства мягкого начала звучания:
Тема: «Артикуляционная гимнастика».
Теория. Значение артикуляционной гимнастики в работе по развитию сценической речи. Методические советы.
Практика. Выполнение артикуляционной гимнастики: упражнения для губ, упражнения для языка, упражнения для нижней челюсти, упражнения небной занавески.
Тема: «Освоение артикуляции гласных звуков в речеголосовом тренинге».
Теория. Знакомство с основной таблицей гласных звуков: У О А Э И Ы. Знакомство с таблицей йотированных гласных звуков: Е Я Ё Ю.
Практика. Тренировка произношения элементов звуковой таблицы в различных сочетаниях, на логическую интонацию (утвердительную, вопросительную. Интонацию перечисления), на логическое ударение в игровых упражнениях.
Тема: «Согласные в работе над голосом».
Теория. Тренировка произношения согласных звуков — необходимое условие постановки речевого голоса. Рече-ручные рефлексы.
Практика. Отработка упражнений со взрывными согласными, тонизирующими работу дыхательного аппарата и развивающего подвижность диафрагмы: «Поезд-тук-тук-тук», «Стрелок-пиф-паф», «Бадминтон - ббу», «Барабанщик».
Тема: «Скороговорки в речеголосовом тренинге».
Теория. Скороговорки как один из самых интересных видов рече-голосового тренинга. Методика выполнения упражнений на скороговорки.
Практика. Проведение логического и смыслового анализа выбранных обучающимися скороговорок. Осуществление последовательности в работе над скороговорками. Произношение скороговорок в 3-х темпах: медленном, убыстренном и очень быстром.
Тема: «Технические и творческие задачи монологических форм скороговорок».
Теория. Монологические формы скороговорок в тренинге. Определение идеи, конфликта, экспозиции, завязки, развития сюжета, развязки, сверхзадачи. Определение смысловых блоков, их передача.
Практика. Монологические формы скороговорок. Придумывание и показ монологических форм скороговорок в тренинге.
Тема: «Диалогические формы скороговорок в тренинге».
Теория. Предлагаемые обстоятельства в диалогических формах скороговорок. Свободное резонаторное звучание, отчетливая дикция, подтекст.
Практика. Самостоятельное составление и использование диалогических форм скороговорок в речеголосовом тренинге.
Тема: «Дыхательные и голосовые упражнения с использованием реальных предметов».
Теория. Тесная связь верно организованного физического поведения с отрабатыванием речеголосовых навыков.
Практика. Дыхательные и голосовые упражнения в движении с конкретными предметами (мячом, палкой, стулом, скакалкой): «Чуть ударишь этот мячик», «Со скакалкой я скачу», «Вот дом, который построил Джек».
Тема: «Использование навыков техники речи при работе с литературным материалом».
Практика. Индивидуальная и самостоятельная работа. Отработка навыков смешанного и диафрагмального дыхания, верной артикуляции, артикуляционной организации гласных и согласных звуков в работе над текстом.
Тема: «Речь в движении».
Теория. Задача тренинга речи в движении — добиться свободного звучания голоса при любых физических действиях, нагрузках. Мышечное напряжение и неудобное для звучания положение тела.
Практика. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения: «Хватай мяч», «Дождик». Подбор стихотворений для выполнения тренинга «Речь в движении». Самостоятельный отбор стихотворных материалов для упражнений.
Тема: «Усложненное звукосочетание в речевом трениге».
Теория. Необходимость отработки звуковых «пусков» (стык нескольких согласных звуков) для развития речеголосовых возможностей.
Практика. а) Освоение звуковых «пусков»: ЛР, ЛРД, КПТ, ДТБ, ХТМ, ВЗДТ, ИТД в соединении с основным звукорядом гласных звуков (ОУОЛ, ЭЫИ); б) Звукоряд УПИПТАПТА в соединении со всеми согласными звуками алфавита. ИНИКАКЕКИ; в) создание обучающимися игрового сюжета для отработки данных звуковых «пусков».
Тема: «Комплексные упражнения рече-голосового тренинга»
Практика. Составление обучающимися комплексного рече-голосового тренинга, включающего в себя: упражнения на развитие речевого слуха, упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику, артикуляционную тренировку гласных и согласных звуков, упражнения в движении, упражнения с предметами, выполнение речевого тренинга в игровой форме.
Тема: «Применение всех навыков при исполнении литературного текста».
Практика. Обобщающее занятие. Применение обучающимися всех навыков при чтении выбранного текста.
Раздел 2. ДИКЦИЯ
Тема: «Значение дикции в работе над словом».
Теория. Понятие дикции. К.С. Станиславский «о значении хорошей дикции для работника театра».
Тема: «Органические и неорганические дикционные недостатки».
Теория. Способы исправления органических и неорганических речевых недостатков.
Практика. Демонстрация вялой «неряшливой» речи, «сквозьзубости», нечеткости произношения отдельных звуков, «проглатывание» начала или конца слов.
Тема: «Гласные звуки».
Теория. Гласные переднего, среднего и заднего ряда, верхнего, нижнего и среднего подъема.
Практика. Тренировка артикуляции каждого гласного звука.
Тема: «Согласный сонорный звук й».
Теория. Особенности произношения среднеязычного сонорного согласного й
Практика. Тренировка йотированных гласных е [йэ], я[йа], ё[йо], ю[йу] в упражнениях.
Тема: «Тренировка произношения гласных звуков».
Практика. Тренировка произношения безударных гласных беззвучно и вслух на коротких фразах. (а,о — в начале слова; я,е — в начале слова; о,а — в первом предударном слоге; о,а — на втором и третьем месте перед ударными и в заударных слогах; безударные сочетания ео, еа, еу, ау, аи, еи).
Тема: «Тренировка произношения безударных гласных в литературных текстах».
Теория. Пословицы и поговорки как тренировочный материал по дикции и орфоэпии.
Практика. Закрепление полученных навыков на произношение гласных на пословицах и поговорках.
Тема: «Согласные звуки».
Практика. Артикуляция взрывных, двойных взрывных — п—б, к—г, т—д, мягких т’—д’, губно—щелевых в—ф, переднеязычных, щелевых с—з, с’—з’, ш—ж, жж, согласных ч, ц, сонорных согласных м—м’, н—н’, л—л’, р—р’ в слоговых упражнениях, в словах.
Тема: «Тренировка произношения согласных звуков на литературных текстах».
Теория. Использование пословиц, поговорок и скороговорок на произношение согласных звуков в различных сочетаниях.
Практика. Отработка навыков. Практическая работа над текстовым материалом.
Раздел 3. ОРФОЭПИЯ
Тема: «Понятие орфоэпии».
Теория. Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие сведения о языке, его функциях с точки зрения орфоэпии. Ударение в слове. Речь бытовая, литературная, сценическая.
Тема: «Произношение гласных звуков».
Теория. Неоднородное произношение ударных и безударных гласных в русском языке.
Практика. Основные правила произношения гласных звуков
(с 1 по 9 правила)
Тема: «Произношение гласных звуков».
Практика. Основные правила произношения гласных звуков
(с 10 по 18 правила).
Тема: «Классификация согласных звуков»
Теория. Классификация согласных по способу образования, по месту образования, звонкие, глухие, сонорные, звуки—аффрикаты, мягкие—твердые.
Тема: «Произношение согласных звуков».
Практика. Основные правила произношения согласных звуков (с 1 по 10 правила) «О смягчении твердых согласных, стоящих перед мягким согласным» (ассимиляция по звонкости—глухости, мягкости—твердости).
Тема: «Произношение согласных звуков».
Практика. Основные правила произношения согласных звуков (с 11 по 23 правила) «О сочетаниях с непроизносимыми согласными», сочетаниях тся, дс, тс, дц, тц, дск, окончаниях гий, кий, хий.
Тема: «Словарь и антисловарь».
Практика. Работа с антисловарем — произнесение слов, вызывающих сомнение с точки зрения правильного произношения.
Раздел 4. ЛОГИКА РЕЧИ
Тема: «Понятие логики речи».
Теория. Общие сведения о логике речи. Выразительные возможностях звучащей речи.
Тема: «Анализ литературного материала».
Теория. Тема, идея, сверхзадача произведения.
Практика. На примере литературного произведения определяем понятия — тема, идея, сверхзадача.
Тема: «Анализ литературного материала».
Теория. Сюжет, конфликт, действующие лица, язык произведения.
Практика. На примере литературного произведения определяем понятия — сюжет, конфликт. Даем характеристику действующим лицам.
Тема: «Логические паузы».
Теория. Правила расстановки логических пауз.
Тема: «Логическое ударение».
Теория. Правила расстановки логических ударений.
Тема: «Постановка логических пауз и логических ударений в тексте».
Практика. Логический разбор текста.
Логический разбор текста.
Практика. Разбор текстов, выбранных учащимися для самостоятельной работы.
Тема: «Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия в искусстве актера и художественном слове».
Теория. Общность творческого процесса овладения текстом. Одинаковый характер словесного действия в обоих видах искусства, единый принцип создания творческого самочувствия. Форма и методы передачи произведения слушателю.
Тема: «К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко о работе актера над художественным словом».
Практика. Просмотр и обсуждение презентаций учащихся на данную тему.
Тема: «Сквозное действие и сверхзадача в литературном произведении».
Теория. Идея произведения – в его действия, в чертах поведения и характера героев, в их мыслях и чувствах.
Практика. Определение сквозного действия и сверхзадачи в литературном произведении.
Тема: «Процесс воплощения».
Теория. Исполнительская задача. Куски и задача кусков.
Практика. Деление литературного произведения на части, в которых ставится новая задача.
Тема: «Понятие «Видения».
Теория. Видения. Этапы работы над видениями. Советы чтецу по работе над видениями.
Практика: Чтение текстов.
Тема: «Понятие «Подтекст».
Теория. Подтекст – внутреннее состояние рассказчика. Превращение авторского текста в собственные воспоминания. Интонация – звучащий подтекст.
Практика. Определение верного подтекста на примере русской народной сказки.
Тема: «Куски и задачи кусков»
Практика: Деление текста на эмоциональные куски.
Тема: «Мастерство исполнения литературного произведения».
Теория. Правила установки общения со зрителем. Методические советы. Передача подтекста и видений. Отказ от специальных поз и жестов.
Практика: Чтение литературного произведения. Установка общения со зрителем.
Тема: «Логическое чтение литературного произведения».
Практика. Практическая работа над выбранным произведением.
6. Методическое обеспечение рабочей программы
Формы занятий:
Лекции,
Беседы,
Игры,
Тренинги,
Мастер-классы,
Комбинированные занятия.
Методические материалы:
Орфоэпический словарь русского языка
Учебники по дисциплине «Сценическая речь»
Репертуарно-методический сборник «Я вхожу в мир искусств»
Сборник скороговорок
Плакат-схема речеголосового аппарата
Художественный материал для исполнения
Карточки для орфоэпического разбора
Тестовые задания
7.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
7.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
- Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
- Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей.
- Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
воспитывать интерес к мировой художественной культуре, театральному искусству и его жанровому многообразию;
воспитать художественный вкус;
научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций;
воспитать культуру речи;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за общее дело;
воспитывать культуру поведения в театре;
формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа;
содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса;
содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности.
7.2. Формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение информации об открытиях, изобретениях, достижениях в науке — источник формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.
Практические занятия детей (исследования, эксперименты, подготовка к конкурсам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в конкурсах, исследовательских проектах способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В коллективных выступлениях, играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия: конкурсы, презентации проектов и исследований— способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Формы воспитания: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, экскурсия.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего/среднего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
7.3.. Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива при реализации программы в МАОУ лицей г.Бор в соответствии с нормами и правилами работы ОУ.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). К методам оценки результативности реализации программы в частности воспитания: педагогическое наблюдение, оценка творческих работ, отзывы, материалы рефлексии.
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
7.4. Календарный план воспитательной работы
№ | РАЗДЕЛ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | Духовно-нравственное развитие | 1.Чтение и анализ художественной литературы. 2. Тренировка памяти с использованием разнообразных текстов и скороговорок. | В течении года | Фото- и видеоматериалы |
2 | Работа с одаренными детьми | 1.Участие в различных (городских, областных, всероссийских конкурсах и мероприятиях). | Сентябрь-май | Фото- и видеоматериалы |
3 | Воспитание семейных ценностей | 1.Дискуссии о семейных ценностях и методах их поддержания. 2.Этюды на тему «Семья — краеугольный камень жизни». 3.Вовлечение учащихся в активное времяпрепровождение в семейном кругу. 4.Совместные походы в театр с родителями. | Сентябрь-май | Фото- и видеоматериалы |
4 | Самообразование педагога | Изучение методической литературы по актёрскому мастерству. Участие в различных мастер-классах. Посещение занятий опытных педагогов. Участие в семинарах. 5. Освоение новых педагогических технологий. 6. Знакомство с новыми изданиями и новой литературой. 7. Прохождение информационных курсов | Сентябрь-май |
8. Оценочные материалы и критерии оценки для каждого модуля обучения
Модуль 1
Теория: опрос-беседа
Вопросы:
Назовите отделы речевого аппарата.
Из каких трех систем состоит периферический отдел речевого аппарата?
Какова роль дыхания в развитии голоса?
Какой тип дыхания необходим для воспитания речевого голоса?
Перечислите качества фронтального дыхания?
Как выполняется самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания?
В какой последовательности выполняется работа над скороговорками?
Каково значение в работе над словом?
Назовите неорганические дикционные недостатки.
Назовите звукоряд основных йотированных гласных звуков.
Оценка результатов
1-2 правильных ответа- низкий уровень знаний
3-7 правильных ответа- средний уровень знаний
8-10 правильных ответа- высокий уровень знаний
Практика: выполнение речеголосового тренинга
Задание:
Выполнение артикуляционной гимнастики для губ.
Выполнение артикуляционной гимнастики для языка.
Выполнение гигиенического и вибрационного самомассажа.
Овладение смешанно-диафрагматическим типом дыхания.
Выполнение различных дыхательных упражнений.
Выполнение упражнений на тренировку произношения гласных звуков.
Выполнение упражнений на тренировку произношения согласных звуков.
Выполнение упражнений на тренировку звуков в различных сочетаниях.
Оценка результатов
Выполнение 1-2 упражнений- низкий результат
Выполнение 3-6 упражнений- средний результат
Выполнение 7-8 упражнений- высокий результат
Модуль 2
Теория: опрос-беседа
Вопросы:
Орфоэпические нормы произношения, принятые в русском языке.
Произношение гласных звуков. Что такое качественная и количественная редукция?
Рассказать несколько правил произношения гласных звуков в безударном положении. Привести примеры.
Произвести классификацию согласных звуков.
Рассказать несколько правил произношения согласных звуков. Привести примеры.
Тема, идея, сверхзадача литературного произведения.
Рассказать правила постановки логических пауз.
Рассказать правила постановки логического ударения.
К.С. Станиславский и В.И.Немирович-Данченко о работе актера над художественным словом.
Что такое «видения» и «подтекст».
Оценка результатов
1-2 правильных ответа- низкий уровень знаний
3-7 правильных ответа- средний уровень знаний
8-10 правильных ответа- высокий уровень знаний
Практика: Исполнение литературного произведения
Педагогом оценивается степень овладения законами сценической речи при чтении литературного произведения:
Верная постановка задачи, цели исполняемого произведения.
Верное определение конфликта, кульминационного события.
Верная и интересная характеристика героев-персонажей.
Соблюдение орфоэпических норм.
Верная расстановка логических пауз.
Верная расстановка логических ударений.
Передача видений и подтекста.
Умение общаться со зрителем.
Оценка результатов
Владение 1-2 умениями - низкий результат
Владение 3-4 умениями- средний результат
Владение 5-8 умениями - высокий результат
9. Список литературы
Первоисточник: программа «Сценическая речь» Цыгановой О.Н. (ЦХО МГДД (Ю) Т г. Москва, 2016 год).
Список литературы для педагогов:
Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003.
theatre-library.ru›files/b/brusser/brusser_1.doc
Бруссер А.М. Правильная речь – путь к успеху.
http://ekgod.ucoz.ru/_ld/4/475__-__.pdf
Бруссер А.М. Сценическая речь.
Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2001.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.
Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. Учебное пособие для театральных вузов.
http://lib.vkarp.com/category/актерское-мастерство/сценическая-речь/
Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М., 1997.
Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2003.
Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М., 1999.
https://mou36.ru/images/doc/10_logoped/8.pdf
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
http://padaread.com/?book=83338&pg=1
Гротовский Ежи. Голос. Техника речи.
http://lib.vkarp.com/2013/08/20/гротовский-ежи-голос-техника-речи/
Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. – М., 1995.
Список литературы для обучающихся:
Оссовская М.П. Русские диалекты. – М., 2000.
Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб., 2003.
http://master-slova.narod.ru/book/savkova_iskusstvo_oratora.pdf
7