12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шиповалова Галина Геннадьевна27 |
Урок по математике для 5 класса «Степень числа. Квадрат и куб числа»
ФИО учителя: Шиповалова Галина Геннадьевна
Должность: учитель математики и физики
ОУ: МБОУ СОШ пгт. Ярославский
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Степень числа. Квадрат и куб числа.
Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург, Математика, 5 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Мнемозина», 2013.
Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика», раздел I «Натуральные числа и действия над ними», глава I « Натуральные числа »,§3 «Умножение и деление натуральных чисел», 1урок по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Тип урок: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме,
- сформулировать основные понятия и правило выполнения действий в выражении, содержащим степень,
- научить применять новые знания при выполнении заданий.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, смысловую память, произвольное внимание, самостоятельность;
-способствовать развитию обобщения.
Воспитательные:
-создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах;
- воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища.
Задачи урока:
Личностные: уметь грамотно излагать свои мысли, подмечать сходство и различие отдельных выражений;
Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные: познакомить учащихся с понятием степени числа, показателя степени, основания степени, научить выполнять порядок действий в выражении, содержащем степень.
Организационный блок | ||||
Планируемые результаты урока | ||||
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока | Степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа, возведение числа в степень, правило выполнения действий в выражении, содержащем степень. | |||
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока | Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся понимать действия со степенями, т.е. будут знать: 1) Что такое степень числа? Основание степени? Показатель степени? 2) Как вычислять квадрат и куб числа? как возводить число в степень? 3) Порядок выполнения действий в выражении, содержащем степень? На основе знаний будут уметь: - читать и записывать степени чисел; - представлять произведение одинаковых множителей в виде степени; - находить значение степени числа. | |||
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать с помощью учителя учебную проблему на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, определять цель учебной деятельности и контролировать свои действия; оценивать свою деятельность и одноклассника. Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | |||
Инструкции и пояснения | ||||
Вводное слово учителя | ||||
Распределение по группам | Работа в паре, группе. | |||
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) | Учитель напоминает в целом о работе на уроке | |||
Мотивационный блок | ||||
Эпиграф к уроку | Слайд 1. | |||
Для того, что бы подвести учеников к теме урока используется задания, сводящееся к понятию степени. | ||||
Информационный блок. | ||||
Устные источники | Устные упражнения из учебника | |||
Презентация | ||||
Письменные источники | Презентация (самостоятельная работа) | |||
Учебник | ||||
Карточки Приложение 3 | ||||
Графические источники (схемы, диаграммы) | ||||
Электронные источники | ||||
Видео источники | Домашнее задание | |||
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) | ||||
Источники информации для учащихся подбирает учитель | Слайд | |||
Аналитический (практический) блок. | ||||
Устные упражнения | Чтение степени с указанием основания и показателя. | |||
Открытие нового | Работа с учебником. | |||
Письменные источники | Обсуждение, анализ, выбор, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе. | |||
Оценочный блок. | ||||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) | ||||
Самооценка | ||||
Взаимооценка | ||||
Рефлексивный. | ||||
Выяснить отношение к прошедшему уроку. |
Структура и ход урока
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД | |
1 | Организацион-ный. | Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки. (приложение 1) Вступительное слово учителя: Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: Слайд №1 «Да, путь познания не гладок.Но знайте вы со школьных лет:Загадок больше, чем разгадок.И поискам предела нет. Задает вопрос: Ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
| Аутотренинг 1 мин | Приветствуют учителя. Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Включаются в деловой ритм урока. Слушают учителя. Отвечают на вопрос: - открывать новые знания | Слайд № 1 | Л: выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: слушать, планировать, согласованно выполнять совместную деятельность, вступать в диалог. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | |
2 | Мотивационный Актуализация знаний и фиксация затруднений | Актуализировать опорные знания и способы действия, зафиксировать недостаточность имеющихся знаний. Повторить компактную запись суммы чисел, состоящую из одинаковых слагаемых. | Предлагает открыть тетради, записать число, ответить на вопросы. Слайд №2 -1. Какую общую структуру имеют числовые выражения? 2. Можно ли перейти к более компактной записи выражений? Предлагает записать ответы и сверить их с ответами на экране. Напоминает о листе самоконтроля. | Ф И 3 мин | Записывают число в тетрадке, смотрят на экран, отвечают на вопросы. - Одно и то же слагаемое повторяется несколько раз. Обдумывают варианты ответов-Записывают ответы: 2 · 5, 7 · 6, 11 · 3, 9d, 5m, (x – 2) · 4 , сверяют их с ответами на экране, оценивают себя в листе самоконтроля | Слайд №2
| Л: ясно, точно,грамотно излагать свои мысли в устной речи, проявлять инициативу, находчивость, активность, проявлять ответственность за результаты своего труда Р: выбирать и создавать алгоритм решения учебной математической проблемы К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, взаимно контролировать действия друг друга, проводить самоконтроль П: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | |
3 | Проблемное объяснение нового знания. (постановка учебной задачи, «открытие» детьми нового знания )
| Организовать фиксацию затруднений в выполнении задания. Организовать фиксацию преодоления затруднения. | Слайд № 3 -Давайте теперь найдем значение следующего выражения: 2*2*2*2*2= - А можем ли мы тоже это выражение записать более короткой записью, компактной? Какой у вас возник вопрос при выполнении этогозадания?Попробуйте определить свои затруднения. Почему не получается? Чем же мы должны заняться на уроке?
Как достичь цели, что для этого будем делать?
Предлагает:- Прочитайте п 16 учебника. Стр. 98 Задает вопрос:-- Что вы узнали, прочитав пункт из учебника? Так давайте сформулируем тему урока ,цель урока. Предлагает записать тему урока в тетради Слайд№ 4 Продолжаем оценивать себя согласно критериям, указанным в листе самооценки. Приводит историческую справку (Слайд 5) Слайд У нового действия есть и компоненты. Выражение называют степенью числа, где 5 – основание степени, 4 – показатель степени. Приводит историческую справку (Слайд) --Как вы думаете, а можно прочитать 72 и 103 как-то по-другому? Показывает запись квадрата числа. Показывает запись куб числа. Продолжаем оценивать себя согласно критериям, указанным в листе самооценки. | Ф,И 10 -11 мин | Отвечают устно. 2*2*2*2*2=32
предлагают свои варианты, обсуждаем (2*5=10) Обращают внимание на разные ответы -не хватает новых знаний -Познакомиться с новым действием, которое поможет перейти в задании к компактной записи, научиться его применять Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленной задачи. -Можно найти в учебнике, в интернете,…
Знакомятся со статьей в учебнике, работают в паре. Соотносят свои предположения с правильным ответом, делают исправления. --Эту запись можно записать компактно: 2*2*2*2*2=25 и её называют степенью, а читают так : «два в пятой степени» Дети формулируют тему и цель урока:-- Степень числа .Цель: познакомиться с понятием степени и научиться выполнять действия со степенями Записывают тему урока. оценивает работу в листе самооценки. Слушают учителя
Делают записи в тетради Слушают. Приводят свои примеры, проговаривают.
Оценивают | Слайд № 3 Прочитайте п 16 учебника. Стр. 98 Слайд 4 | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Самостоятельно управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставленной цели, контроль и коррекция действий своих и товарища. П: анализ, синтез, поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, аргументировать свое мнение, учебное сотрудничество со сверстниками. Смысловое чтение
| |
Первичное осмысление и закрепление знаний. | Выявить пробелы первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данных примеров. | Давайте прочитаем степени и скажем, что нужно сделать, чтобы найти значения следующих выражений? Слайд Задает задание. Учебник, № 653 (а, б, ж, з, л), № 654 (а, б, ж, з, л). Обращает внимание на таблицу степени и на форзац учебника. Дополнительно: № 657(для тех, кто решил вперед) Организует проверку Продолжаем оценивать себя согласно критериям, указанным в листе самооценки. | Ф 12-13 мин | Проговаривают ответы Один работает у доски ( выполняет № 653), затем другой- выполняет № 654. Остальные решают примеры в тетради
Решают примеры, обращают на порядок действий. Один ученик решает у доски
Оценивают | Слайд
№ 653 (а, б, ж, з, л), № 654 (а, б, ж, з, л). № 657(для тех, кто решил вперед) | Л:осознание ответственности за общее дело Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение | ||
5 | Физкульт минутка | Снятие физической усталости, эмоционального напряжения. | АМО « Дари добро» (сборник лучших работ участников третьего открытого фестиваля «Активные методы обучения в образовательном процессе»). Приложение 2. | Ф 2 мин | Выполняют то, что предлагает учитель. (Описание работы в приложении). | Приложение 2. | ||
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Организовать выявление и исправление допущенных ошибок. | Организует выполнение учащимися дифференцированной самостоятельной работы (создание ситуации успеха) Слайд | И, Взаимопроверка 4 мин | Выполняют работу в тетради. Меняются тетрадками, проверяют, выставляют оценку | слайд | Контролировать корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, анализировать. Уважать мнение других. | |
7 | Включение в систему знаий («Творческое применение знаний».) | Применять определение степени при решении «открытой задачи» | Предлагает поработать в группах. Решают «Открытую задачу» (Приложение 3) Предлагает, показать решение задачи у доски. Предлагает сформулировать правило для определения площади квадрата Напоминает о листе контроля | Г 8мин | Занимают место в своей группе . Решают «Открытую задачу» (Приложение 3) Обсуждают, высказывают свое мнение:- При нахождении площади квадрата повторяются одинаковые множители: 8·8, 2·2, 9·9, 3·3, а·а , х·х Представители от каждой группы показывают свое решение у доски. 1 гр.Sб=8·8=82= 64( кв.см), Sм=2·2=22=4(кв см), Sз=64-4=60( кв см) 2 гр. Sб=9·9=92=81( кв. см), Sм=3·3=32=9 (кв см), Sз=81-9=72( кв см) 3 гр. Sб=а·а=а2 (кв. см), Sм=х·х=х2 (кв см), Sз= а2 – х2 ( кв см) Формулируют правило. Оценивают свою работу | Слайд № 2 сформулировать правило для определения площади квадрата | Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Р:принимать и осуществлять учебную задачу П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания. | |
8 | Итог урока. Рефлексия деятельности | Организовать рефлексию результатов собственной деятельности учащихся на уроке. | Сегодня на уроке я убедилась в том, что 32 = 6, 53 = 15. Все ли согласны со мной? Как вы понимаете 7 в квадрате? Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы: - "В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Ф 3мин | Дают ответы. . Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. Приложение 1 | Л.принятие социальной роли обучающегося Р. Адекватно осуществлять самооценку. П. Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. | ||
8 | Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает домашнее задание. Следующий урок мы начнем с дополнительного домашнего задания. Спасибо за урок! | Ф 1 мин. | Вклеивают карточку с Д. З. в тетрадь. (Приложение 4) | Слайд № П.16, № 668 (а-д), дополнительно: На сайте Ответить на Вопрос: «О чем не было сказано на уроке» | Слышать, слушать и понимать учителя планировать свою работу. |
КВАДРАТ И КУБ ЧИСЛА
PPTX / 377.31 Кб
Лист самооценки.
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка |
1 | Повторение:»Компактная запись Суммы» | Я верно представил сумму одинаковых слагаемых в виде произведения -2 балла Я допустил ошибки, не смог выполнить задание – 0 баллов | |
2 | Формулировка темы урока, цели и задач урока | Я сам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | |
3 | Что я буду делать для достижения цели. | Я сам определил, как достичь цели урока 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. | |
4 | Открытие нового знания | Я смог приводить свои примеры «Квадрат и куб числа» 1 балл Не участвовал в работе – 0 балл. | |
5 | Выполнение № 653,654 | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | |
6 | Дополнительное задание № 657 | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | |
7 | Выполнение самостоятельной работы | Нет ошибок 2 балла 1 ошибка 1 балл 2 и более 0 баллов | |
8 | Работа в группе «Открытая задача» | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. |
Поставьте себе оценку: если вы набрали 11-13 баллов - «5» 8 – 10 баллов – «4» 7 баллов – «3» 6 -4 « «
Приложение № 2.
АМО «Твори добро»
Цель: снятие физической усталости, эмоционального напряжения.
Проведение: Учитель предлагает ученикам сесть удобнее, расслабиться, набрать воздуха в легкие, мысленно нарисовать сердечко, выдувая воздух себе на руки, и отнести другу в подарок. Или тому, кому сейчас хочется подарить это сердечко.
Примечание: этот метод дает возможность ученикам подвигаться, проявить симпатию, поддержав одноклассника.
Приложение №3 «Открытая задача»
1 группа
2 группа
3 группа
Приложение 4
«Домашнее задание»
Д. З. П.16, № 668 (а-д), дополнительно: На сайте Ответить на Вопрос: «О чем не было сказано на уроке» |