Дополнительная общеразвивающая программа «Страна фантазии» художественной направленности
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г. Белорецк
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Заведующая методическим отделом | Заместитель директора по УВР | Директор ЦВР |
Калиничева Т.Ю./___________/ | Волкова В.П./__________/ | Кузнецова Т.А./___________/ |
Протокол №______ | | Приказ №_____ |
от «___»_______20____г | «____»___________20____г | от «___»_________20____г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Страна фантазии»
художественной направленности
(стартовый уровень)
Возраст детей: 5-14 лет
Срок реализации: 5 месяцев
Автор-составитель: Вараксина Анастасия Игоревна,
педагог дополнительного образования
2020 год
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным.
«Страна фантазии» - программа художественной направленности, основанная на авторской программе Голоденко С.А. «Изонить», Ш., 2010 год.
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации, в соответствии с уровнем сложности:
- «Стартовый уровень», который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, вариативную сложность предлагаемого для освоения содержания обучения программы.
Актуальность. Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным.
Данная программа предусматривает развитие у обучающихся нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Новизной и отличительной особенностью программы является планирование работы кружка таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по технологии. Занятия в объединении дают возможность не только изучить основы различных современных техник декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно. «Страна фантазии» носит интегрированный характер, это заключается в знакомстве с разнообразными видами творчества, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга. Помимо прочего обучающиеся получают широкие возможности для проявления креатива. «Страна фантази» даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Материалы, используемые в программе подобраны экологичные, доступные каждому с точки зрения их стоимости, что немаловажно, учитывая особенности района подросткового клуба на базе которого проводятся занятия.
Педагогическая целесообразность. При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют обучающимся самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Цель программы - создание условий для развития творческих способностей ребёнка посредством освоения техники изонить.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей с историей появления техники «Изонить»;
- сформировать элементарные знания о технике «Изонить»;
- привить основные навыки в изучаемом виде декоративно-прикладного творчества (изонить);
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- приучать экономно и аккуратно использовать материалы.
Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию к самосовершенствованию в данной области;
- развивать творческое мышление, внимание, воображение;
- развить коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;
-формировать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, бережливость, улучшить моторику, гибкость рук и точность глазомера.
Воспитательные:
- формировать эстетический вкус;
- обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка;
- создавать в объединении творческую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, доброе отношение к товарищам, уважительное отношение к семье;
- развивать положительные качества личности – доброту, отзывчивость, коммуникабельность;
- формировать положительное отношение к труду;
- воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца.
Программа рассчитана на воспитанников в возрасте от 5 до 14 лет, не имеющих начальных умений и навыков в декоративно-прикладном творчестве. Набор в группы осуществляется по 8-15 человек, по итогам предварительной беседы.
«Страна фантазии» рассчитана на краткосрочное обучение (5 месяцев обучения) при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов 20.
Изонить. Занятия изонитью способствуют развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.), а также художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами.)
В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Обучающиеся учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.
Программа рассчитана на младших школьников 5 - 14 лет, по данной программе могут обучаться дети с различными возможностями здоровья.
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы – 12-15 человек.
Формы и режим занятий:
форма проведения занятий - аудиторная, внеаудиторная
форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая;
форма обучения: очная,
режим занятий: 1 час в неделю, всего 20 ч.
любой раздел программы может реализовываться дистанционно.
Планируемые результаты к концу обучения:
Предметные результаты:
знать историю развития техники «Изонить»;
знать различные инструменты и материалы для работы и правила пользования ими;
знать технологическую последовательность выполнения углов, окружности, дуг и завитков.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
уметь пользоваться инструментами;
знать правила безопасной работы.
уметь экономно расходовать материал;
Регулятивные:
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
адекватно воспринимать оценку сверстников и педагога;
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи;
уметь организовать рабочее место;
доводить начатое дело до конца.
Коммуникативные:
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
уметь задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности.
Личностные:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
знать правила взаимодействия в коллективе.
Для отслеживания успешности овладения обучающимися содержания программы, используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий;
- участие в выставках.
Формы подведения итогов – участие в конкурсах, выставках на различном уровне.
Программа рассчитана на обучение детей с различными возможностями здоровья.
Учебный план
№ пп | Название раздела, темы | Всего | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Теория | Практика | | ||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение, беседа, опрос | |
2. | Знакомство с миром изонити. | 1 | 1 | - | Опрос, педагогическое наблюдение | |
3. | Способы заполнения различных фигур | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, творческая самостоятельная работа | |
4. | «Любимое животное» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение, творческая самостоятельная работа | |
5. | «Весенние цветы» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение, творческая самостоятельная работа | |
6. | Работа по выбору воспитанника | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение, творческая самостоятельная работа | |
7. | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Беседа, опрос, педагогическое наблюдение | |
8. | Диагностика освоения образовательной программы | 1 | 1 | - | Диагностические занятия | |
| Итого | 20 | 9 | 11 | |
Содержание обучения
Вводное занятие. (1 ч.)
Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Инструменты, используемые на занятиях.
Знакомство с миром изонити (1 ч.)
Знакомство с техникой изонить. Различные виды.
Способы заполнения различных фигур. (3 ч.)
Различные варианты разметки схем.
Практика: Заполнения углов, окружностей, «дуги», «волны».
«Любимое животное» (4 ч.)
Разбивка рисунка на основные фигуры. Подбор цветов. Разметка схемы.
Практика: изготовление работы на заданную тему.
«Весенние цветы» (4 ч.)
Разбивка рисунка на основные фигуры. Подбор цветов. Разметка схемы.
Практика: изготовление работы на заданную тему.
Работа по выбору воспитанника (4 ч.)
Разбивка рисунка на основные фигуры. Подбор цветов. Разметка схемы.
Практика: изготовление работы на заданную тему.
Итоговое занятие. (2 ч.)
Диагностика освоения образовательной программы (1 ч.)
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
Методическое обеспечение программы.
Для того, чтобы воспитанники успешно усваивали полученные знания, умения, навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией образца. Выполнив упражнения после знакомства с новыми приемами творчества, воспитанники изготавливают не многочисленные образцы, а конкретные изделия с использованием новых приемов. Такой метод обучения вселяет уверенность и пробуждает интерес к занятиям.
При работе с воспитанниками используются традиционные методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы. Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый дидактический материал – схемы узоров, образцы, готовые изделия.
В течение курса организуются промежуточная выставки - смотр работ, а в конце обучения проводится выставка лучших работ.
Надо иметь в виду, что каждый воспитанник имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от таких факторов, как:
- имел ли воспитанник хоть какие-то навыки в творчестве,
- какова активность восприятия нового материала, скорость ею усвоения;
- каков тип нервной системы воспитанника, обладает ли он усидчивостью.
Различная начальная подготовленность обучаемых требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, их немногочисленные изделия требуют не меньшего одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные изделия более успешных воспитанников. В связи с этим промежуточные результаты у каждого будут свои. Итогом обучения служит выставка творческих работ, которая даёт возможность оценить качество выполненного изделия, самостоятельность при его изготовлении, самостоятельность в решении творческих задач.
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет с кладовым помещением:
- школьная доска, столы, стулья, шкафы, наглядные пособия, демонстрационные и информационные стенды.
Технические средства обучения – ТСО:
- ноутбук, принтер, музыкальный центр.
Оборудование:
- материалы (карандаши простые, цветные ручки, ластики, штрих, шило, иголка, нитки, ножницы).
- листы пенопласта (подложка).
- выставочный стенд.
Материалы:
- бумага А4;
- картон;
- простые карандаши;
- цветные ручки;
- ластики;
- точилка;
- ножницы;
- корректор (штрих);
- шило;
- иголка;
- нитки;
- ножницы;
- клей-карандаш.
Обязательно наличие второй обуви.
Информационное обеспечение программы:
Основная литература:
Л. Бурундукова «Волшебная изонить», АСТ-Пресс, 2013 г.
А.М. Гукасова Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
Т.В. Ивановская «Волшебная изонить», РИПОЛ классик, 2014г.
М. С. Соколова, М. В. Соколов «Декоративно-прикладное искусство», Владос, 2013
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2013.
Нормативно-правовая база:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - М., 2012 (№ 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г)
Республиканский Закон «Об образовании в Республике Башкортостан». – Уфа, 2013 (№ 696-з от 1.07.2013 года)
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ: СанПиН 2.4.2.2821-10. М., 2010. (Минюст РФ N 19993 от 3.04.2011 г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования.
Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2012.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 24 декабря 2018 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 54 «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан»
Постановление Правительства Республики Башкортостан «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Республики Башкортостан от 30.08.2019 года № 535.
Положение о программе дополнительного образования МБУ ДО ЦВР от 29.05.2020г.;
Устав МБУ ДО ЦВР № 01-01 от 20.11.2015 г.
Дополнительная литература:
для педагогов:
Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005. – 288с.
Горбачёва Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребёнка на творческое развитие. // Классный руководитель. – 2002. - № 6.
Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе.—М., 1976.
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.
для родителей:
Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.
для детей:
Анистратова А. А. Поделки из ниток и пряжи / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. — Москва : Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова : Оникс, 2010
Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
Лещинская Ю. С. Волшебная изонить. - Минск: Харвест, 2011
Приложение 1.
Календарный учебный график
на 2020/2021 учебный год
Программа: «Страна фантазии»
Педагог дополнительного образования: Вараксина Анастасия Игоревна
Период обучения: 5 месяцев, периодичность: 1 раз в неделю кол-во групп 3
Место проведения п\к «Ровесник»
Кол-во часов на 1 группу в неделю 1 час
Количество учебных недель, дата начала и окончания учебного года_20, 11.01.01.2021-31.05.2021г.
Расписание занятий: понедельник 09.00 – 10.00, четверг 14.00 – 15.00, 15.00-16.00
Обучение по темам реализуется в рамках ПФ
№ | Разделы и темы занятий | Всего часов | Теория | Практика | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Вводное занятие. | 1 | 60 мин | - | 2-ая неделя января | |
2 | Знакомство с миром изонити. | 1 | 60 мин | - | 3-ая неделя января | |
3 | Способы заполнения углов. | 1 | 20 Мин | 40 мин | 4-ая неделя января | |
4 | Способы заполнения окружностей. | 1 | 20 мин | 40 мин | 1-ая неделя февраля | |
5 | Способы заполнения «дуги», «волны» | 1 | 20 мин | 40 мин | 2-ая неделя февраля | |
6 | «Любимое животное». Разбивка на основные фигуры. Подбор цветов. Разметка схемы. | 1 | 15 мин | 45 мин | 3-ая неделя февраля | |
7 | «Любимое животное». Заполнение углов. | 1 | 15 мин | 45 мин | 4-ая неделя февраля | |
8 | «Любимое животное». Заполнение окружностей. | 1 | 15 мин | 45 мин | 1-ая неделя марта | |
9 | «Любимое животное». Заполнение оставшихся фигур. | 1 | 15 мин | 45 мин | 2-ая неделя марта | |
10 | «Весенние цветы». Разбивка на основные фигуры. Подбор цветов. Разметка схемы. | 1 | 15 мин | 45 мин | 3-ая неделя марта | |
11 | «Весенние цветы». Заполнение углов. | 1 | 15 мин | 45 мин | 4-ая неделя марта | |
12 | «Весенние цветы». Заполнение окружностей. | 1 | 15 мин | 45 мин | 1-ая неделя апреля | |
13 | «Весенние цветы». Заполнение оставшихся фигур. | 1 | 15 мин | 45 мин | 2-ая неделя апреля | |
14 | Работа по выбору воспитанника. Разбивка на основные фигуры. Подбор цветов. Разметка схемы. | 1 | 15 мин | 45 мин | 3-ая неделя апреля | |
15 | Работа по выбору воспитанника. Заполнение углов. | 1 | 15 мин | 45 мин | 4-ая неделя апреля | |
16 | Работа по выбору воспитанника. Заполнение окружностей. | 1 | 15 мин | 45 мин | 5-ая неделя апреля | |
17 | Работа по выбору воспитанника. Заполнение оставшихся фигур. | 1 | 15 мин | 45 мин | 1-ая неделя мая | |
18 | Итоговое занятие. Выставка изготовленных работ. Обсуждение. | 1 | 60 мин | - | 2-ая неделя мая | |
19 | Итоговое занятие. Посещение отчётной выставки. Обсуждение | 1 | 60 мин | - | 3-ая неделя мая | |
20 | Диагностика освоения образовательной программы | 1 | 60 мин | - | 4-ая неделя мая | |
| Итого: | 20 ч | 9 ч | 11 ч | | |
Приложение 2.
№ группы____________________________________________
Ф.И. ребенка_________________________________________
Возраст______________________________________________
Оценка результатов освоения программы вводной теории.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «-» или «+».
Ножницы нужно передавать кольцами вперёд. (+)
Нитку можно брать любой длины. (-)
Для изонити подходят только мулине. (-)
Для изонити нужна специальная иголка. (-)
При работе с клеем необходима салфетка. (+)
Анализ. Подсчитайте количество верных ответов:
0-1 балл – низкий уровень освоения;
2 балла – ниже среднего;
3 балла – средний;
4 балла – выше среднего;
5 баллов – высокий.
Оценка результатов освоения программы вводной практики.
№ п\п | Фамилия, имя обучаю-щегося | Организация рабочего места | Умение пользоваться инструмен- тами и приспособле-ниями | Знание основ исполь- зования клея | Умение правильно заполнять фигуры | Креатив-ность мышления | Самостоятель-ность выполнения |
| | | | | | | |
| | | | | | |
Оценка результатов освоения программы теория.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».
Вышивать можно только на ткани. (-)
Изонить – это рисование нитками. (-)
Изонить, как вид декоративно-прикладного искусства, появился совсем недавно. (-)
В изонити основными фигурами являются угол и окружность. (+)
При работе с иглой нужно быть очень аккуратным, чтобы не поранить соседа. (+)
Анализ. Подсчитайте количество верных ответов:
0-1 балл – низкий уровень освоения;
2 балла – ниже среднего;
3 балла – средний;
4 балла – выше среднего;
5 баллов – высокий.
Оценка результатов освоения программы практика.
№ п\п | Фамилия, имя обучаю-щегося | Организация рабочего места | Умение пользоваться инструмен- тами и приспособле-ниями | Знание основ исполь- зования клея | Умение правильно заполнять фигуры | Креатив-ность мышления | Самостоятель-ность выполнения |
| | | | | | | |
| | | | | | | |