Урок биологии в 8 классе «Строение и функции кожи»

0
0
Материал опубликован 10 November 2020

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету

t1605038692aa.png



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Чиботэрикэ Марина Юрьевна

Район

Сормовский

Место работы

МБОУ «Школа№117» г. Н.Новгорода

Должность

Учитель биологии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

биология

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

М.Б.Жемчугова, Н.И. Романова. Биология 8 класс. Под общей редакцией академика РАЕН, профессора В.Б. Захарова. Москва «Русское слово» 2017год.

Тема учебного занятия


Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок открытия новых знаний в теме «Строение и функции кожи»

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия


Учебная задача

Открыть способ …

Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Открыть способ извлечения информации из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.

Овладеть теоретическими знаниями о коже, её составляющих компонентах, функциях и значении в жизни человека.

Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию по определению кожи, строению, функций и роли в организме человека.



Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель/Уровень

Базовый («обучающийся научится»)


Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся определять из каких частей состоит кожа, какую функцию выполняет в организме человека

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о значимости данной темы в расширении кругозора о строение кожи как жизненно важном органе человека, овладеют коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, овладеют теоретическими знаниями по уходу за кожей.


Исходное состояние обучающихся:

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением, могут определять функции тех или иных органов;

- недостаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

фронтальная работа в эвристической беседе

выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи

Регулятивные УУД:

выдвижение и формулировка целей

планирование своей деятельности, нахождение алгоритма выполнения поставленной задачи

осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения заданий и коррекция своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

установление учебного сотрудничества с учителем и рабочих отношений в паре со сверстниками, уважительное отношение к позиции другого

участие в совместном обсуждении результатов практических действий

адекватное использование устной и письменной речи

Познавательные УУД:

Понимание, интерпретация и использование знаков, символов и схем для решения учебных и познавательных задач

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, извлечение необходимой информации из источников

построение логических рассуждений, умение проводить анализ и синтез, умение осуществлять сравнение; умение обобщать изученное; умение классифицировать объекты, делать выводы



участие в дискуссии

участие в разрешении проблемной ситуации

развитие любознательности и интереса к исследовательской деятельности

формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

формирование химико-экологической культуры и научного мировоззрения.













Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

М.Б. Жемчугова, Н.И. Романова. Биология 8 класс. Под общей редакцией академика РАЕН, профессора В.Б. Захарова. Москва «Русское слово» 2017год.

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М.: АПК и ПРО, 2002. 2. Шаталов М. А. Уроки биологии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 123 с.


Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/


Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.

http://festival.1september.ru/


Учительский портал http://www.uchportal.ru/


Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/




Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, таблицы «Строение кожи»



Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный подход

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (работа с текстом)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый

По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале (тест)

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса биологии.


1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, создание ситуации конфликта «знания – не знания»

В основной школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций.


2. Операционно – исполнительский

























































2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап - 2 мин.

2. Целеполагание – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 4 мин.

4. Повторение и применение знаний в новой ситуации 23 мин.

5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР, опыта)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия.

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль, письменный.

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

У подростков продолжают формироваться различные виды мышления

теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы) образов объектов)

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный

По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

деятельность, связанная с общением со сверстниками

деятельность по получению новых знаний

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий, экспериментальных опытов)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно - ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий,

Методы контроля и самоконтроля: тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит итериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.


Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу.








3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка.

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи – учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся – продуктивный проблемный и частично-поисковый)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль и взаимопроверка

Для восьмиклассников характерна способность классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и небольшое понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)












Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Поиск взаимодействия с учащимися на уровне вербального и невербального общения, выявление эмоционального настроя на урок, комфортабельности.

Фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.


Приветствие учителя,

доклад дежурных о готовности класса к уроку,

знакомятся с раздаточным материалом к уроку.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель: – Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.













1.3. Создание проблемной ситуации

Стадия вызова

Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:

Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
– Что же является главным в жизни каждого человека?
– Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.

Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок 
.

Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
– Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
– Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
– Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
– Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? 
(О коже).

Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.



Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.

Для решения у учащихся имеется определенный минимум знаний из курса биологии.


2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

1 задание:

Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.
Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–».  Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним 
«Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока 

Задание «Верите ли вы, что…»

кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

секрет потовых желёз не имеет запаха.

кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

кожа – сложный орган со многими функциями.

этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

кожа тесно связана с нервной системой.

в коже происходит образование витамина Д.

2% кислорода в организм поступает через кожу.

молочные железы – это изменённые потовые железы.

Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.
– К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.
– Кто не согласен с предположениями поднимите руки.
– Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего урока. 
(Слайд 5)


Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий.



2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Учитель предлагает сделать вывод, о каком органе идет речь?

Мы выяснили название нового органа организма человека. Какова будет тема урока? Цель? Что мы уже узнаем и что можем узнать еще о коже? Прием «Таблица – ЗХУ»

Расчертите листок на три части и подпишите графы.

Я знаю

Хочу узнать

Что узнал?









Формулируют тему урока, цель и задачи.



Заполняют в тетради таблицу (1 и 2 графу).


2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Организуется работа по изучению строения кожи.


Определяют слои кожи и записывают в тетрадь.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Итак, следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 174-175 (учебник «Биология. Человек. 8 класс» Авторы: Сонин Н.И., Сапин М.Р.) и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения  ИНСЕРТ

«!»  – знакомая информация.
«+» – новая информация.
«–» – думал иначе.
«?» – непонятно.

Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете информационные листы. Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые соответствуют информации в  ваших учебниках.

Ученики работают с текстом.

К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.
Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу 
:

«!» – знакомая информация

«+» – новая информация

«–» – думал иначе

«?» – непонятно

 

 

 

 

Работаем в группах (по 4 человека): последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе.

Школьники выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске

Сравнивают составленные самостоятельно схемы.




3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий


Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде дидактической игры, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.















Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.



Индивидуальная работа обучающихся: (дидактическая игра)

Самостоятельно выполняют предложенную ситуативную задачу и тестовые задания.


Индивидуально в тетрадях пишут ответы.

Фронтально обсуждают.

Самопроверка и выставление баллов:

1 балл за каждый верный ответ

Обучающиеся оценивают результаты своей работы.

Рефлексивно – оценочный

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Организует рефлексию в форме анкетирования

1. На уроке я работал(а): активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался: коротким / длинным

За урок я: не устал(а) /

5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключается объяснение учителя и репродуктивная деятельность.


Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её?

А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы:

Что изучили на уроке?

Что было легко? В чем были трудности? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Возвратимся к эпиграфу урока. Изучая кислоты, мы узнали, что они образуют соли. Что это за вещества? Возникла новая проблема, которую мы будем решать на следующем уроке.

Осознают смысл эпиграфа, нацеливаются на дальнейшее получение учебных занятий.

Анализируют таблицу «ЗХУ», планируют дальнейшие действия.


Самооценка работы на уроке:

9 – 10 баллов – «5»

7 – 8 баллов – «4»

5 – 6 баллов – «3»

Домашнее задание


Поясняет и настраивает на выполнение заданий §31, вопросы (уровень заданий выбирают сами учащиеся), творческие задания по желанию (синквейн, кроссворд, презетация)

Обучающиеся воспринимают информацию, записывают домашнее задание в дневниках.






























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.