Урок биологии в 8 классе «Строение и функции кожи»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Чиботэрикэ Марина Юрьевна |
Район | Сормовский |
Место работы | МБОУ «Школа№117» г. Н.Новгорода |
Должность | Учитель биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | биология |
Класс | 8 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | М.Б.Жемчугова, Н.И. Романова. Биология 8 класс. Под общей редакцией академика РАЕН, профессора В.Б. Захарова. Москва «Русское слово» 2017год. |
Тема учебного занятия | |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок открытия новых знаний в теме «Строение и функции кожи» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Открыть способ извлечения информации из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения. Овладеть теоретическими знаниями о коже, её составляющих компонентах, функциях и значении в жизни человека. Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию по определению кожи, строению, функций и роли в организме человека. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||
Цель/Уровень | Базовый («обучающийся научится») | ||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся определять из каких частей состоит кожа, какую функцию выполняет в организме человека | ||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы | ||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся сформируют представление о значимости данной темы в расширении кругозора о строение кожи как жизненно важном органе человека, овладеют коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, овладеют теоретическими знаниями по уходу за кожей. | ||
Исходное состояние обучающихся: | -обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением, могут определять функции тех или иных органов; - недостаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности | ||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
фронтальная работа в эвристической беседе выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи
| Регулятивные УУД: выдвижение и формулировка целей планирование своей деятельности, нахождение алгоритма выполнения поставленной задачи осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения заданий и коррекция своей деятельности. Коммуникативные УУД: установление учебного сотрудничества с учителем и рабочих отношений в паре со сверстниками, уважительное отношение к позиции другого участие в совместном обсуждении результатов практических действий адекватное использование устной и письменной речи Познавательные УУД: Понимание, интерпретация и использование знаков, символов и схем для решения учебных и познавательных задач умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, извлечение необходимой информации из источников построение логических рассуждений, умение проводить анализ и синтез, умение осуществлять сравнение; умение обобщать изученное; умение классифицировать объекты, делать выводы | участие в дискуссии участие в разрешении проблемной ситуации развитие любознательности и интереса к исследовательской деятельности формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию формирование химико-экологической культуры и научного мировоззрения. |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы |
М.Б. Жемчугова, Н.И. Романова. Биология 8 класс. Под общей редакцией академика РАЕН, профессора В.Б. Захарова. Москва «Русское слово» 2017год. | 1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М.: АПК и ПРО, 2002. 2. Шаталов М. А. Уроки биологии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 123 с. | Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/ Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ Учительский портал http://www.uchportal.ru/ Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ | | |
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер, таблицы «Строение кожи» |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | |||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный подход По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (работа с текстом) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале (тест) | Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса биологии. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, создание ситуации конфликта «знания – не знания» | В основной школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап - 2 мин. 2. Целеполагание – 1 мин. 3. Актуализация знаний – 4 мин. 4. Повторение и применение знаний в новой ситуации – 23 мин. 5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 12 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин. | Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР, опыта) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия. Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль, письменный. Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире | У подростков продолжают формироваться различные виды мышления теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций) наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы) образов объектов) словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование) | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности: деятельность, связанная с общением со сверстниками деятельность по получению новых знаний | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий, экспериментальных опытов) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно - ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий, Методы контроля и самоконтроля: тестовый контроль | В психологическом плане на этом этапе происходит итериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка. | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи – учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся – продуктивный проблемный и частично-поисковый) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль и взаимопроверка | Для восьмиклассников характерна способность классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и небольшое понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) |
Сценарий проведения учебного занятия | |||||||||||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) | ||||||||
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Поиск взаимодействия с учащимися на уровне вербального и невербального общения, выявление эмоционального настроя на урок, комфортабельности. Фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя, доклад дежурных о готовности класса к уроку, знакомятся с раздаточным материалом к уроку. | ||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Учитель: – Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок. | | |||||||||
1.3. Создание проблемной ситуации | Стадия вызова Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Беседа по вопросам: – Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец? Обучающиеся отвечают, учитель обобщает. – Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма. – Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов. – Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом. | Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Для решения у учащихся имеется определенный минимум знаний из курса биологии. | |||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | 1 задание: Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом. Задание «Верите ли вы, что…» … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни». … секрет потовых желёз не имеет запаха. … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы. … кожа – сложный орган со многими функциями. … этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. … кожа тесно связана с нервной системой. … в коже происходит образование витамина Д. … 2% кислорода в организм поступает через кожу. … молочные железы – это изменённые потовые железы. – Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение. | Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий. | ||||||||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Учитель предлагает сделать вывод, о каком органе идет речь? Мы выяснили название нового органа организма человека. Какова будет тема урока? Цель? Что мы уже узнаем и что можем узнать еще о коже? Прием «Таблица – ЗХУ» Расчертите листок на три части и подпишите графы.
| Формулируют тему урока, цель и задачи. Заполняют в тетради таблицу (1 и 2 графу). | |||||||||
2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Организуется работа по изучению строения кожи. | Определяют слои кожи и записывают в тетрадь. | |||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Итак, следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 174-175 (учебник «Биология. Человек. 8 класс» Авторы: Сонин Н.И., Сапин М.Р.) и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения ИНСЕРТ «!» – знакомая информация. – Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете информационные листы. Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые соответствуют информации в ваших учебниках. Ученики работают с текстом. – К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.
– Работаем в группах (по 4 человека): последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе. Школьники выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске | Сравнивают составленные самостоятельно схемы. | |||||||||
| 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде дидактической игры, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. | Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Индивидуальная работа обучающихся: (дидактическая игра) Самостоятельно выполняют предложенную ситуативную задачу и тестовые задания. Индивидуально в тетрадях пишут ответы. Фронтально обсуждают. Самопроверка и выставление баллов: 1 балл за каждый верный ответ Обучающиеся оценивают результаты своей работы. | ||||||||
Рефлексивно – оценочный | 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Организует рефлексию в форме анкетирования 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким / длинным За урок я: не устал(а) / 5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен, интересен/ скучен | На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключается объяснение учителя и репродуктивная деятельность. | ||||||||
| | Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её? А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы: Что изучили на уроке? Что было легко? В чем были трудности? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. Возвратимся к эпиграфу урока. Изучая кислоты, мы узнали, что они образуют соли. Что это за вещества? Возникла новая проблема, которую мы будем решать на следующем уроке. | Осознают смысл эпиграфа, нацеливаются на дальнейшее получение учебных занятий. Анализируют таблицу «ЗХУ», планируют дальнейшие действия. Самооценка работы на уроке: 9 – 10 баллов – «5» 7 – 8 баллов – «4» 5 – 6 баллов – «3» | ||||||||
Домашнее задание | | Поясняет и настраивает на выполнение заданий §31, вопросы (уровень заданий выбирают сами учащиеся), творческие задания по желанию (синквейн, кроссворд, презетация) | Обучающиеся воспринимают информацию, записывают домашнее задание в дневниках. |