Конспект урока русского языка «Строение и грамматическое значение словосочетания» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 9 January 2020

Тема: Строение и грамматическое значение словосочетания

Цель: ознакомить с понятием «словосочетание», его грамматической структурой, формирование умения связывать слова в словосочетания, ставить вопросы от главного к зависимому, строить схемы с главным и зависимым словом.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Лингвистическая разминка

3.1 Словарная работа «загадочный диктант»

-Отгадайте загадки и запишите отгадки.

-Какой прием сходства использовали?

Загадка

Сходство

Один костер весь мир согревает (солнце)

Сходство по действию

Бел, как вата, мягок, как шерсть, лёгок, как перо (снег)

Сравнение

Белая морковка зимой растет (сосулька)

Сходство по форме

Не вода, не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото)

Сходство по действию, построена на отрицании

Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются (дождь)

Сходство по действию, способу проявления

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят (глаза)

Сходство по действию, способу использования

Что за дорога: кто по ней идет, тот хромает (лестница)

Признаки и действие

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

Действие, для чего используется

3.2 Синтаксическая игра «Строители»

-Я вам предлагаю нераспространенное простое предложение. Прибавляя по одному слову вы должны построить пирамиду из предложений.

Выросла крапива.

Под забором выросла крапива.

Под нашим забором выросла крапива.

Под нашим забором выросла зеленая крапива.

Под нашим новым забором выросла зелёная жгучая крапива.

3.3 Беседа с учащимися

-Как можно назвать то, чем вы сейчас занимались? (строили предложение)

-Как вам удалось построить такое большое предложение? (связывая слова друг с другом по смыслу и грамматически)

-Почему именно вы эти слова использовали? (подходят по смыслу)

4 Объяснение нового материала

4.1 Слово учителя

Ребята, благодаря тому, что вы сумели построить предложение, перед нами распахнулись ворота государства «Синтаксис». Здесь никогда не заканчивается стройка. «Синтаксис» в переводе с греческого означает «составление», «построение», «строй». Что ж мы будем учиться строить? Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос сами. (текст на доске)

Я изучаю связи слов

И знаю их предназначение.

Я вам всегда помочь готов

Из слов построить предложение.

-Так что такое синтаксис? (словосочетание и предложение)

-Ребята, что помогает увидеть границу предложения? (знаки препинания)

-Знаки препинания изучает раздел «Пунктуация». В переводе с латинского означает «точка». А попробуйте отгадать, о каких знаках препинания идет речь в следующих четверостишиях.

Бурным чувствам Стоят три кумушки рядком, Ляжет палочкой на строчку:

Нет конца: Ведут беседу, но — тайком, — Проходите по мосточку...

Пылкий нрав Какими-то далёкими, туманными намёками... (тире)

У молодца. (многоточие)

(Восклицательный знак)

Двоеточие глазастое ходит, Загораживает путь, Выйдет на дорожку

Знаниями хвастая: предлагает отдохнуть. Всем подставит ножку!

Так и хочется ему (точка) (запятая)

разъяснить нам, что к чему...

(двоеточие)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (вопросительный знак)

4.2 Чтение теоретического материала на стр. 66

4.3 Работа со словами на доске

Лестница, колонна, рюкзак, вокзал, терраса, боль.

-Охарактеризуйте предметы (их называют имена существительные) более точно с помощью прилагательных. (крутая лестница, железнодорожный вокзал, прекрасная терраса, высокая колонна)

-Уточните действие глагола (чувствовать боль)

-Как называются такие пары слов? (словосочетания)

-Это и есть тема нашего урока. А что нового вы узнаете на уроке, выясним из стихотворения, которое записано на доске)

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто же кто есть - без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда-наоборот.

Запомни как основу.

4.4 Беседа по содержанию стихотворения с привлечением теории на стр. 66-67

-Почему говорите, что слова «ходят парою»?

-Почему их права не равны?

-Как называются слова, входящие в словосочетание?

-От какого слова к нему надо ставить вопрос?

4.5 Работа со словосочетанием

Определите главное и зависимое слово в словосочетании, поставьте вопрос от главного к зависимому.

(Словосочетания из п. 4.3.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 Закрепление

5.1. Дидактический материал

-Определить главное и зависимое слово, поставить вопрос

Деревянный дом, кирпичный дом, длинная река, голубое небо, получить телеграмму, чувствовать хорошо, пятый в ряду.

-Из слов, записанных на доске, составьте и запишите словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово, поставьте вопрос

А) Иметь, играть (роль, значение)

Б) Сытый, сытный (кот, обед)

В) Рыбный, рыбий (жир, суп)

Г) глазные, глазастые (капли, филины)

5.2 Работа с пословицами «Четвертое лишнее»

Смелость города берет. Трусливому зайке и пенек кажется волком. Месяц светит да не греет.

Храбрые познаются в беде.

-Из этих пословиц выпишите словосочетания и определит е главное и зависимое слово, поставьте вопрос

5.3. Работа по учебнику

Упр. 119

6 Подведение итогов урока

-Что такое словосочетание?

-Как найти главное и зависимое слово в словосочетании?

- Какая наука изучает словосочетание?

-В какой стране живут знаки препинания?

7 Рефлексия

Закончите предложение: «Сегодня я понял(а), что…»

8 Д.З.

П. 17, Упр.120





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации