Структура современного урока химии в рамках реализации фгос, технологическая карта урока химии по теме «алканы» в 10 классе
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общей и коррекционной педагогики и психологии
Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы
«Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в процессе обучения химии и биологии в условиях ФГОС»
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ХИМИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ «АЛКАНЫ» В 10 КЛАССЕ
Автор проекта:
Ю.В. Зубарев
Казань
Оглавление
Введение………………………………………………………………..………….. 3
Актуальность проекта ……………………………………………………....……. 5
Цель и задачи проекта …………………………………….……………............… 6
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)…..... 6
Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………………...……….... 19
Программа проектных мероприятий ………………………………………….....19
Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………......…. .20
Прогнозируемые социальные эффекты………………………………………… 20
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.…...... 20
Заключение…………………………………….…………...……………....……. 20
Список использованной литературы и источников информации…….…........ 22
Глоссарий………………………………………………...……………….…….... 22
13. Приложения…………………………………………….….…….…….…...……....25
1. Введение
17 мая 2012 года подписан приказ № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», который зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012 г.[I]
ФГОС общего образования нового поколения должен обеспечивать
единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования и др. При этом он содержит требования к:
результатам освоения программы общего образования;
структуре основной образовательной программы (требования к соотношению частей и их объему, к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса);
условиям реализации программы (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям);
стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») [IV].
Важнейшим нормативным документом в современном школьном образовании являются «Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы». В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требования к уровню подготовки выпускников являются одной из трех составляющих Государственного образовательного стандарта, наряду с обязательным минимумом содержания и максимально допустимым объемом учебной нагрузки школьников. Выделение требований в качестве самостоятельного компонента образовательного стандарта обусловлено тем, что именно этот норматив – содержание требований к обязательному уровню подготовки – должен стать основой как для определения самого обязательного содержания, так и важнейшим критерием оценки достижения результатов его усвоения[IV].
На основе учета различных факторов были приняты следующие установки .
1. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии предполагают, что по итогам усвоения обязательного минимума содержания выпускники основной общеобразовательной школы должны овладеть интеллектуальными и практическими умениями, как общими для всех предметов, так и специфическими, характерными для химии. Требования фактически представляют собой основу для разработки заданий, посредством которых адекватно оценивается достижение каждым учащимся обязательного уровня подготовки по химии.
2. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы предполагают, что по итогам обучения химии выпускники должны: приобрести умения применять знания – теоретические и фактологические; овладеть определенными способами деятельности; уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
3. Требования создают уровень владения учащимися обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего химического образования. Требования предполагают осуществление учащимися учебной деятельности (действий) различной степени сложности. А именно: называть; определять; составлять; характеризовать; объяснять; пользоваться (обращаться с лабораторным оборудованием и веществами); проводить эксперимент (опыты) и необходимые расчеты; соблюдать соответствующие правила техники безопасности.
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Которые необходимо учитывать в ежедневной педагогической деятельности любого учителя - предметника. В частности выделяют следующие их виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [IV].
Реализация универсальных учебных действий осуществляется на основе сформированных универсальных учебных умений (УУУ). Следовательно, особенности преподавания химии связаны с реализацией принципа от универсальных учебных умений к универсальным учебным действиям в области предметных компетенций. Предметными компетенциями, как известно, полагают единство знаний, умений и опыта действий по определенному кругу вопросов в заданной предметной области.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования нового поколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются:
1) овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях;
2) систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
3) овладение химической терминологией и символикой;
4) распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций;
5) составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов;
6) способность пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
7) понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений;
8) способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве, в живой природе;
9) осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде;
10) выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека.
Таким образом, образовательная программа основного общего образования,согласно ФГОС, должна обеспечить: развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования; формирование экологической культуры и др [IV].
2. Актуальность проекта
В связи с требованиями ФГОС и динамически развивающимся обществом и всей жизни в целом перед педагогами встала задача создания новой концепции урока. Ни в одной области профессиональной деятельности сегодня не обходятся без адекватных технологий (строго выверенных, ни в малейшей степени не расточающих человеческий ресурс), технологических проектов, планов, программ.
Продуктивность урока обеспечивается задолго до его физического воплощения в пространстве и времени. Технологическая карта урока – организационный инструмент, без которого всерьёз говорить о максимальном образовательном результате не приходится.
Каждая секунда урока – это продуктивная работа каждого: ясно осознаваемое, до мельчайших деталей, временное поле урока, организация его предметно-пространственной среды, инструментальная когнитивная обеспеченность, резонансные связи между всеми субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе.
Работу по подготовке учителя к конструированию технологической карты урока рекомендуют начинать с информационного этапа. Он предполагает знакомство с проблемой, изучению концептуальных подходов к составлению технологических карт и конструирование технологической карты конкретного урока.
При разработке технологической карты учитывается содержание школьного курса, включающего ознакомление учащихся с основами науки, законов, теорий, понятий; способствующее формированию у учащихся научной картины мира, всестороннего развития личности, воспитания трудолюбия, интереса к предмету, бережного отношения к природе; обеспечивающего интеллектуальное развитие учащихся. Завершающим компонентом учебного процесса являются результаты обучения.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Разработать и реализовать технологическую карту комбинированного урока химии на тему «Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов», ориентированного на формирование УУД у учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС современного урока;
2. Определить структуру технологической карты в соответствии с нормативными требованиями и содержание урока в рамках УМК по химии для 10 классов О. С. Габриеляна;
3. Разработать систему дидактических материалов для проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС;
4. Провести урок с использованием разработанной технологической карты и оценить его эффективность для формирования УУД у учащихся.
Целевая группа проекта: учащиеся 10-х классов
Объект исследования: использование технологической карты в качестве структуры для проведения современного урока в рамках ФГОС;
Предмет исследования: методика разработки технологической карты урока на основе и в соответствии ФГОС.
4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Основная идея проекта: потребность педагогической практики в технологизации образовательной и воспитательной деятельности, создании технологических карт урока.
Технологическая карта урока
Предмет: ХИМИЯ Класс: 10
Автор УМК: О. С. Габриелян
Тема урока: Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
| | познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока» | |||||
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Предлагает ответить на вопросы: «Расшифровать термин «углеводород» Написать общую формулу алканов В настоящее время природный газ и нефть добываются на всех континентах кроме одного. Каких? Назвать крупнейших поставщиков природного газа на мировой рынок. Назвать лидеров по добыче нефти | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов | Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания, записывать формулы, уравнения реакций | Понимать единство естественнонаучной картины мира |
II. Этап «Изучение нового материала» | |||||
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "углеводород" формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока Учитель дает определение алканов и расшифровывает значение всех синонимов дает понятие «гомологический ряд» и т.д. алгоритм составления названий алканов. Напоминает, что способы получения алканов, как и любых других практически значимых веществ можно разделить на пром-е и лаб-е. Знакомит с химическими свойствами алканов. Говорит об ученых, чьи имена носят реакции записанные на уроке. Суммирует знания учеников об использовании алканов. | Записывают на доске и в тетради общую формулу, производят взаимооценку, Отвечают на вопросы, формулируют тему и задачу урока Записывают , обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебн ике | Фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи. | Принимают и сохраняют учебную задачу строят логические рассуждения. | Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |
III. Этап «Закрепление нового материала» | |||||
1. Какие углеводороды называются алканами? Приведите примеры. 2. Напишите общую формулу алканов. 3. Приведите пример из повседневной жизни, подтверждающий нерастворимость алканов в воде. | Записывают , обсуждают в паре, делают вывод, отвечают на вопросы | Анализ, синтез, сравнение информации. Извлечение из текста необходимой информации | Дополняют, уточняют ответы одноклассников по существу поставленного задания | Корректно ведут диалог, участвуют в дискуссии | . |
IV. Этап «Контроль» | |||||
Выпишите формулы алканов из формул приведенных ниже углеводородов: С2Н4, С3Н8, С4Н6, С5Н12, С6Н6,С7Н16. Назовите их. Вычислив с помощью общей формулы алканов, напишите молекулярные формулы углеводородов-членов ряда метана, в составе которых: а) 13 атомов углерода б) 26 атомов водорода Написав структурные формулы всех возможных изомеров алкана, в молекуле которого имеются 6 атомов углерода, назовите их. Напишите уравнение реакции с помощью которых возможно получение алканов. Какие типы реакций характерны для алканов? а) реакция разложения б) реакция присоединения в) реакция окисления Приведите примеры. Напишите реакцию Г.Вюрца, объясните ее значение | Записывают , обсуждают в паре, делают вывод, отвечают на вопросы | Анализ, синтез, сравнение информации. Извлечение из текста необходимой информации | Выполнение пробного учебного действия. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном дейcтвии. | Учет различных мнений , координирование разных позиций в сотрудничестве. | Осознание ответственности за общее дело. |
V. Этап «Рефлексия» | |||||
Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | Обсуждают , делают вывод, отвечают на вопросы | Выстраивание первично-следственных связей. Осуществление сравнения обобщения и классификации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении, выражают собственное мнение | Контроль, коррекция, оценка действий партнера. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мыcли | Развитие способности к волевому усилию. Осознание качества и уровня усвоения |
VI. Этап «Подведение итогов» | |||||
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей (тест) Домашнее задание: Изучить параграф 3 с. 32, ответить на вопросы №1-5(на развитие творческого уровня знаний), №6-9(на закрепление знаний),№10-12(на выработку и закрепление навыков). Рабочая тетрадь с. 20 таблица 4,5 – заполнить (на закрепление знаний), №5 - (на выработку и закрепление навыков), презентация на тему «Типы органических реакций» - (на развитие творческого уровня знаний), №6 (на выработку умений) | Обсуждают , делают вывод, отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание | | Адекватно воспринимать оценку учителя | | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕМЫ
«Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов».
Раздел | Раздел «Углеводороды» | ||||||
Тема изучения | «Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов». | ||||||
Цель | Формирование Представления об алканах, гомологического ряда предельных углеводородов, об изомерии и номенклатуре; Представления сущности теории химического строения органических соединений, А. М. Бутлерова; умений проводить расчеты по химическим уравнениям. | ||||||
Основное содержание темы | Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов. | ||||||
Термины и понятия | Изомерия, изомеры, гомологический ряд, алканы, дегидрирование, крекинг, изомеризация, галогенирование, нитрование, крекинг, пиролиз, ароматизация, окисление, декарбоксилирование | ||||||
Образовательные результаты | |||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки | Познавательные УУД: Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций). Регулятивные УУД: Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью | Описывать представителей предельных углеводородов. Классифицировать, давать названия углеводородам. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества, по известной массе или количеству вещества выводить формулу одного из вступающих или получающихся в реакции веществ | |||||
Организация образовательной среды | |||||||
Ресурсы | Химический эксперимент | Расчетные задачи | Межпредметные связи | Формы работы | |||
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник/О.С. Габреилян-М.: Издательство «Дрофа», 2014.-192 с.; Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя химии. 10 класс» /О.С. Габреилян-М.: Издательство «Блик и Ко», 2001. – 536 с.; Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 10 класс/ Н.П. Троегубова – М.: Издательство «ВАКО»,2012. - 96 с.; Габриелян О. С. Химия. 10 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — 4-е изд.: стереотип. — М., 2011. — 253, [3] с.; Габриелян О. С. «Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна. 10 класс. С тестовыми заданиями ЕГЭ»/ О. С. Габриелян - М.: Издательство «Дрофа», 2014.-160 с.; Рябов М.А. Тесты по химии. 10 класс. К учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / М.А. Рябов - Издательство «Экзамен», 2012. – 128 с. Интерактивный материал: 1.Индивидуальные карточки с заданиями 2.Электронное учебное издание «Химия. 10 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна | Демонcтрации: 1.Получение метана; 2.Горение метана и изучение его физических свойств; 3.Горение жидких углеводородов; 4.Горение твердых углеводородов (на примере парафина); 5.Отношение метана к раствору перманганата калия и бромной воде Взрыв метана с кислородом; 6.Установление качественного состава предельных углеводородов (видеоопыты, ЦОР). Практические работы: Набор моделей атомов. | 1.Определение молекулярной формулы по данным анализа и продуктам сгорания. 2.Вычисления по химическим уравнениям массы, количества веществ: а)вступивших в реакцию б)образовавшихся в результате реакции. | Биология «Физиологическая роль алканов и их производных»; География «Полезные ископаемые, руды»; Физика Разделы «Атомномолекулярное учение», «Закон сохранения и превращения энергии» Математика Разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Вычисления по пропорциям», «Нахождение массовой доли» | Фронтальная; индивидуальная; групповая |
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта сентябрь 2015г. – октябрь 2016г.
Этапы реализации проекта
Подготовительный – выбор темы и планирование работы;
Аналитический – сбор материала;
Обобщения информации – структурирование проекта
Представления полученных результатов работы над проектом – презентация.
6.Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
| Этап 1 «Подготовительный» | |||
1. | Прохождение курсов повышения квалификации. «Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в процессе обучения химии и биологии в условиях ФГОС» | Курсы повышения квалификации ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО | с 20.10. 2014 г. по 30.10. 2014 г. | Ю. Н. Штретер |
2. | Обсуждение и утверждение проекта «Структура современного урока в рамках реализации ФГОС, технологическая карта урока химии по теме «Алканы» в 10 классе» | ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО | 20.10.2014 г. | Ю. Н. Штретер |
| Этап 2 «Аналитический» | |||
1. | Подборка материала и разработка творческого проекта «Структура современного урока в рамках реализации ФГОС, технологическая карта урока химии по теме «Алканы» в 10 классе» | ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО | с 20.10. 2014 г. по 30.10. 2014 г. | Ю. Н. Штретер |
2. | Оценка предполагаемой эффективности работы обучающихся | | 30.10. 2014 г | Ю. Н. Штретер |
| Этап 3 «Обобщения информации» | |||
1. | Структуризация и обобщение материала | ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО | 30.10. 2014 г | Ю. Н. Штретер |
Этап 4 «Представления полученных результатов работы над проектом» | ||||
1. | Защита творческих работ и проектов | ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО | 31.10. 2014 г | Ю. Н. Штретер |
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Внедрение новых образовательных технологий;
2. Повышение квалификации педагогов школы, в рамках внедрения ФГОС;
3. Использовать полученное знание как методологию создания технологической карты урока;
4. Достижение повышения качества развития УУД обучающихся в рамках обучения химии;
5. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
6. Повышение уровня индивидуальных достижений детей;
8. Прогнозируемые социальные эффекты
1 | 2 |
Стейкхолдеры | Социальные эффекты |
Обучающиеся | Адаптация в школьной среде |
Родители | Взаимодействие «семья – средняя общеобразовательная школа» |
Педагогический коллектив | Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990). |
Партнеры | |
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Условие (%) | Измеритель |
Удовлетворительная реализация проекта, улучшение качества процесса усвоения материала по предмету в образовательном учреждении | 35% | Тест |
10. Заключение
Мы не ставим перед собой задачу предложить универсальную схему технологической карты урока – любая унификация бесплодна, даже попытки великих и бессмертных философов Древней Греции найти единое первоначало всех вещей оказались лишь гипотезой, позволившей искать иные основания мироздания. Бесплодность застывшей единообразной схемы в организации урока сегодня стала общей предпосылкой поисков инновационных подходов в системе образовыния выливающихся в ФГОС третьего поколения.
Данная работа создана при поддержке слушателя курсов повышения квалификации учителя химии Ф.Ш. Сайфиной и куратора курсов Ю. Н. Штретер.
11. Список использованной литературы и источников информации
3. Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 10 класс / Н.П. Троегубова – М.: Издательство «ВАКО»,2012. - 96 с.
4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — 4-е изд.: стереотип. — М., 2011. — 253, [3] с.
5. Габриелян О. С. «Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна. 10 класс. С тестовыми заданиями ЕГЭ» / О. С. Габриелян - М.: Издательство «Дрофа», 2014.-160 с.
6. Рябов М.А. Тесты по химии. 10 класс. К учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / М.А. Рябов - Издательство «Экзамен», 2012. – 128 с.
7. Электронное учебное издание «Химия. 10 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна; © ООО «Дрофа», 2011 Электронная почта: e-book@drofa.ru
Интернет – ресурсы:
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки.рф/документы/2365;
Линия учебно-методических комплексов по химии для 7–11 классов О. С. Габриеляна: http://www.drofa.ru/cat/product5279.htm
Методическая поддержка: http://ggptu30.gomel.by
IV. Совершенствование профессиональных компетенций учителя химии в условиях введения ФГОС ООО http://tulpar.kfu.ru.
12. Глоссарий
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).
Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
Навык – действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. (Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
Изомерия- это явление существования веществ, имеющих одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение.
Изомеры - это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение.
Гомологический ряд – это ряд органических соединений, в котором каждый следующий член ряда отличается от предыдущего на группу СН2 -
Алканы - это нециклические УВ, в молекулах которыхвсе атомы углерода в состоянии SP3 -- гибридизации и связаны друг с другом только сигма-связями
Дегидрирование – реакция отщепления водорода,
Крекинг - (англ. cracking – расщепление) – это разрыв связей С-С в молекулах алканов с длинными углеродными цепями, в результате которого образуются алканы и алкены с меньшим числом атомов углерода.
Изомеризация – (превращение химического соединения в его изомер).
Галогенирование – (замещение атома водорода атомом галогена – F,Cl, Br с образованием галогеналкана RHal)
Нитрование – замещение атома водорода нитрогруппой- NO2 с образованием нитроалканов R-NO2 .
Дегидроциклизация - (ароматизация, дегидрирование алканов с образованием ароматических соединений).
13. Приложения
Приложение №1. Контрольные вопросы и упражнения для проработки темы.
Какие углеводороды называются алканами?
Охарактеризуйте строение молекулы метана.
Почему углеводородная цепь имеет зигзагообразную форму?
В чем заключается причина существования конформеров?
Как скажется на пространственной структуре молекулы метана замена одного атома водорода на атом хлора? Мотивируйте ответ.
Охарактеризуйте важнейшие физические свойства алканов. В чем вы видите причину закономерных изменений температур плавления и кипения алканов?
Какой тип реакций характерен для алканов? Перечислите важнейшие химические свойства алканов, проиллюстрировав их уравнениями реакций.
Опишите важнейшие сферы применения алканов.
Составьте формулы:
2, 3 диметилоктана;
3 этилгептана;
3 метил- 4 этилгексана;
2 хлор 2 метилбутана;
3 бромгексана;
2 нитропентана.
Назовите вещества:
СН3
С Н3 СН СН СН3 СН3 СН СН2 СН3
СН3 Br
С Н3 СН СН2 СН СН2 СН2 СН3
СН3 СН3
С Н3 СН СН2 CH СН3
CH3 NO2
Закончите уравнения реакций:
C H3 CH2 COONa + NaOH
2CH3 CH2 Br + 2Na
CH3 Mg Cl + CH3 (CH2)2 Cl
Составьте уравнения реакций получения:
пропана по реакции Дюма;
гексана по реакции Вюрца;
пентана по реакции Вюрца - Гриньяра.
Составьте уравнения реакций к схемам:
- пропан бутан;
- бутан октан.
Составьте уравнения реакций взаимодействия:
пропана с бромом;
2 метилбутана с хлором;
3 метилгексана с хлором;
горения этана;
горения пропана;
пентана с азотной кислотой.
Составьте уравнения реакций получения:
2 бром 2 метилпентана;
3,3 дихлоргексана;
3 нитрогептана.
Составьте уравнения реакций к схеме:
Пропан бутан 1 бромбутан + Мg(эфир) Х
1 хлорпропан + Na Y + HNO Z
Приложение №2. Типы реакций «Реакция изомеризации» (Химическая сказка)
«Однажды Пентан пошел в сауну попариться. Сауна, конечно, конечно была химическая, поэтому там быдо довольно жарко, около ста градусов. В сауне работал банщиком Хлорид Алюминия, который за долгие годы пребывания в жаре так высох, что его прозвали Безводным. Увидел он Пентана и набросился на него. И стал его крутить – ломать, приговаривая: «Какой скелет у тебя весь скрюченный. Ничего, сейчас выпрямим!» и так он старался скелет Пентановый выпрямить, что от усердия оторвал метильную группу и атом водорода. Стал на место прилаживать, да все перепутал: вместо метильной группы водород прилепил, а метильную группу на место водорода пристроил. Глянул на себя Пентан и заплакал горючими слезами: был Пентан, а стал__________».
В этой сказке 10 строк. Попробуйте сократить ее до одной строки:_________________________ .
К какому типу относятся такие реакции.
Продолжение в следующей теме.
Приложение №3. Электронное учебное издание «Химия. 10 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
6