Структура современного урока химии в рамках реализации фгос, технологическая карта урока химии по теме «алканы» в 10 классе

3
0
Материал опубликован 19 October 2022 в группе

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общей и коррекционной педагогики и психологии





Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы

«Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в процессе обучения химии и биологии в условиях ФГОС»


СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ХИМИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ «АЛКАНЫ» В 10 КЛАССЕ




Автор проекта:

Ю.В. Зубарев














Казань

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….. 3

Актуальность проекта ……………………………………………………....……. 5

Цель и задачи проекта …………………………………….……………............… 6

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)…..... 6

Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………………...……….... 19

Программа проектных мероприятий ………………………………………….....19

Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………......…. .20

Прогнозируемые социальные эффекты………………………………………… 20

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.…...... 20

Заключение…………………………………….…………...……………....……. 20

Список использованной литературы и источников информации…….…........ 22

Глоссарий………………………………………………...……………….…….... 22

13. Приложения…………………………………………….….…….…….…...……....25

1. Введение


17 мая 2012 года подписан приказ № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», который зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012 г.[I]

ФГОС общего образования нового поколения должен обеспечивать
единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования и др. При этом он содержит требования к:

результатам освоения программы общего образования;

структуре основной образовательной программы (требования к соотношению частей и их объему, к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса);

условиям реализации программы (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям);

стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») [IV].

Важнейшим нормативным документом в современном школьном образовании являются «Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы». В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требования к уровню подготовки выпускников являются одной из трех составляющих Государственного образовательного стандарта, наряду с обязательным минимумом содержания и максимально допустимым объемом учебной нагрузки школьников. Выделение требований в качестве самостоятельного компонента образовательного стандарта обусловлено тем, что именно этот норматив – содержание требований к обязательному уровню подготовки – должен стать основой как для определения самого обязательного содержания, так и важнейшим критерием оценки достижения результатов его усвоения[IV].

На основе учета различных факторов были приняты следующие установки .

1. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии предполагают, что по итогам усвоения обязательного минимума содержания выпускники основной общеобразовательной школы должны овладеть интеллектуальными и практическими умениями, как общими для всех предметов, так и специфическими, характерными для химии. Требования фактически представляют собой основу для разработки заданий, посредством которых адекватно оценивается достижение каждым учащимся обязательного уровня подготовки по химии.

2. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы предполагают, что по итогам обучения химии выпускники должны: приобрести умения применять знания – теоретические и фактологические; овладеть определенными способами деятельности; уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

3. Требования создают уровень владения учащимися обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего химического образования. Требования предполагают осуществление учащимися учебной деятельности (действий) различной степени сложности. А именно: называть; определять; составлять; характеризовать; объяснять; пользоваться (обращаться с лабораторным оборудованием и веществами); проводить эксперимент (опыты) и необходимые расчеты; соблюдать соответствующие правила техники безопасности.

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Которые необходимо учитывать в ежедневной педагогической деятельности любого учителя - предметника. В частности выделяют следующие их виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [IV].

Реализация универсальных учебных действий осуществляется на основе сформированных универсальных учебных умений (УУУ). Следовательно, особенности преподавания химии связаны с реализацией принципа от универсальных учебных умений к универсальным учебным действиям в области предметных компетенций. Предметными компетенциями, как известно, полагают единство знаний, умений и опыта действий по определенному кругу вопросов в заданной предметной области.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования нового поколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются:

1) овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях;

2) систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;

3) овладение химической терминологией и символикой;

4) распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций;

5) составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов;

6) способность пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;

7) понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений;

8) способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве, в живой природе;

9) осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде;

10) выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека.

Таким образом, образовательная программа основного общего образования,согласно ФГОС, должна обеспечить: развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования; формирование экологической культуры и др [IV].



2. Актуальность проекта

В связи с требованиями ФГОС и динамически развивающимся обществом и всей жизни в целом перед педагогами встала задача создания новой концепции урока. Ни в одной области профессиональной деятельности сегодня не обходятся без адекватных технологий (строго выверенных, ни в малейшей степени не расточающих человеческий ресурс), технологических проектов, планов, программ.

Продуктивность урока обеспечивается задолго до его физического воплощения в пространстве и времени. Технологическая карта урока – организационный инструмент, без которого всерьёз говорить о максимальном образовательном результате не приходится.

Каждая секунда урока – это продуктивная работа каждого: ясно осознаваемое, до мельчайших деталей, временное поле урока, организация его предметно-пространственной среды, инструментальная когнитивная обеспеченность, резонансные связи между всеми субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе.

Работу по подготовке учителя к конструированию технологической карты урока рекомендуют начинать с информационного этапа. Он предполагает знакомство с проблемой, изучению концептуальных подходов к составлению технологических карт и конструирование технологической карты конкретного урока.

При разработке технологической карты учитывается содержание школьного курса, включающего ознакомление учащихся с основами науки, законов, теорий, понятий; способствующее формированию у учащихся научной картины мира, всестороннего развития личности, воспитания трудолюбия, интереса к предмету, бережного отношения к природе; обеспечивающего интеллектуальное развитие учащихся. Завершающим компонентом учебного процесса являются результаты обучения.





3. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработать и реализовать технологическую карту комбинированного урока химии на тему «Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов», ориентированного на формирование УУД у учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС современного урока;

2. Определить структуру технологической карты в соответствии с нормативными требованиями и содержание урока в рамках УМК по химии для 10 классов О. С. Габриеляна;

3. Разработать систему дидактических материалов для проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС;

4. Провести урок с использованием разработанной технологической карты и оценить его эффективность для формирования УУД у учащихся.

Целевая группа проекта: учащиеся 10-х классов

Объект исследования: использование технологической карты в качестве структуры для проведения современного урока в рамках ФГОС;

Предмет исследования: методика разработки технологической карты урока на основе и в соответствии ФГОС.



4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Основная идея проекта: потребность педагогической практики в технологизации образовательной и воспитательной деятельности, создании технологических карт урока.




Технологическая карта урока

Предмет: ХИМИЯ Класс: 10

Автор УМК: О. С. Габриелян

Тема урока: Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов.





Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД



познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока»


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Предлагает

ответить на

вопросы:

«Расшифровать термин «углеводород»


Написать общую формулу алканов

В настоящее время

природный газ и нефть добываются

на всех континентах кроме

одного. Каких?

Назвать крупнейших поставщиков природного газа на мировой рынок.

Назвать лидеров по добыче нефти

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют

правильность ответов


Давать

определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и

классификацию; строить устанавливать причинно­-следственные связи




Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания, записывать формулы, уравнения реакций

Понимать единство естественнонаучной картины мира


II. Этап «Изучение нового материала»

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого

конкретизирует понятие "углеводород" формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Учитель дает определение алканов и расшифровывает

значение всех синонимов

дает понятие «гомологический ряд» и т.д.

алгоритм составления названий алканов.

Напоминает, что способы получения алканов, как и любых других практически значимых веществ можно разделить на пром-е и лаб-е.

Знакомит с химическими свойствами алканов. Говорит

об ученых, чьи имена носят реакции записанные на уроке.

Суммирует знания учеников об использовании алканов.


Записывают на доске и в тетради общую формулу, производят взаимооценку, Отвечают на вопросы, формулируют тему и задачу урока

Записывают , обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебн ике

Фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи.

Принимают и сохраняют учебную задачу строят логические рассуждения.

Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


III. Этап «Закрепление нового материала»

1. Какие углеводороды называются

алканами?

Приведите примеры.

2. Напишите общую формулу

алканов.

3. Приведите пример из

повседневной

жизни, подтверждающий нерастворимость алканов в воде.











Записывают ,

обсуждают в паре, делают вывод, отвечают на вопросы

Анализ, синтез, сравнение информации. Извлечение из текста необходимой информации

Дополняют, уточняют ответы одноклассников по существу поставленного задания

Корректно ведут диалог, участвуют в дискуссии

.

IV. Этап «Контроль»

Выпишите формулы алканов из формул приведенных ниже

углеводородов:

С2Н4, С3Н8, С4Н6, С5Н12, С6Н67Н16.

Назовите их.

Вычислив с помощью общей

формулы алканов, напишите

молекулярные формулы

углеводородов-членов ряда

метана, в составе которых:

а) 13 атомов углерода

б) 26 атомов водорода

Написав структурные

формулы всех возможных

изомеров алкана, в молекуле

которого имеются 6 атомов

углерода, назовите их.

Напишите уравнение реакции

с помощью которых возможно

получение алканов.

Какие типы реакций

характерны для алканов?

а) реакция разложения

б) реакция присоединения

в) реакция окисления

Приведите примеры.

Напишите реакцию Г.Вюрца,

объясните ее значение




Записывают ,

обсуждают в паре, делают вывод, отвечают на вопросы

Анализ, синтез, сравнение информации. Извлечение из текста необходимой информации

Выполнение пробного учебного действия. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном дейcтвии.

Учет различных мнений , координирование разных позиций в сотрудничестве.

Осознание ответственности за общее дело.

V. Этап «Рефлексия»

Задает вопросы

о задачах урока.

Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки

Обсуждают , делают вывод, отвечают на вопросы

Выстраивание первично-следственных связей.

Осуществление сравнения обобщения и классификации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении, выражают собственное мнение

Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Умение участвовать в обсуждении проблемы.

Умение выражать свои мыcли

Развитие способности к волевому усилию. Осознание качества и уровня усвоения


VI. Этап «Подведение итогов»

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей (тест)

Домашнее задание:

Изучить параграф 3 с. 32, ответить на вопросы №1-5(на развитие творческого уровня знаний), №6-9(на закрепление знаний),№10-12(на выработку и закрепление навыков). Рабочая тетрадь с. 20 таблица 4,5 – заполнить (на закрепление знаний), №5

- (на выработку и закрепление навыков), презентация на тему «Типы органических реакций» - (на развитие творческого уровня знаний), №6 (на выработку умений)


Обсуждают , делают вывод, отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание


Адекватно воспринимать оценку учителя





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕМЫ


«Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов».

Раздел

Раздел «Углеводороды»


Тема изучения

«Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов».


Цель

Формирование

Представления об алканах, гомологического ряда предельных углеводородов, об изомерии и номенклатуре;

Представления сущности теории химического строения органических соединений, А. М. Бутлерова;

умений проводить расчеты по химическим уравнениям.


Основное содержание темы

Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных углеводородов.

Термины и понятия

Изомерия, изомеры, гомологический ряд, алканы, дегидрирование, крекинг, изомеризация, галогенирование, нитрование, крекинг, пиролиз, ароматизация, окисление, декарбоксилирование

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

Познавательные УУД:

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций).

Регулятивные УУД:

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания,

уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Описывать представителей предельных углеводородов.

Классифицировать, давать названия углеводородам.

Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества, по известной массе или количеству вещества выводить формулу одного из вступающих или получающихся в реакции веществ

Организация образовательной среды

Ресурсы

Химический эксперимент

Расчетные задачи

Межпредметные связи

Формы работы

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник/О.С. Габреилян-М.: Издательство «Дрофа», 2014.-192 с.;

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя химии. 10 класс» /О.С. Габреилян-М.: Издательство «Блик и Ко», 2001. – 536 с.;

Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 10 класс/ Н.П. Троегубова – М.: Издательство «ВАКО»,2012. - 96 с.;

Габриелян О. С. Химия. 10 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — 4-е изд.: стереотип. — М., 2011. — 253, [3] с.;

Габриелян О. С. «Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна. 10 класс. С тестовыми заданиями ЕГЭ»/ О. С. Габриелян - М.: Издательство «Дрофа», 2014.-160 с.;

Рябов М.А. Тесты по химии. 10 класс. К учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / М.А. Рябов - Издательство «Экзамен», 2012. – 128 с.

Интерактивный материал: 1.Индивидуальные карточки с заданиями

2.Электронное учебное издание «Химия. 10 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

Демонcтрации:

1.Получение метана;

2.Горение метана и изучение его физических свойств;

3.Горение жидких углеводородов;

4.Горение твердых углеводородов (на примере парафина);

5.Отношение метана к раствору перманганата калия и бромной воде

Взрыв метана с кислородом;

6.Установление качественного состава предельных углеводородов (видеоопыты, ЦОР).

Практические работы:

Набор моделей атомов.

1.Определение молекулярной формулы по данным анализа и продуктам сгорания.

2.Вычисления по химическим уравнениям массы, количества веществ: а)вступивших в реакцию

б)образовавшихся в результате реакции.

Биология «Физиологическая роль алканов и их производных»; География «Полезные ископаемые, руды»; Физика

Разделы «Атомно­молекулярное учение», «Закон сохранения и превращения энергии» Математика Разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Вычисления по пропорциям», «Нахождение массовой доли»

Фронтальная;

индивидуальная;

групповая



5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта сентябрь 2015г. – октябрь 2016г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный – выбор темы и планирование работы;

Аналитический – сбор материала;

Обобщения информации – структурирование проекта

Представления полученных результатов работы над проектом – презентация.


6.Программа проектных мероприятий


Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный


Этап 1 «Подготовительный»

1.

Прохождение курсов повышения квалификации. «Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в процессе обучения химии и биологии в условиях ФГОС»

Курсы повышения квалификации ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО

с 20.10. 2014 г. по 30.10. 2014 г.

Ю. Н. Штретер

2.

Обсуждение и утверждение проекта «Структура современного урока в рамках реализации ФГОС, технологическая карта урока химии по теме «Алканы» в 10 классе»

ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО

20.10.2014 г.

Ю. Н. Штретер


Этап 2 «Аналитический»

1.

Подборка материала и разработка творческого проекта «Структура современного урока в рамках реализации ФГОС, технологическая карта урока химии по теме «Алканы» в 10 классе»

ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО

с 20.10. 2014 г. по 30.10. 2014 г.

Ю. Н. Штретер

2.

Оценка предполагаемой эффективности работы обучающихся


30.10. 2014 г

Ю. Н. Штретер


Этап 3 «Обобщения информации»

1.

Структуризация и обобщение материала

ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО

30.10. 2014 г

Ю. Н. Штретер

Этап 4 «Представления полученных результатов работы над проектом»

1.

Защита творческих работ и проектов

ФГАОУ ВПО ПМЦПКиППРО

31.10. 2014 г

Ю. Н. Штретер



7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Внедрение новых образовательных технологий;

2. Повышение квалификации педагогов школы, в рамках внедрения ФГОС;

3. Использовать полученное знание как методологию создания технологической карты урока;

4. Достижение повышения качества развития УУД обучающихся в рамках обучения химии;

5. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

6. Повышение уровня индивидуальных достижений детей;


8. Прогнозируемые социальные эффекты

1

2

Стейкхолдеры

Социальные эффекты

Обучающиеся

Адаптация в школьной среде

Родители

Взаимодействие «семья – средняя общеобразовательная школа»

Педагогический коллектив

Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

Партнеры



9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта


1

2

3

Критерий эффективности

Условие (%)

Измеритель

Удовлетворительная реализация проекта, улучшение качества процесса усвоения материала по предмету в образовательном учреждении

35%

Тест


10. Заключение

Мы не ставим перед собой задачу предложить универсальную схему технологической карты урока – любая унификация бесплодна, даже попытки великих и бессмертных философов Древней Греции найти единое первоначало всех вещей оказались лишь гипотезой, позволившей искать иные основания мироздания. Бесплодность застывшей единообразной схемы в организации урока сегодня стала общей предпосылкой поисков инновационных подходов в системе образовыния выливающихся в ФГОС третьего поколения.

Данная работа создана при поддержке слушателя курсов повышения квалификации учителя химии Ф.Ш. Сайфиной и куратора курсов Ю. Н. Штретер.


11. Список использованной литературы и источников информации


1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник / О.С. Габреилян-М.: Издательство «Дрофа», 2014.-192 с. 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя химии. 10 класс» / О.С. Габреилян-М.: Издательство «Блик и Ко», 2001. – 536 с.

3. Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 10 класс / Н.П. Троегубова – М.: Издательство «ВАКО»,2012. - 96 с.

4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — 4-е изд.: стереотип. — М., 2011. — 253, [3] с.

5. Габриелян О. С. «Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна. 10 класс. С тестовыми заданиями ЕГЭ» / О. С. Габриелян - М.: Издательство «Дрофа», 2014.-160 с.

6. Рябов М.А. Тесты по химии. 10 класс. К учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / М.А. Рябов - Издательство «Экзамен», 2012. – 128 с.

7. Электронное учебное издание «Химия. 10 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна; © ООО «Дрофа», 2011 Электронная почта: e-book@drofa.ru

Интернет – ресурсы:

Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки.рф/документы/2365;

Линия учебно-методических комплексов по химии для 7–11 классов О. С. Габриеляна: http://www.drofa.ru/cat/product5279.htm

Методическая поддержка: http://ggptu30.gomel.by

IV. Совершенствование профессиональных компетенций учителя химии в условиях введения ФГОС ООО http://tulpar.kfu.ru.




12. Глоссарий


ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

Навык – действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. (Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

Изомерия- это явление существования веществ, имеющих одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение.

Изомеры - это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение.

Гомологический ряд – это ряд органических соединений, в котором каждый следующий член ряда отличается от предыдущего на группу СН2 -

Алканы - это нециклические УВ, в молекулах которыхвсе атомы углерода в состоянии SP3 -- гибридизации и связаны друг с другом только сигма-связями

Дегидрирование – реакция отщепления водорода,

Крекинг - (англ. cracking – расщепление) – это разрыв связей С-С в молекулах алканов с длинными углеродными цепями, в результате которого образуются алканы и алкены с меньшим числом атомов углерода.

Изомеризация – (превращение химического соединения в его изомер).

Галогенирование – (замещение атома водорода атомом галогена – F,Cl, Br с образованием галогеналкана RHal)

Нитрование – замещение атома водорода нитрогруппой- NO2 с образованием нитроалканов R-NO2 .

Дегидроциклизация - (ароматизация, дегидрирование алканов с образованием ароматических соединений).



13. Приложения


Приложение №1. Контрольные вопросы и упражнения для проработки темы.


Какие углеводороды называются алканами?

Охарактеризуйте строение молекулы метана.

Почему углеводородная цепь имеет зигзагообразную форму?

В чем заключается причина существования конформеров?

Как скажется на пространственной структуре молекулы метана замена одного атома водорода на атом хлора? Мотивируйте ответ.

Охарактеризуйте важнейшие физические свойства алканов. В чем вы видите причину закономерных изменений температур плавления и кипения алканов?

Какой тип реакций характерен для алканов? Перечислите важнейшие химические свойства алканов, проиллюстрировав их уравнениями реакций.

Опишите важнейшие сферы применения алканов.

Составьте формулы:

2, 3 диметилоктана;

3 этилгептана;

3 метил- 4 этилгексана;

2 хлор 2 метилбутана;

3 бромгексана;

2 нитропентана.

Назовите вещества:


СН3

Line 321

СLine 314Line 315Line 316Line 317Line 318Line 319Line 320Line 322 Н3 СН СН СН3 СН3 СН СН2 СН3


СН3 Br




СLine 323Line 324Line 325Line 326Line 327Line 328 Н3 СН СН2 СН СН2 СН2 СН3

Line 329Line 330

СН3 СН3




СLine 343Line 344Line 345Line 346Line 357 Н3 СН СН2 CH СН3

Line 358

CH3 NO2



Закончите уравнения реакций:


CLine 333 H3 CH2 COONa + NaOH

Line 3342CH3 CH2 Br + 2Na

Line 335CH3 Mg Cl + CH3 (CH2)2 Cl


Составьте уравнения реакций получения:

пропана по реакции Дюма;

гексана по реакции Вюрца;

пентана по реакции Вюрца - Гриньяра.


Составьте уравнения реакций к схемам:

-Line 331 пропан бутан;


-Line 332 бутан октан.


Составьте уравнения реакций взаимодействия:


пропана с бромом;

2 метилбутана с хлором;

3 метилгексана с хлором;

горения этана;

горения пропана;

пентана с азотной кислотой.

Составьте уравнения реакций получения:

2 бром 2 метилпентана;

3,3 дихлоргексана;

3 нитрогептана.


Составьте уравнения реакций к схеме:



Line 336Line 337Line 338Пропан бутан 1 бромбутан + Мg(эфир) Х

Line 341



Line 339Line 3401 хлорпропан + Na Y + HNO Z







Приложение №2. Типы реакций «Реакция изомеризации» (Химическая сказка)


«Однажды Пентан пошел в сауну попариться. Сауна, конечно, конечно была химическая, поэтому там быдо довольно жарко, около ста градусов. В сауне работал банщиком Хлорид Алюминия, который за долгие годы пребывания в жаре так высох, что его прозвали Безводным. Увидел он Пентана и набросился на него. И стал его крутить – ломать, приговаривая: «Какой скелет у тебя весь скрюченный. Ничего, сейчас выпрямим!» и так он старался скелет Пентановый выпрямить, что от усердия оторвал метильную группу и атом водорода. Стал на место прилаживать, да все перепутал: вместо метильной группы водород прилепил, а метильную группу на место водорода пристроил. Глянул на себя Пентан и заплакал горючими слезами: был Пентан, а стал__________».

В этой сказке 10 строк. Попробуйте сократить ее до одной строки:_________________________ .

К какому типу относятся такие реакции.

Продолжение в следующей теме.















Приложение №3. Электронное учебное издание «Химия. 10 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна

t1666157795aj.jpgt1666157795ak.jpgt1666157795al.jpgt1666157795am.jpgt1666157795an.jpgt1666157795ao.jpgt1666157795ap.jpgt1666157795aq.jpgt1666157795ar.jpgt1666157795as.jpgt1666157795at.jpgt1666157795au.jpgt1666157795av.jpgt1666157795aw.jpgt1666157795ax.jpgt1666157795ay.jpgt1666157795az.jpgt1666157795ba.jpgt1666157795bb.jpgt1666157795bc.jpgt1666157795bd.jpgt1666157795be.jpgt1666157795bf.jpgt1666157795bg.jpgt1666157795bh.jpg

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.