Технологическая карта
Учитель-логопед: Мархаева Светлана Вячеславовна
Дата проведения: 07.02.2023 г.
Форма работы: индивидуальное занятие.
Продолжительность занятия: 20мин
Тема: Суффикс. Суффиксальное образование слов.
Цель: Закрепить знания об ударении, ударной гласной и ударном слоге.
Задачи:
Образовательные: закрепить у обучающихся понятие «суффикс», закреплять навыки словообразования при помощи суффикса -онок, -ёнок, -ек,-ик,-ость; расширять словарный запас;
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, ассоциативное мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); развивать связную устную и письменную речь; развивать межполушарные связи; развивать языковой анализ и синтез; совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю; воспитывать уверенность в своих силах; воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Организационный момент
Психологическая установка на работу
Артикуляционная гимнастика | Всем-всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
- Сегодня у нас необычное занятие, немного не похожее на те, что были раньше: к нам пришли гости, чтобы посмотреть, чему ты научился.
Сейчас мы выполним артикуляционную гимнастику. «Пещера» (поместить медвежонка в рот) - Жил-был любознательный медвежонок. Гулял он по лесу, увидел пещеру и решил в нее заглянуть. «Футбол» (Соответствующие движения широким языком двигать влево и вправо). Посмотрел налево, потом направо, нет ли чего интересного. «Блинчик» (удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу) Потом медвежонок выглянул на улицу, посмотреть , как ярко светит солнышко. «Качели» (вырабатывать подъем языка вверх и вниз) А недалеко от пещеры увидел он качели и решил покачаться. «Часики» (вырабатывать умения управлять языком) Посмотрел медвежонок на время и вернулся в пещеру. Решил отдохнуть. Повернулся он на левый, потом на правый бок (выполняются соответствующие движения). Увидел миша впереди что-то интересное и пошел посмотреть(взять и проглотить медвежонка) |
Настраивается на активную работу на уроке | Учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные БУД – вступает в контакт |
Актуализация знаний Объявление темы | - Сегодня мы продолжим упражняться в словообразовании. - Какая часть слова сегодня нам будет помогать? (на доске: Суффикс.) Дайте определение. Что такое суффикс? (опора на доске: Часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.) | Отвечает на вопросы, опираясь на ранее полученные знания | Познавательные БУД- использовать усвоенные логические операции |
Практическая деятельность.
| Показ слайдов: замок, цветок, нож, лист, букет, пакет, ключ, дружок, корабль) Даётся задание: -Образуй с помощью суффиксов -ек, -ик слова.
| Образует слова
| Регулятивные – понимание и выполнение инструкции. Коммуникативные. |
Закрепление материала | Работа по карточкам Впиши нужный суффикс, выдели его стриж_________ цыпл_________ тел___________ лягуш________ слон___________ мыш________
- Образуй устно от прилагательных имена существительные с помощью суффикса -ость. Злой – злость жалкий – жалость Глупый – глупость молодой – молодость Слабый – слабость Честный – честность Гордый – гордость трусливый – трусость Мудрый – мудрость
Я называю имя прилагательное – а ты записываешь имя существительное. Разбери слова по составу трудный – трудность Старый – старость новый – новость радостный – радость храбрый- храбрость | Работа в тетради
Устная работа.
Работа в тетради | Познавательные БУД- использовать усвоенные логические операции Регулятивные – осознанно действовать на основе различных видов инструкций |
Физминутка | Ор-ор-ор держим мы в руках топор, Ом-ом-ом дрова мы рубим топором, Ток-ток-ток взяли в руки молоток, Ток-ток-ток бьёт по шляпке молоток. Ту-ту-ту дам сметану я коту. То-то-то надеваем мы пальто. Обус-обус-обус все уселись мы в автобус. | Имитируют действия |
|
Подведение итогов занятия. | Чем мы сегодня на занятии занимались? -какие суффиксы помогают образовывать новые слова? -когда пишется суффикс -онок,-енок,( если твердый согласный или шипящие-онок, если нет , то -ёнок) -ик,-ек,(если при изменении гласный звук в суффиксе сохраняется, то -ик, если нет, то -ек) -ость (служит для образования имен существительных. Суффикса -асть не бывает)?
|
| Познавательные БУД- использовать усвоенные логические операции |
Рефлексия | - Кто был собой доволен? - Кто сегодня не доволен собой? - Что бы ты себе пожелал?
|
|
|