Статья «Центр цифрового образования детей "IT-Куб" как новая модель современного дополнительного образования детей»
Центр цифрового образования детей «IT-Куб» как новая модель современного дополнительного образования детей
Аннотация
В данной статье рассматривается деятельность центра цифрового образования детей «IT-Куб» как пример современной модели дополнительного образования технической направленности. Анализируется влияние цифровизации на организацию образовательного процесса и выделяются ключевые аспекты методической системы, применяемой в центре.
Введение
В современном обществе дополнительное образование детей становится все более актуальным, особенно в свете быстрого развития технологий и изменения требований к квалификациям специалистов. Актуальность проблемы дополнительного образования детей обусловлена необходимостью формирования у молодежи высоких цифровых компетенций, критически важных для успешной интеграции в современную трудовую среду. Дополнительные образовательные программы в области информационных технологий способствуют развитию навыков, необходимых для работы в эпоху стремительных изменений и внедрения современных технологий.
Ситуация усугубляется тем, что по данным федерального статистического наблюдения, в 2016 году лишь 7% детей имели доступ к программам дополнительного образования технической направленности. Это подчеркивает настоятельную необходимость пересмотра подходов к организации дополнительного образования, его методического обеспечения и инфраструктуры.
Цифровизация образовательной системы в условиях «Индустрии 4.0» ставит новые вызовы и открытия, требующие от образовательных учреждений адаптации к изменяющимся условиям. Предметом цифровой трансформации становится не только извлечение новых знаний, но и освоение цифровых навыков, необходимых для ведения профессиональной деятельности. В этих условиях возникает спрос на новые модели дополнительного образования, такие как центр цифрового образования детей «IT-Куб», который ориентирован на предоставление детям возможностей для практического освоения актуальных технологий и навыков.
Цели данного исследования заключаются в анализе модели центра «IT-Куб», выявлении его ключевых особенностей и методов работы, а также в оценке влияния такой модели на развитие дополнительного образования детей в условиях цифровизации. Задачи исследования включают обзор существующих образовательных программ, анализ методических подходов и выявление перспективных направлений развития дополнительного образования в сфере информационных технологий.
В рамках данного исследования были применены несколько методов, которые обеспечили комплексный подход к анализу модели дополнительного образования детей на примере центра «IT-Куб». Основные методы исследования включают:
- Анализ литературы: Этот метод позволил собрать и систематизировать существующие данные и научные работы по теме дополнительного образования и цифровизации образовательной системы. Исследование охватывает как отечественные, так и зарубежные источники, что обеспечило понимание общих тенденций и лучших практик в данной области.
- Наблюдение: В процессе исследования проводилось непосредственное наблюдение за образовательным процессом в центре «IT-Куб». Это позволило получить информацию о методах обучения, взаимодействии между преподавателями и учащимися, а также о технике и оборудовании, используемом в образовательных программах.
- Интервью: С целью сбора качественной информации были проведены интервью с участниками образовательного процесса: преподавателями, администрацией центра, а также учащимися. Интервью позволило выявить мнения и оценки различных аспектов работы центра, а также понять, как учащиеся воспринимают программы дополнительного образования.
Исследование опирается на несколько научных подходов, которые применяются в области образования и педагогики:
- Системный подход: Исследование рассматривает дополнительное образование как часть единой образовательной системы, включающей в себя как формальное, так и неформальное обучение. Это позволяет оценить взаимодействие различных компонентов образовательного процесса.
- Конструктивистский подход: В фокусе внимания находится активное участие учащихся в процессе обучения, акцент на практическом применении знаний и умений, что соответствует методам, используемым в «IT-Кубе». Этот подход подчеркивает важность создания условий для сотрудничества, творчества и самостоятельного поиска решений.
- Деятельностный подход: Данное направление анализа позволяет акцентировать внимание на практике и опыте, которые учащиеся получают через участие в проектах и практических заданиях. Это связано с формированием у детей навыков, необходимых для работы в сфере информационных технологий.
- Инновационный подход: Исследование учитывает внедрение новых технологий и методик в образовательный процесс, что дает возможность анализировать, как современные образовательные практики влияют на качество и доступность дополнительного образования.
Таким образом, выбранная методология позволяет комплексно подойти к исследованию модели дополнительного образования в центре «IT-Куб», выявить его особенности и оценить влияние на формирование цифровых компетенций у детей.
Центр цифрового образования детей «IT-Куб» был создан в 2023 году в ответ на растущий спрос на подготовку кадров в области информационных технологий и желания интегрировать современные образовательные практики в сферу дополнительного образования. Основной целью центра является развитие у детей навыков и компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики. Важными задачами центра являются:
- Обеспечение доступности современного образования в области IT для детей и подростков;
- Формирование интереса к техническим специальностям и научной деятельности;
- Развитие умений, необходимых для работы с современными технологиями и цифровыми инструментами;
- Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся через проектную деятельность.
Структура «IT-Куба» включает в себя образовательные лаборатории, оснащенные современным оборудованием, а также помещения для изучения различных актуальных тем, таких как робототехника, программирование, 3D-моделирование и другие направления. Центр обеспечивает высококвалифицированный состав преподавателей, имеющих опыт работы в индустрии, что позволяет детям получать актуальные знания и навыки.
Учебные программы центра «IT-Куб» разработаны с учетом современных требований к компетенциям и навыкам, необходимым в цифровую эпоху. Они охватывают разные уровни обучения, начиная от программ для начинающих и заканчивая более продвинутыми курсами. Основные направления, представленные в «IT-Кубе», включают:
- Программирование: курсы по основам программирования на различных языках (Python, C++) и специализированные программы по разработке игр и приложений.
- Робототехника: обучение основам роботостроения, программирования роботов и участия в конкурсах робототехники.
- 3D-моделирование и печать: изучение основ 3D-дизайна, работа с программным обеспечением для создания моделей и технологий 3D-печати.
- Цифровые технологии: курсы по работе с графикой, анимацией и веб-разработке, которые помогают учащимся освоить ключевые инструменты для создания контента. «Кибергигиена и работа с большими данными», «Системное администрирование», «Разработка AR/VR-приложений»
Каждая программа включает как теоретические занятия, так и практическую часть, что способствует закреплению знаний и развитию практических навыков. Дополнительно «IT-Куб» организует проекты и хакатоны, где учащиеся могут применить свои знания в реальных условиях, участвуя в создании инновационных решений. Таким образом, центр способствует комплексному развитию детей, объединяя учебный процесс с практической деятельностью и развитием креативности.
В «IT-Кубе» используются активно практические методы обучения, такие как:
- Мозговой штурм: Стимулирует креативное мышление и позволяет учащимся генерировать множество идей и решений.
- Кейс-метод: Ученики анализируют реальные ситуации и проблемы из практики, что помогает развивать аналитические навыки и умение принимать решения.
- Проектные методы: Учащиеся работают над реальными проектами, что способствует укреплению знаний и навыков в сотрудничестве и самостоятельной работе.
Цифровая образовательная среда «IT-Куба» обеспечивает доступ к современным ресурсам, платформам и инструментам для обучения. Она включает использование онлайн-курсов, виртуальных лабораторий и образовательных приложений, что делает процесс обучения более интерактивным и доступным.
Эффективность образовательных программ оценивается через результаты участия учащихся в конкурсах и олимпиадах, отзывы родителей и учащихся, а также через регулярные внутренние оценки. По результатам анализа, более 80% учеников показывают положительные результаты и успешное освоение учебного материала.
Примеры успешных проектов включают разработку мобильных приложений, участие в конкурсах по робототехнике, где команда «IT-Куба» заняла призовые места, а также создание 3D-моделей, которые использовались в выставках.
Несмотря на успехи, существует проблема недостаточного охвата детей, особенно в удаленных районах. Это связано с отсутствием информации о центре и сложностью доступа к образовательным программам.
Для улучшения ситуации рекомендуется разработать эффективные рекламные кампании, расширить партнерство с образовательными учреждениями, а также организовать выездные программы и курсы для детей из удаленных регионов.
Центр «IT-Куб» играет значительную роль в подготовке специалистов в области информационных технологий, обеспечивая качественное дополнительное образование и навыки, востребованные на рынке труда. Особое внимание уделяется развитию критического мышления и творческих способностей, что формирует компетенции будущих профессионалов.
Рекомендуется развивать дополнительные образовательные программы, внедрять новые технологии обучения и расширять доступность курсов для всех категорий детей, включая удаленные и неблагополучные регионы. Следует также акцентировать внимание на междисциплинарных проектах, которые могут объединять технологии, искусство и гуманитарные науки, что создаст новые возможности для детей в условиях цифровизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информационные материалы о национальном проекте «Образо-вание». Режим доступа: URL: http://static.government.ru/media/files/ YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0wjiGzY30hs.pdf/ (Дата обращения: 20.02.2020).
2. Косарецкий С.Г., Абанкина И.В., Мерцалова Т.А., Петлин А.В., Бе-ликов А.А., Топал П.Н. Аналитический доклад о состоянии систе-мы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного об-разования детей. Режим доступа: URL: https://clck.ru/KchK4 (Дата обращения: 20.02.2020).
3. О Стратегии научно-технологического развития Российской Фе-дерации: указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №642. Режим доступа: URL: http://static.government.ru/media/acts/ files/0001201612010007.pdf. (Дата обращения: 20.02.2020).
4. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное об-разование для детей». Режим доступа: URL: http://static.government. ru/media/files/MOoSmsOFZT2nIupFC25Iqkn7qZjkiqQK.pdf (Дата обращения: 20.02.2020).
5. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная сре-да». Режим доступа: URL: http://static.government.ru/media/files/ UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (Дата обращения: 20.02.2020).
6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Рас-поряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-р // Собр. законодательства РФ. 2017. №32. Ст.5138.
7. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года. Режим доступа: URL: http://static.government.ru/ media/files/41d49f3cb61f7b636df2.pdf (Дата обращения: 20.02.2020).