Самофал Светлана Дмитриевна


Экологическое воспитание дошкольников в центре дополнительного образования детей


Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность каждого человека и общества в целом. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения людей.

Природой в детях заложена доброта, сострадание, любовь и внимание к окружающему миру, и важно не только не потерять эти качества, но и расширить их.

Экологическое воспитание – это направление в дошкольной педагогике, которое стало актуальным последнее время, так как возросла деятельность человека в мире природы.

Термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука) был введен в 1866 году известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

В результате из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей становится формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.[1]

В процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет целенаправленность и систематичность. В любое время года, в любое время суток необходимо в детях формировать добрые помыслы в отношении к природе.

Задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста состоят в том, чтобы

- сформировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- сформировать умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями;

- сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- развитие знаний о восприятии себя как части природы;

- воспитать гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, центра дополнительного образования в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.[1]

Организовать занятие по экологическому воспитанию в детских садах, центра дополнительного образования можно по-разному[2,3]:

Экскурсия. Это зависит расположения самой организации образования и ее от возможностей.

Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Лето в гости ходило», Лето будет основным персонажем на всех этапах: беседа о лете, его характерных особенностях; спортивный — эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный — исполнение песен про лето, математический — задание «Сколько лепестков?», творческий «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели. Сюда может и входить чтение экологических сказок. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о лете. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.

Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в учебном классе, группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.

Организация экологической тропы на территории учреждения, предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.

Экологические викторины, марафоны, которые помогут закрепить знания дошкольников об окружающем мире.

Экологические праздники. Зачастую это театрализованное представление. Например, праздник «Чудеса природы».

Акции по охране природы — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, которые можно проводить вместе с родителями. Например, «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Птичья столовая» (изготовление кормушек) и т.п.

Создание уголка живой природы, в который могут входить разнообразные комнатные растения, которые ребёнок вырастил самостоятельно или вместе с родителями.

Создание стенгазеты с фотографиями на тему «природа», сделать тут же выставку из журналов и книг о родной природе и всего мира в целом.


Знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, можно закреплять и развивать на творческих занятиях – лепка, рисование, аппликация, оригами.

Предлагаем одно из занятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, где дети знакомятся с одним из времен года - весной, его признаками через создания пейзажа.


Тема занятия: «Весна».

Возраст: 5-7 лет.

Цель занятия – научить передать в пейзаже свои впечатления от окружающей среды и приметы времени года.

Задачи:

Предметные:

закрепить знания о характерных признаках времени года - весне,

закрепить ранее полученные знания о жанре пейзажа, особенностях изображения;

рассмотреть репродукции пейзажей с точки зрения выразительных средств: цвета, линий, композиции;

научить строить композицию с учётом перспективы, передавать цветовую гамму времён года, совершенствовать технику работы красками.

Развивающие:

развить творческие способности, пространственное воображение, зрительную память, наблюдательность

развить интерес к природе.

Воспитательные:

привить любовь природе родного края, умение обращать внимание на красоту и характерные особенности растительного мира весной.


Методы: репродуктивный словесный, практический, метод игры, наглядный.

Форма: беседа, практическая работа.

Дидактические, методические наглядные пособия:

для учащихся: бумага, кисти, краски, фартуки.

для педагога: репродукции картин, динамическое пособие – дидактическая игра.

Оборудование: компьютер, колонки, интерактивная доска.


Ход занятия

Организационный момент.


Приветствие;

Подготовка рабочего места (мольбертов, бумаги);

Проверка готовности учащихся к занятию;

Техника безопасности.


Основная часть.


Педагог: Сегодня у нас в гостях мультфильм «Пластилиновая ворона». А вот о чем он, вы узнаете, посмотрев его. Смотрите внимательно, я будут задавать вам вопросы.

Просмотр фильма.

П.: О чем вы узнали, посмотрев мультфильм? С какими жанрами познакомились?

Дети: портрет, натюрморт, пейзаж.

П.: Кроме этих жанров существуют и другие, но с ними мы познакомимся попозже.


На экран доски выведены три репродукции: портрет, натюрморт, пейзаж.

П.: Ребята, перед вами репродукции картин известных художников. Скажите, чем они отличаются?

Д.: Содержанием: природа, посуда и человек.

П.: Мы сегодня с вами будем работать в жанре пейзажа. Слово «пейзаж» обозначает «изображение природы». И писать мы будем не просто пейзаж, а пейзаж в определенное время года.

- Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)

- Какое временя года скоро наступит? (Весна)

- Нравится ли вам весна? Чем? Или чем не нравится?

- Какие приметы весны вы знаете?

- Есть ли у весны запах?

- А какого цвета весна?

- Весне посвящают свои произведения люди искусства: художники, поэты, музыканты.


На доске выведены репродукции картин с изображением весны.

П.: Сейчас я прочту вам стихотворение о весне поэта Алексея Плещеева (фоном звучит мелодия Чайковского «Весна»). А вы закройте глазки и представьте, какие бы вы краски использовали, как выглядела ваша картина.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Опрос ребят. «Устное» рисование картины. Подведение итогов.


П.: А теперь я предложу вам немного поиграть.

Игровая пауза – разминка.


Дети становятся в круг. Предлагается изобразить движениями: Как дует ветер в разное время года; как светит солнце; как распускается цветок; как распускаются листья на деревьях; как бегут ручью весной; как птицы прилетаю весной; как просыпается медведь после зимней спячки.


П.: Ребята давайте вернемся к пейзажу и сыграем в игру «Из чего состоит пейзаж». Дети делятся на 3-4 группы-команды и выполняют задание, выбирая картинки, относящиеся к жанру пейзажа. Побеждает та команда, которая больше отметит картинок.

Можно как вариант предложить игру «Составь пейзаж». Из пазлов складывают картину.

Педагог комментирует в конце результат работы.


Перемена 10 минут.


П.: А сейчас вы попробуете с помощью красок передать свое ощущение весны.

Педагог показывает последовательно, как выполнять работу, подсказывает каждому, помогает, направляет.

Просмотр работ, отмечаем положительные стороны каждой работы.


Закрепление нового материала.

П.: Что узнали нового? Чему научились? Что запомнили?


Материал для игры «Из чего состоит пейзаж».

t1646126075aa.png

t1646126075ab.jpg

t1646126075ac.jpg

t1646126075ad.jpg

t1646126075ae.jpg

t1646126075af.jpg

t1646126075ag.jpg

t1646126075ah.jpg

t1646126075ai.jpg

t1646126075aj.jpg

t1646126075ak.png

t1646126075al.jpg

t1646126075am.jpg

t1646126075an.gif

t1646126075ao.jpg

t1646126075ap.jpg



Подобные занятия охватываю сразу несколько предметов, что только способствует эмоциональному, интеллектуальному развитию ребенка.

Активное внедрение в образование современных информационных технологий изменяет саму образовательную деятельность, её содержательную, организационную и методическую основы. Для преподавателей актуальным становится вопрос разработки собственных цифровых образовательных ресурсов с использованием доступных технических средств и программного обеспечения.

Использование ресурсов выступает важным компонентом системы образования и представляет собой нетрадиционный способ организации образовательной деятельности через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Тема экологического воспитания дошкольников широко представлена на цифровых образовательных ресурсах. Вот некоторые из них:

Образовательный портал - https://portal2011.com/category/vospitatelyam/prazdniki-razvlecheniya-scenarii/ekologicheskie/

Сайт «Кладовая развлечений» - https://kladraz.ru/scenari/dlja-detskogo-sada/yekologicheskie-prazdniki-i-dosugi-v-dou-scenari.html

Учебно-методический кабинет - https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/yekologicheskie-prazdniki-v-dou-konspekty.html

Международный образовательный порта «МААМ. RU» - https://www.maam.ru/obrazovanie/ekologicheskie-prazdniki

Сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.su» - https://pedsovet.su/load/312-1-0-55064

Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ekologicheskij_prazdnik_dlya_nachalnih_klassov_mi_z_142235.html

Учительский портал - https://www.uchportal.ru/

WWF.RU - https://wwf.ru/resources/education/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=poisk_tsentr_aziya&adposition=&utm_term=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&gclid=Cj0KCQiAxoiQBhCRARIsAPsvo-yErkpiYiBO8P4mG75cWREEdBPxn6t7WnitzDV8B6ohuW7f-2Olb2IaAi0JEALw_wcB


В процессе экологического воспитания у детей формируется познавательные навыки, развивается мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мироощущения, познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса. В настоящее время виртуальные экскурсии, путешествия в любую точку планеты позволяют узнать много интересного и познавательного. Можно отправиться в глубины земли или улететь в космос, спасать белых медведей и высаживать леса. А можно пойти в музей и познакомиться с флорой и фауной своего Краснодарского края. Но первая задача, которая стоит - воспитывать в детях бережное отношение к природе, желание сохранять и преумножать ее красоту.



Список использованной литературы


Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Воронеж: Учитель, 2002.-159с.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Издательский центр Академия, 1999.-1984с.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: ООО «Фирма». Издательство АСТ, 1998. -320с.


7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.