Театрализация, как способ формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения и во внеурочное время.
Театрализация, как способ формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения и во внеурочное время. (Слайд 1)
Цель: Создать условия для формирования коммуникативных УУД методом театрализации на уроках и во вне урочной деятельности.
Задачи:
помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала;
развитие коммуникативных навыков средствами театрализации;
формирование функциональной грамотности. (Слайд 2)
Актуальность. (Слайд 3)
В наше время обществу необходимы творческие люди, способные к активному действию, нестандартному мышлению, способные находить оригинальные решения жизненных проблем, а также умеющие грамотно и смело выражать свои мысли. И одной из задач современной школы является воспитание и обучение таких людей. Познания современных детей гораздо больше, чем их сверстников начала 21-го века. Они быстрее решают трудные логические задачи, делают умозаключения, они мобильны и порой знают больше, чем их родители. Современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, но при этом читают меньше книг и сложнее сходятся с людьми. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи. Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей, этот опыт становится менее важным. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем общаться. С одной стороны, это неплохо. Но, с другой стороны, ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, испытывает затруднения, он неспособен нормально общаться с другими людьми. Одним из важнейших умений современной личности является овладение коммуникативными навыками.
Проблема развития коммуникативной функции речи у младших (Слайд 4) школьников является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми наиболее интенсивно развиваются именно в школьные годы и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. По мнению Л.С. Выготского: «Умение человека общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…». Прав был и Дейл Карнеги, который утверждал, что успех зависит на 15% от знаний и на 85% – от умения общаться с людьми, “подать себя”. Ни для кого не секрет, что в жизни бывает такое: знающий и компетентный человек в своей области, но не умеющий общаться с людьми остаётся в тени и наоборот не настолько знающий, но умеющий общаться с людьми, умеющий «себя подать» пробьётся и устроится в жизни превосходно.
Поэтому перед школой встала задача формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время. (Слайд 5)
В ФГОС НОО отмечено, что развитие коммуникативных УУД — одно из приоритетов содержания начального общего образования. Одним из основных средств в решении данной проблемы выступает урок литературного чтения. Через литературу дети входят в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. Чтение помогает развивать связную речь, воспитывает культуру речи, расширяет, уточняет, активизирует словарь учащихся, способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
На развитие коммуникативной функции речи школьников в ходе изучения курса «Литературное чтение», наиболее эффективным является общение детей, организованное в ходе выполнения игровой деятельности, занятий по развитию речи. Но наибольшую эффективность оказывает использование на уроках элементов театрализации. Метод театрализации включает в себе разнообразные приемы. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе систематически.
На уроках ребятам очень нравится импровизировать, во время изучения (Слайд 6) стихотворений использую игру «Импровизация» (4 строчки стихотворения прочитать от имени любимого героя произведений). Например: Незнайка читает стихотворение «Белая берёза» С. Есенина, Кот Матроскин из Простоквашино читает стихотворение «Кот и Лодыри» С. Маршака. Можно заранее с ребятами продумать образ, сделать работу по группам и устроить конкурс на лучшую импровизацию.
Это «мини – инсценировки» (Слайд 7), широко применяются при изучении басен И.А. Крылова, отрывков сказок и рассказов. Например, инсценируем отрывок произведения В. Осеевой «Волшебное слово» или сказку Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». Мы разбираем как произносит Павлик слова просьбы вначале произведения и с какой интонацией он это делает после того, когда мальчик поговорил со старичком. После чего ребята пытаются сыграть роль Павлика. Театрализованная деятельность учащихся на уроке осуществляем и в виде диалогов литературных героев. Ученики говорят от имени персонажа изучаемого произведения, домысливают, фантазируют, высказывая предположения о том, что было до или после описываемых событий. Отвечают на вопросы, что было бы, если бы на месте героя был я? Как бы я поступил в этой ситуации? А можно было поступить иначе? Такой вид театральной деятельности, как ролевая игра, позволяет, сделать более интересным изучение творчества писателя.
Прием ролевого прочтения текста (Слайд 8). Этот прием формирует следующие компетенции: предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Для того, чтобы сделать этот прием более интересным использую следующие игры:
Игра "Выбери себе роль" - тоже традиционное чтение по ролям, но дети берут в руки атрибут или надевают на голову шапочки и игра становиться живой.
Очень нравиться моим ребятам игра "Кто я?" - поработав над текстом каждый выбирает себе определенного героя и представляет себя, вживаясь в роль при помощи разного темпа, тембра, интонации.
Игра "Диктофон" появилась сравнительно недавно. Принимая на себя роль диктора, ведущего, дети записывают выразительное чтение стихотворения или отрывка из произведения и пересылают мне на электронную почту. Я прослушиваю их дома, а в классе предлагаю выслушать лучших. А также тех, у кого получилось не очень хорошо, чтобы дать ребятам рекомендации.
Во-первых, успеваю всех оценить.
Во-вторых, вижу, как работают над текстом (орфоэпия, мышление, ударения, паузы, логопедические проблемы).
В-третьих, повышаю мотивацию.
В процессе использования театрализованных моментов у детей развиваются риторические умения, умение вести диалог, умение слышать и слушать другого человека, умение работать сообща для достижения общей цели.
Уроки с элементами театрализации приучают ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств. Театрализованные представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Все эти приемы мы используем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, так как у нас в школе организован театральный кружок "Маски". (Слайд 9)
Вместе с учащимися мы ставим спектакли по русским народным сказкам, проводим тематические праздники (Слайд 10-11), конкурсы чтецов (Слайд 12), с которыми выступали для родителей, воспитанников детского сада, районных фестивалях «Неделя детской книги» (Слайд 13-14), где учащиеся стали победителями в номинации «Инсценирование».
В 2023 году наш кружок «Маски» принял участие в первом муниципальном фестивале детского искусства «Золотая маска» (Слайд 15), где стали лауреатами Первой степени, а также стали победителями в номинациях: «Лучшая театральная программка» (Слайд 16), «Лучшая сценография» (Слайд 17), «Лучшая афиша» (Слайд 18), Марамзин Илья ученик 1 класса стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль» (роль рассказчика в спектакле «Гуси-лебеди») (Слайд 19), Шаманаев Артём ученик 4 класса стал победителем в номинации «Лучшая роль второго плана» (роль Бабы-Яги) (Слайд 20). Кроме того, в школе организован семейный театр, в котором участвуют родители вместе с детьми.
Родители заметили, что дети стали дружнее, дети и взрослые легко общаются, умеют преподнести себя, как артисты. Тревожные дети становятся более уверенными. Совместное творчество сближает семьи учащихся.
Таким образом, установлено, что формирование и развитие коммуникативных УУД при использовании приемов театрализации на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности учащиеся овладевают разными приемами творческой интерпретации текста, сначала более простыми, затем переходят к развёрнутой драматизации. Использование приемов театрализации в большей степени способствует развитию таких коммуникативных УУД, как умение вступать в диалог: задавать вопросы, уточняя непонятное; высказывать свою точку зрения, при этом учитывая мнения одноклассников; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в реальной жизни.
Результаты: (Слайд 21-23)
1. Участвуют в театрализации всегда все. Никто не отказывается.
2. Исчезли страх, скованность, насмешливое отношение друг к другу. Появились доброжелательность, сопереживание.
3. Появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнёру.
4. Через искусство художественного слова, практические занятия, процесса создания декораций, костюмов, театральной атрибутики, развиваются и формируются коммуникативные УУД и функциональная грамотность.
16.082023 г
Реутова Е. А.
Сидорова С. С.
ТеатрализацияPPTX / 48.3 Мб