Статья «Театральное творчество младших школьников в рамках школьной программы внеурочной деятельности»

3
0
Материал опубликован 15 June

Театральное творчество младших школьников в рамках школьной программы внеурочной деятельности

Серебренникова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов высшей категории

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16»

города Балаково Саратовской области

      В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение театральное творчество приобретает в связи с программой внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

    Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.

   Каждый учитель – режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр.

      Основные задачи программы

Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный театр).

Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

    В зависимости от содержания, цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся используются следующие типы занятий:

- занятие-рассказ;

- занятие-упражнение;

- занятие-игра;

- занятие-работа над спектаклем

    При работе с младшими школьниками чаще всего используется комбинированное занятие, на котором дети получают новые знания, вырабатывают соответствующие навыки и умения. Такое занятие строится следующим образом:

1. Организационный момент.

2. Повторение предыдущего материала.

3. Изложение нового материала.

4. Упражнения.

5. Этюд для выработки умения действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Основные направления работы с детьми

Основы театральной культуры

     Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.

  Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Культура и техника речи

     Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

  Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать чёткое произношение согласных в конце слова; пополнять словарный запас.

Театральная игра

    Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту детей, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии.

    Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнёром, использовать мимику и жесты; развивать фантазию, воображение; воспитывать нравственно-эстетические качества.

      Чаще всего ребята работают парами или в группах. Один и тот же этюд разыгрывают по-разному. Например, действующие лица: сварливая старая женщина и дети. Старушка всегда прогоняет детей из своего сада. Это надо сыграть – посмотреть на реакцию детей. Одни убегают из сада, другие смеются над ней, переговариваются, а одна группа предложила бабушке вскопать ей грядки. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерии оценки качества работы.

Работа над спектаклем

     Во втором полугодии я провожу занятие – работа над спектаклем, которое делится на занятие – обсуждение сценария, занятие – пробу на роль, занятие – репетицию.

      Показ спектакля – необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у детей отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному. В конце мая мы показываем спектакль ребятам 1-2 классов и родителям.

      Дети пробуют свои силы в разных ролях: это и мастерство актера, режиссера, писателя, музыканта. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении…»

       Но нам никак не обойтись без мастерства наших родителей. Прежде, чем приступить к созданию декораций и костюмов, родители посещают наши репетиции в удобное для них время, чтобы проникнуться атмосферой пьесы и, конечно же, посмотреть на своего ребёнка. Как он справляется с ролью и самое главное, какой ему подойдёт костюм. Кроме того, это – своего рода обратная связь, которая позволяет мне точнее понять верность или ошибочность тех или иных педагогических приемов, увидеть “чужими” глазами результаты своей деятельности.

     Каждый родитель настоящий мастер- модельер костюма для своего ребёнка. Только после того, как все родители посетили нашу репетицию, они собираются все вместе и обсуждают, какие декорации нам нужны для пьесы. Здесь уже подключаются и папы. Именно они выступают в роли мастеров – декораторов.

      В день выступления родители волнуются даже больше детей. Приходят всей семьёй на показ спектакля. И здесь родители не сидят, сложа руки. Они уже мастера-фотографы и операторы съёмки. Они видят своих детей с совершенно другой стороны, очень гордятся ими.

      Выступление – это яркое событие в жизни всей семьи, но и подготовка к выступлению – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей и взрослых. Принимая участие в подготовке и проведении спектакля, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего.

     Я по этой программе работаю не один год и заметила, что те ребята, которым трудно даётся учёба, на кружке раскрываются, чувствуют себя успешными. К четвёртому классу мои ученики осваивают азы технической речи и средств выразительности, умеют самостоятельно выделить главную мысль, выбрать нужную интонацию, передать своё отношение к прочитанному. На уроках литературного чтения ребята, посещающие кружок, читают не монотонно, а выразительно. Также ребята занимают призовые места в различных конкурсах.

  Театр еще никого не портил, наоборот, это одно из мощнейших средств приобщения к культуре, духовности. В конечном счете, это воспитание нового поколения просвещенных людей – российской интеллигенции.

Список использованной литературы:

Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности. М.,2011

Школьный театр в начальной школе/ А. А.Кияновский, С. Н. Санько. М.:Чистые пруды, 2007

Творческие игры и театральные упражнения в школьном классе/ М. П. Стуль. Челябинск. 1991(Челябинский областной институт усовершенствования учителей)

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации