12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цыбизова Людмила Андреевна17
5

Технические средства обучения, как ресурс использования комиксов в обучении финансовой грамотности лиц с ОВЗ

Технические средства обучения, как ресурс использования комиксов в обучении финансовой грамотности лиц с ОВЗ

Цыбизова Людмила Андреевна,

преподаватель, бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области «Муромцевский техникум механизации сельского хозяйства»,

E-mail: m- 47info@mail.ru


В сознании современного преподавателя, идущего в ногу со временем, надежно закрепилось понятие технических средств обучения (далее – ТСО), применение которых регламентировано Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вышеуказанным законом закрепляется следующее понятие средств обучения в целом: «средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, компьютеры, информационно – телекоммуникационные сети, аппаратно – программные и аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности» [1].

На смену традиционных подходов преподавания, где центральную роль играет педагог, приходит концепция, которая в первую очередь ориентируется на обучающихся и обучение практическим навыкам.

Большое значение здесь имеют применяемые модели, технологии обучения для решения задач современного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Техникум с 2000 года реализует адаптированные образовательные программы профессионального обучения для лиц с умственной отсталостью.

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной школы.

Большинство детей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют статус сироты, или опекаемые. Они выходят из школ – интернатов, самостоятельно начинают вести личный бюджет; определять и использовать возможные способы формирования накоплений; взаимодействовать с банками, пенсионными фондами; пользоваться банковскими финансовыми продуктами.

И, как показывает практика, не умеют вести личный и семейный бюджет; определять и использовать возможные способы формирования накоплений; взаимодействовать с банками, пенсионными фондами; пользоваться банковскими финансовыми продуктами; защищать себя от финансового мошенничества.

Эти дети  имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение должно быть направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, в том числе финансовой грамотности.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее - Проект) с 2016 года реализует Программу
«Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности .

В рамках данного Проекта три педагога техникума прошли повышение квалификации.

Изучая образовательные ресурсы данного Проекта: сайт РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации) Сибирский институт управления [6], сайт Финансовая культура [7], сайт Хочу, могу, знаю [8], мы открыли новое для нас средство передачи знаний – комиксы, а в нашем случае – финансовые комиксы [9].

Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство[2]

«В Японии комиксы принято называть «манга», в Корее – «манхва», в Китае – «маньхуа», а во Франции – BD. В США комиксы по понятию схожи со словом «cartoon» - «карикатура», что может означать и комикс и мульфильм». [3].

Комиксы могут так же рассматриваться как образовательная среда. [3].

Таким образом, «Комикс является мощным инструментом воздействия на ребенка и, естественно, может и должен использоваться в сфере образования». [5].

Я построила урок: Виды финансового мошенничества с банковскими картами.

Цель: сформировать способность распознать опасность при совершении операций с банковской картой и уметь защитить себя.

Сначала мы просто посмотрели комикс [9]. Длительность 5 мин. Обсудили сюжет. Затем, я усложнила процесс, не просто смотреть, а записывать финансовые термины комикса в бортовой журнал или двухчастный дневник. Еще 5 мин. Затем сверили термины, определили 5 терминов. Выяснили, какие уже знаем, но нужно доработать, какие не знаем совсем. Внесли информацию в таблицу. Затем, я раздала печатный вариант комиксов, и мы прочитали по ролям. В качестве закрепления, тот сюжет, который обсуждали в начале урока, каждый записал в журнал. На этапе рефлексии дети составляли Памятку для Вени.

Использование комикса, как аудиовизуального средства передачи информации стало возможным, благодаря тому, что кабинет экономических дисциплин, где ведется обучение финансовой грамотности лиц с ОВЗ, оснащен современной оргтехникой.

Компьютер – уникальный инструмент, обеспечивающий коррекционно - развивающую направленность финансовых комиксов. Дети имеют возможность увидеть на экране нарисованных и озвученных героев, проживающих возможные жизненные ситуации. Я часто предлагаю детям нарисовать то, что они услышали, но для некоторых проблематично нарисовать, а вот разглядывают картинку они с интересом, а тут еще и говорят герои. Компьютер позволяет подавать учебный материала малыми порциями, обеспечивает максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий, замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий, руководство действиями обучающихся вплоть до совместного выполнения их преподавателем и учеником и др.

В течение 2020/2021 учебного года, в ходе реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения для обучающихся с ОВЗ мы применили, в сочетании с другими методами, комиксы, как технологический прием обучения финансовой грамотности.

В рамках исследования, участникам групп, при обучении которых использовались финансовые комиксы, было предложено выявить свое мнение по перспективам использования комиксов в учебном процессе. Так более 90 процентов обучающихся указали, что комиксы, основанные на одновременном восприятии слухом и зрением, выгодно отличаются от традиционных учебников.

Заключение.

Правильно подобранные технические средства обучения, способствующие организации активного взаимодействия в образовательном процессе, обеспечивает детям с ОВЗ доступ к образовательной среде, а также к пространству взаимодействия с обычными детьми.

Классификация технических средств помогает точно определять их функциональное назначение. Даже простейшая классификация поможет разобраться с имеющимися и поступающими техническими средствами. Педагог должен умело применять наиболее нужное в каждом конкретном случае техническое средство и специальное учебное оборудование.

Применение ТСО при обучении финансовой грамотности лиц с ОВЗ, в том числе с помощью комиксов, это та благоприятная среда на уроке, которая помогает детям открыть себя для себя, повышает уровень усвоения материала как одним обучающимся, так и качество образования в техникуме в целом.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. Дата обращения 18.01.2020

2.  Скотт МакКлауд. «Суть Комикса» http://understanding-comics.ru/

3. Калиткина К.В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний// Научно – методический электронный журнал «Концепт» - 2013. – Т.З. – С.2256 -2260 URL: https://e-koncept.ru/2013/53454.htm

4. W.W.D. Sones Журнал социологии образования. Том 18, No.4, The Comics as an Educational Medium (Dec., 1944), PP https://www.jstor.org/stable/2262696?seg=1

5. Комикс в образовании: Есть ли польза для дела?// Народное образование. – 2002. - № 9. С. 131

Интернет – ресурсы:

6. https://site-siu.ranepa.ru/fg/?id=2079

7. https://fincult.info/

8. https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/

9. Финансовые комиксы | ХочуМогуЗнаю (xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.