Технологическая карта урока открытия новых знаний по литературному чтению «Научно – познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Черепаха»»

2
1
Материал опубликован 4 June 2018

Технологическая карта урока открытия новых знаний по литературному чтению

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4 класс.

Тема: Научно – познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Черепаха».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления детьми новой информации о творчестве Л.Н. Толстого.

Задачи урока:

обучающие:

сформировать представление о жанрах произведений Л.Н. Толстого;

ввести понятие «научно – популярный рассказ»;

предметный результат:

самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

самостоятельно создавать способ решения проблемы творческого характера;

развивающие:

называть произведения Л.Н. Толстого и определять их жанр;

использовать выразительные средства языка для понимания произведений;

выразительно читать эпизоды из рассказа, выражая отношение к героям;

метапредметный результат:

сотрудничать в решении проблемы творческого характера;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

воспитательные:

повторить правила работы в группе, обратить особое внимание обучающихся на бережное отношение к природе.

личностный результат:

самоопределение и эмоционально-ценностная ориентация.

Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

Для учителя: литературное чтение, 4 класс, 2 часть, Л.А. Ефросинина; презентация, компьютер, выставочный стенд с книгами Л.Н. Толстого.

Для обучающихся: литературное чтение, 2 класс, 2 часть, Л.А. Ефросинина; рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений Ефросинина Л.А. Литературное чтение 4 класс, карандаши, листочки для проведения групповой работы, кубик Блума, , карточки для самостоятельного целеполагания и рефлексии.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Организационный момент

Приятно видеть вас, ребята! Улыбнитесь, подарите очаровательную улыбку гостям, соседу. Присаживаемся. Итак,

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать

Чем необычно расположение парт в классе?

Как мы будем сегодня работать?

Учитель организует повторение правил работы в группах:

умей выслушать каждого;

уважай собеседника;

приди к единому мнению;

добивайся успеха

Подготовка класса к работе.

Правил работы в группах:

умей выслушать каждого;

уважай собеседника;

приди к единому мнению;

добивайся успеха

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (П);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Методический прием «Корзина сведений».

-Вы узнали кто это?

- Соберём сведения о нём, факты из биографии Л.Н.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

умение оформлять свои мысли в устной форме (П, К)

умение доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (П, К)

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К)

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

определение основной и второстепенной информации (П)

знаково-символическая деятельность (П)

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (П, К)

анализ схемы, перевод информации из одной формы в другую (П)

выявление причинно-следственных связей (

3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

 

Активизирует знания учащихся. Составление «Кластера»:

Вывод:

Л.Н. Толстой – писатель – рассказы (ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ на стенд)– басни – сказки – были - былины –

-С какой басней вы знакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её. Нам в этом поможет волшебный Куб Блума. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани куба — с него и должен начинаться вопрос. Будем работать в группах.

На гранях куба:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят цели.

Формулируют (уточняют) тему урока.

адекватное восприятие критики в свой адрес (Л)

проявление познавательной инициативы (Л)

умение обобщить и сделать вывод (П)

самоопределение к деятельности (Л)

определение круга своего незнания (П)

корректное участие в общем обсуждении (К)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка

Все одеты черепашки

В неудобные рубашки.

Тяжело в таких рубашках

Бегать, прыгать черепашкам.

Организует учащегося по исследованию проблемной ситуации. Продолжим работу. Рассказы бывают художественные. Они вызывают чувства н-р, «Акула», а ещё какие рассказы писал Л.Н.? СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА. ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ? А для того, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку. Тема урока. Откройте учебник на с.15.

При чтении рассказа вам встретятся малознакомые слова.

Словарная работа

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см

Пуд – старинная русская мера веса, равная 16 кг 580г

Пестик -

Пользуясь словарями каждая группа находит значение слов. Теперь приступаем к чтению с пометами(или «Инсерт»).: При чтении рассказа карандашом выставлять пометки над незнакомыми словами

+-узнал новое

? - хочу узнать

- Какие особенности есть в этом рассказе? Рассказ

Л.Н.Толстого «Черепаха» содержит сведения (факты) о черепахе, её жизни, о видах черепах. Это научно-популярный (научно-познавательный) рассказ. Обратимся к научному источнику на с.17 учебника.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Дети работают со словарями.

С.17 учебник

Читают, выделяют особенности.

При чтении делают пометки, затем после объяснения удалите ластиком.

Релаксация.

умение формулировать тему и цель урока

анализ своих впечатлений (Л, П, Р, К)

определение необходимых источников информации (П)

работа в отведенное время по группам с текстом учебника, энциклопедиями (по выбору) (П, Р, К)

анализ, структурирование по-лученной информации (П,Р)

установление связей между используемыми понятиями и прошлым опытом детей (П)

умение формулировать вывод по итогам деятельности (П)

определение круга своего незнания (Л, П, Р, К) умение оформлять свои мысли в устной форме (П, К)

умение доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (П, К)

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К)

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

определение основной и вто-ростепенной информации (П)

знаково-символическая деятельность (П)

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (П, К)

освоение умений проводить наблюдения в природе (П, Р)

5. Реализация построенного проекта


 


 


 


 


 


 


 


 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Р.т.с.9, упр 1.

Устанавливает осознанность ситуации. Какие научные факты, сведения вы узнали из рассказа?

Обсуждение. Воспитательный момент: бережное отношение к природе Выборочное чтение Выполним задание (№3, 4),

Выборочное чтение.

Решают типовые задания

с проговариванием алгоритма вслух

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- доказательство (П);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- подведение под понятие (П);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Гимнастика для глаз.

Организует деятельность по применению новых знаний. Индивидуальная работа. Задание: Выполнить тест по произведению «Черепаха»

Проверка по образцу на экране.

Самостоятельное оценивание. 5 + -«5»

4–«4»

Самостоятельная работа в форме теста, осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Релаксация

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, оценивание(П);

использование знаково-символических средств (П);

8.Включение в систему знаний и повторение

Будем учиться применять

новые знания. Работа в группах. У каждой – своё задание. Обсуждение мнений.

Осуществляет повторение в группе.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- доказательство (П);


 

9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке

Организует рефлексию.

Метод «Шесть шляп»

Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» шляпу и поразмышляет шестью разными способами.


 

Метод «Воздушные шарики»

Каждый ученик подходит к своему шарику и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает шарик на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание шариков над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Дом. задание по выбору, инструкция по выполнению,

Отметки за работу.

Осуществляет самопроверку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно у Вас получилось, Каракат Миндикановна: Вы совместили триединую цель урока ("старые" Стандарты) и технологическую карту урока (новые ФГОС). Но содержание понравилось!

6 June 2018