Технологическая карта «Делимость чисел» (Математика, 6 класс)
Технологическая карта с дидактической структурой урока по теме «Делимость чисел» (6 класс)
Ф.И.О. учителя: Каракчиева Галина Николаевна
Класс: 6. Дата: 13.02.2017.
Тема урока: «Делимость чисел»
Тип урока: урока-рефлексии
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: повторение, обобщение пройденного материала и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов.
Задачи урока:
1. Образовательные
Учитель: создать условия для исследования деятельности учащихся
Учащиеся:
Повторить и обобщить признаки делимости;
Исследовать признаки делимости, оформить шаблоны страниц справочника и составить кластер;
применить признаки делимости при выполнении решении несложных задач.
2. Развивающие
Учитель: Создавать условия для развития исследовательских навыков
Учащиеся:
Уметь проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила;
Выработать навыки использования установленных признаков делимости при различных формулировках задач;
Уметь формулировать возникшую проблему и пути их разрешения.
3. Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
развивать умение высказывать своё мнение , выслушивать чужое и понимать;
уметь преодолевать учебные трудности.
Формы организации учебной деятельности:
работа в парах;
мини-исследование;
индивидуальная работа;
фронтальная работа.
Предметные результаты обучения:
Основные теоретические знания: признаки делимости чисел на 2, 5, 10; 3 и 9; 10 и 25, 8 и 1000 .
Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников):
Подобрать необходимый материала на конкретный признак
Придумать свои задачи
Оформить страницу
Презентация готового продукта
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
создание положительного эмоционального настроя;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные УУД:
систематизировать, сопоставлять, анализировать признаки делимости, обобщать информацию
выделять главную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно- символической форме в виде таблицы или схемы.
Познавательные УУД:
умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение;
умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач, находить в тексте требуемую информацию.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели обучения,
умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Предметные УУД
- формирование интереса к новому учебному материалу ;
Дидактическая структура урока:
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
III. Локализация индивидуальных затруднений
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
V. Реализация построенного проекта
VI. Обобщение затруднений во внешней речи
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по
VIII. Включение в систему знаний и повторение
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Технологии: проектная, развивающая.
Учебно – методический комплекс:
Зубарева И.И. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений/ И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.:Мнемозина, 2014.
Оборудование, требующее специальной подготовки: компьютер, проектор
Технические (или электронные) средства обучения: презентация
Дидактическое сопровождение: готовые шаблоны страницы для справочника
Три персональных компьютера.
Межпредметные связи: предмет (понятия, умения): умения: работать с учебником, составлять кластер.
Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее: (сокращение дробей; умения: анализировать, сравнивать, обобщать.
ХОД УРОКА
Этап урока (мин) |
Планируемые результаты обучения |
Компоненты УМК |
Деятельность |
|||||
предметные |
метапред- метные (Р,К,П) |
личностные |
учителя |
обучающихся |
||||
I. Мотивация к коррекционная деятельность (2 мин.) |
Настроить учащихся на работу, т.е. способствовать формированию положительной учебной мотивации.
|
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи |
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Настроить учащихся на работу, т.е. способствовать формированию положительной учебной мотивации.
|
Приветствие. Эпиграф к уроку: слова польского писателя Станислав Лем «Для того, чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать» . Что вы по этому поводу думаете? |
Подготовка рабочего места. Отвечают |
||
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (7 мин.) Постановка проблемы Проектирование Поиск информации |
Выделять главную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме |
Р - Умение самостоятельно планировать пути достижения целей К - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе П - Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую. |
Сформированность ответственного отношения к учению |
1.Учебник. 2.Рабочая тетрадь. 3. Шаблон страницы |
Этап знакомства с признаками делимости чисел подходит к завершению. Возможности применения не ограничиваются материалом 6 класса. Знание признаков делимости нужны будут и при подготовке к экзаменам. Как быть? Что необходимо запомнить? Для решения этой задачи предлагаю рассмотреть признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 25. |
Стараются ответить на вопрос. Создать буклет, справочник или кластер. Каждая пара выбирает своё число и работает по плану: 1.Подобрать необходимый материал на конкретный признак 2.Придумать свои задачи 3.Оформить страницу |
||
III. Локализация индивидуальных затруднений (10мин)
Презентация
|
Знать различие между признаками делимости; группировать; строить схему (кластер) |
Р- Анализировать существующие результаты; определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы. П -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл К - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: аргументы, факты |
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
1.Учебник. 2.Рабочая тетрадь. 3. Готовый шаблон страницы 4. Доска |
Координирует работу учащихся, корректирует неточности по необходимости. |
Каждая пара рассказывает про конкретный признак делимости, показывает пример, задаёт придуманные задачи для решения и оценивает результат отвечающего. Решают и отвечают. |
||
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (3мин) |
Повторение и обобщение признаков делимости на 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 25 |
Р- выдвигать версии решения проблемы определять, самостоятельно искать и выбирать из предложенных вариантов, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. П - объяснять, детализируя или обобщая; строить схему. К - предлагать альтернативное решение |
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Готовность и способность к ведению переговоров |
1. Рабочая тетрадь. |
Задаёт вопросы: -Признаки делимости каких чисел можно объединять в группу? Почему? По какому признаку? Для этого нужна схема. Для решения задач на делимость необходимо построить схему. |
Отвечают на вопросы, анализируют, обобщают, делают вывод и стараются составить схему (по внешнему виду: по последней цифре, по числу, состоящему из двух последних цифр, из трёх последних цифр и по сумме цифр числа). Самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему |
||
V. Реализация построенного проекта (4мин) Продукт |
Построение кластера по внешнему виду чисел и сумме цифр числа |
Р - Умение соотносить свои действия, осуществлять контроль, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать. П - объединять признаки группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать. К- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. |
Освоенность социальных норм, правил поведения, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации, ценности «другого» как равноправного партнера |
1. Рабочая тетрадь. 2. Доска |
При необходимости направляет, задавая наводящие вопросы |
Самостоятельное построение кластера. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, выступают в роли консультантов и помогают другим или переходят к выполнению творческих заданий. |
||
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (6 мин.) |
Р- уметь проговаривать последовательность действий, в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. П - анализируя выполнение заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков учебной задачи. К -выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. |
Самоопределяются, осознают ответственность за работу пары. |
1. Рабочая тетрадь. |
Предлагает выполнить задание: «В свободные клетки вставьте такие цифры, чтобы числа обладали указанными свойствами» |
Самостоятельно, а затем в парах выполняют задания с последующей записью на доске, при этом проговаривая признаки делимости |
|||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.) |
П -самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений. Р - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения |
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Рабочая тетрадь ПК |
Предлагает выполнить самостоятельную работы с самопроверкой. Трое учеников работают на персональных компьютерах, выполняя одноуровневый тест «Делимость чисел» с выставлением отметки |
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще |
|||
VIII. Включение в систему знаний и повторение (6 мин.) |
П- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Р- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации |
Самоопределяются, готовность и способность к саморазвитию, |
Предлагает решить задачу дня: «Вычерните из числа 11772255 три цифры так, чтобы получившееся число делилось на 18» |
Вспоминают признаки делимости, логически рассуждая, пытаются решить задачу. |
||||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) |
П - проводят рефлексию способов и условий своих действий; К- планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. |
Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха). |
1. Рабочая тетрадь. |
Инициирует рефлексию учащихся с помощью стихотворения, на странице запишите свою оценку и номер предложения, который, по вашему мнению, соответствует Вам. Дома: придумать три примера на сокращение дробей, применяя признаки делимости. |
1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! Записывают домашнее задание |