Технологическая карта группового логопедического занятия "Мамины помощники"
Технологическая карта группового логопедического занятия
Аудитория: дети с нарушением интеллекта.
Класс: 3.
Тема: «Мамины помощники».
Цель: создание условий для дифференциации звуков [ж]-[ш] на основе лексической темы «Мамины помощники».
Задачи:
- закреплять и совершенствовать умения детей дифференцировать звуки [ж]-[ш] в слогах, словах, предложениях;
- расширять словарный запас, развивать связную речь на основе лексической темы «Мамины помощники»;
- создание условий для общения и взаимодействия детей на занятии, развития умения слушать и слышать друг друга;
Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может подобрать к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие действие предмета.
БУД:
коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности;
познавательные – умение выделять существенные признаки;
регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.
Используемое оборудование для детей: видеоматериалы, флешка «МЕРСИБО», дидактическая игра «Носочки», артикуляционная гимнастика, стаканчики, фигурки.
Этап занятия. Цель, время. | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | ||||||||||||||||
Мотивация детей к образовательной деятельности | ||||||||||||||||||
Оргмомент Цель: создание позитивного эмоционального настроя, привлечение внимания детей. (3 минуты) | Учитель-логопед приветствует детей, настраивает на дальнейшую деятельность. - Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас на логопедическом занятии. Игра «Выбери приветствие» - Выберите, каким способом вы сегодня хотите меня поприветствовать. - Молодцы, проходите на свои рабочие места. - Перед вами стаканчики: переверните их и посмотрите, что лежит под ними. - Назовите по очереди, какой предмет у вас под стаканчиком? (шарик, кошка, чашка, гармошка, окошко, лошадка, лягушка, индюшка, ватрушка). | Здороваются, отвечают на вопросы учителя- логопеда. Выбирают подходящее приветствие, выражают эмоции, делятся своим настроением. Проходят на рабочие места, рассаживаются. Переворачивают стаканчики, достают фигурку, называют слово. | ||||||||||||||||
Введение в тему занятия Цель: переход от свободной игры к организованной деятельности. (2 минуты) Дыхательная минутка Цель: выработка правильного диафрагмального дыхания. (1 минута) | Учитель-логопед побуждает детей самостоятельно определить цель занятия. - Ребята, подумайте и скажите, какой звук встречается в названии каждого предмета. - Верно, звук [ш]. - Скажите, звук [ш] – согласный или гласный? - Он глухой или звонкий? - Верно, звук [ш] образуется с помощью шума, значит, звук [ш] – согласный и глухой. - Ещё звук [ш] имеет пару по звонкости, глухости. Назовите этот звук. Правильно, это звук [ж]. - Ребята, как вы думаете, с какими звуками мы будем работать сегодня на занятии? - Сегодня мы будем учиться различать звуки [ж]-[ш] в слогах, словах и предложениях.
Учитель-логопед показывает выполнение дыхательной гимнастики - Наберите через нос побольше воздуха и на выдохе произнесите жжжжжжжжжж (Повторить 2 раза). Ещё раз вдохните поглубже и произнесите шшшшшшшш (Повторить 2 раза). Дадим характеристику этим звукам: Звук [ж] – согласный, звонкий, парный, твёрдый. Звук [ш] – согласный, глухой, парный, твёрдый. Запомните ребята звуки [ж]-[ш] всегда звучат твёрдо. | Звук [ш]. Звук [ш] – глухой. Звук [ж]. Звуками [ж]-[ш]. Выполняют дыхательную гимнастику. Дают характеристику звуку [ж]. Дают характеристику звуку [ш]. | ||||||||||||||||
Упражнение на развитие просодической стороны речи Цель: развитие темпа и ритма речи. (3 минуты) Артикуляционная гимнастика Цель: развитие артикуляционной моторики. (3 минуты) | - Ребята, послушайте загадку и скажите, о ком в ней говорится? Кто нежнее всех на свете? - Давайте мы с вами понаблюдаем за мамой по видеокамере. «Видео мамы 1» - У нашей мамы столько забот и хлопот по дому. Иногда бывает так, что она сильно устаёт, и ей становится грустно, а нам, конечно же, хочется поднять ей настроение. - Что же для этого мы будем делать? - Правильно, сегодня мама пусть отдохнёт, а мы с вами станем «Мамиными помощниками». Учитель-логопед вывешивает список «Мамины дела». Упражнение на развитие просодической стороны речи «Пельмени» (по методу В. Емельянова) - Ребята, как вы думаете нашей маме может поднять настроение если мы приготовим вкусный обед? - Я предлагаю вам приготовить «пельмени». - Смотрим и повторяем за мной.
- Молодцы! Справились! Обед готов. (Показ и выполнение упражнений для язычка и губ «Посуда») - «Пельмени» мы приготовили, но осталось много грязной посуды. Будем её мыть. «Моем посуду» – облизываем верхнюю губу из стороны в сторону, затем нижнюю. «Тарелки большие и широкие» – открываем рот широко. «Кувшин с узким горлышком» – вытягиваем губы «трубочкой». «Чашки» – боковые края языка загибаем в форме чашечки. «Поднос» – кладём широкий язык на нижнюю губу. «Острый нож» – высовываем узкий язык. «Самовар» – надуваем обе щеки одновременно. - Молодцы, справились! | Отвечают хором МАМА. Смотрят видеоматериал, заинтересовываются. Отвечают: «Помогать маме». Читают «список» дел. Выполняют действия по показу учителя-логопеда, проговаривают звуки, слоги. Отмечают галочкой, выполненное задание в «списке дел». Выполняют артикуляционные упражнения. Отмечают галочкой, выполненное задание в «списке дел». | ||||||||||||||||
Основная часть Цель: различение в произношении и на письме звуков [ж]-[ш] в слогах, словах и предложениях | ||||||||||||||||||
Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах (3 минуты) | Различение [ж]-[ш] в слогах. Задание «Бусы для мамы». (Детям предлагаются карточки и «бусины». На карточках изображена нитка, по её длине расположены липучки, на бусинах написаны слоги) - Ребята, для того чтобы наша мама была нарядной и красивой, предлагаю сделать ей украшение. - Для этого я подготовила для вас карточки. Вам нужно составить из слогов бусы для мамы. Использовать можно только те бусины, на которых написаны слоги с буквой «ж» и «ш». - Посмотрите, какие замечательные бусы у вас получились! Прочитаем слоги на них. - Молодцы, вы справились с заданием! Теперь мама будет самой красивой! | Выполняют задание. Отмечают галочкой, выполненное задание в «списке дел». | ||||||||||||||||
Дифференциация звуков [ж]-[ш] в словах (5 минуты) | Различение звуков [ж]-[ш] в словах на слух - Далее нам с вами нужно полить цветок в комнате. Работа с интерактивной игрой «МЕРСИБО» - Откройте тетради, запишите число и месяц. Перед вами горшок с цветком. На слух нужно определить, какой звук в слове – [ж] или [ш], и полить из того ведёрка, на котором написаны соответствующие буквы. Записать слова в тетрадь. Если мы всё выполним правильно, наш цветок зацветёт. Учитель- логопед предлагает детям проверить правильность выполнения задания. - Вы хорошо справились с заданием, переходим к следующему. | Слушают, затем называют предмет, выделяют звуки [ж]-[ш] в словах. «Поливают» цветок. Записывают слова в тетрадь. Отмечают галочкой выполненное задание в «списке дел». | ||||||||||||||||
Дифференциация звуков [ж]-[ш] в предложениях (7 минут) | - Осталось последнее задание в списке. - Посмотрите: после стирки все носки перепутались. Вам нужно подобрать пару к каждому носку. - Если вы правильно подобрали пару носков, то на обороте из двух половин сможете составить предложение. - По очереди прочитайте предложения. - Запишите составленные вами предложения в тетрадь. - Внимательно прочитайте предложения. Найдите слова с буквами «ж», «ш», подчеркните эти слова простым карандашом. - Молодцы! - Мы справились со всеми делами по списку. - Ну что же на это скажет мама? (Видеоролик 2) | Работают в тетрадях. Проводят самооценку. Подчеркивают буквы «ж», «ш». Отмечают галочкой, выполненное задание в «списке дел». | ||||||||||||||||
Итог занятия Цель: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов. | ||||||||||||||||||
Рефлексия (3 минуты) | Учитель-логопед побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии, интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели, предлагает перечислить, какие задания помогли им упражняться в произношении звуков [ж]-[ш]). - Наше занятие подошло к концу. Вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии? - С какими звуками мы работали в ходе игры «Мамины помощники»? - Какие задания были слишком сложными? (Мы вместе преодолели все сложности). - Молодцы, ребята. Наша мама очень вами довольна. У неё хорошее настроение, она улыбается. - А какое настроение у вас после занятия? - Давайте поделимся своим хорошим настроением друг с другом и нашими гостями. - Занятие окончено. До свидания, ребята! | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Высказывают своё мнение, делают выводы. Выражают эмоции. Помогали маме. Звуками [ж]-[ш]. Хорошее (Дети улыбаются). | ||||||||||||||||
Видеоматериал 1MP4 / 611.27 Кб
Видеоматериал 2MP4 / 409.82 Кб






Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Родионова Татьяна