Технологическая карта группового логопедического занятия "Мамины помощники"

6
2
Материал опубликован 4 November в группе

Технологическая карта группового логопедического занятия

Аудитория: дети с нарушением интеллекта.

Класс: 3.

Тема: «Мамины помощники».

Цель: создание условий для дифференциации звуков [ж]-[ш] на основе лексической темы «Мамины помощники».

Задачи:

- закреплять и совершенствовать умения детей дифференцировать звуки [ж]-[ш] в слогах, словах, предложениях;

- расширять словарный запас, развивать связную речь на основе лексической темы «Мамины помощники»;

- создание условий для общения и взаимодействия детей на занятии, развития умения слушать и слышать друг друга;

Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может подобрать к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие действие предмета.

БУД:

коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности;

познавательные – умение выделять существенные признаки;

регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

Используемое оборудование для детей: видеоматериалы, флешка «МЕРСИБО», дидактическая игра «Носочки», артикуляционная гимнастика, стаканчики, фигурки.


Этап занятия.

Цель, время.

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Мотивация детей к образовательной деятельности

Оргмомент

Цель: создание позитивного эмоционального настроя, привлечение внимания детей.

(3 минуты)

Учитель-логопед приветствует детей, настраивает на дальнейшую деятельность.

- Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас на логопедическом занятии. 

Игра «Выбери приветствие»

- Выберите, каким способом вы сегодня хотите меня поприветствовать.

- Молодцы, проходите на свои рабочие места.

- Перед вами стаканчики: переверните их и посмотрите, что лежит под ними.

- Назовите по очереди, какой предмет у вас под стаканчиком?

(шарик, кошка, чашка, гармошка, окошко, лошадка, лягушка, индюшка, ватрушка).

Здороваются, отвечают на вопросы учителя- логопеда.

Выбирают подходящее приветствие, выражают эмоции, делятся своим настроением.

Проходят на рабочие места, рассаживаются.

Переворачивают стаканчики, достают фигурку, называют слово.

Введение в тему занятия

Цель: переход от свободной игры к организованной деятельности.

(2 минуты)











Дыхательная минутка

Цель: выработка правильного диафрагмального дыхания.

(1 минута)

Учитель-логопед побуждает детей самостоятельно определить цель занятия.

- Ребята, подумайте и скажите, какой звук встречается в названии каждого предмета.

- Верно, звук [ш].

- Скажите, звук [ш] согласный или гласный?

- Он глухой или звонкий?

- Верно, звук [ш] образуется с помощью шума, значит, звук [ш] согласный и глухой.

- Ещё звук [ш] имеет пару по звонкости, глухости. Назовите этот звук.

Правильно, это звук [ж].

- Ребята, как вы думаете, с какими звуками мы будем работать сегодня на занятии?

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [ж]-[ш] в слогах, словах и предложениях.


t1762247169aa.jpg


Учитель-логопед показывает выполнение дыхательной гимнастики

- Наберите через нос побольше воздуха и на выдохе произнесите жжжжжжжжжж (Повторить 2 раза).

Ещё раз вдохните поглубже и произнесите шшшшшшшш (Повторить 2 раза).

Дадим характеристику этим звукам:

Звук [ж] согласный, звонкий, парный, твёрдый.

Звук [ш] согласный, глухой, парный, твёрдый.

Запомните ребята звуки [ж]-[ш] всегда звучат твёрдо.

Звук [ш].
Звук [ш] согласный.

Звук [ш] глухой.







Звук [ж].


Звуками [ж]-[ш].

























Выполняют дыхательную гимнастику.






Дают характеристику звуку [ж].

Дают характеристику звуку [ш].

Упражнение на развитие просодической стороны речи

Цель: развитие темпа и ритма речи.

(3 минуты)







































Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики.

(3 минуты)




- Ребята, послушайте загадку и скажите, о ком в ней говорится?

Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Не ругает нас с братишкой? 
- Кто же это? Наша… (мама).

- Давайте мы с вами понаблюдаем за мамой по видеокамере.

«Видео мамы 1»

- У нашей мамы столько забот и хлопот по дому. Иногда бывает так, что она сильно устаёт, и ей становится грустно, а нам, конечно же, хочется поднять ей настроение.

- Что же для этого мы будем делать?

- Правильно, сегодня мама пусть отдохнёт, а мы с вами станем «Мамиными помощниками».

Учитель-логопед вывешивает список «Мамины дела».

Упражнение на развитие просодической стороны речи «Пельмени» (по методу В. Емельянова)

- Ребята, как вы думаете нашей маме может поднять настроение если мы приготовим вкусный обед?

- Я предлагаю вам приготовить «пельмени».

- Смотрим и повторяем за мной.

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки

Произносит звук «ш-ш-ш…» и имитирует движение «пересыпание».

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Произносит «ших-ших-ших…» и имитирует движение «перемешивание».

Все с яйцом я перетру, Тесто я руками мну.

Произносит «шу-шу-шу…», сжимает и разжимает кулаки.

Разделяю на кусочки,

Делаю я «колобочки».

Произносит «жи-жи-жи…», трёт ладонь о ладонь круговыми движениями.

Мясорубку покручу, Фарш мясной я получу.

Произносит «ж-ж-ж…», «крутит» ручку воображаемой мясорубки.

Отделяю фарша горстку, На лепёшку кладу горкой.

Шлепает ладонью одной руки по ладони другой и произносят «жик-жик-жик…».

Я края соединяю, Пальчиками их сжимаю

Делает прищипывающие движения пальцами рук и произносит «шк-шк-шк…».

Покажу свое уменье Вылеплю я сто пельменей!

Показывает несколько раз открытые и закрытые ладони.

- Молодцы! Справились! Обед готов.

(Показ и выполнение упражнений для язычка и губ «Посуда»)

- «Пельмени» мы приготовили, но осталось много грязной посуды. Будем её мыть.

«Моем посуду» облизываем верхнюю губу из стороны в сторону, затем нижнюю.

«Тарелки большие и широкие» открываем рот широко.

«Кувшин с узким горлышком» вытягиваем губы «трубочкой».

«Чашки» боковые края языка загибаем в форме чашечки.

«Поднос» кладём широкий язык на нижнюю губу.

«Острый нож» высовываем узкий язык.

«Самовар» надуваем обе щеки одновременно.

- Молодцы, справились!


t1762247169ab.jpg








Отвечают хором МАМА.


Смотрят видеоматериал, заинтересовываются.



Отвечают: «Помогать маме».



Читают «список» дел.







Выполняют действия по показу учителя-логопеда, проговаривают звуки, слоги.









Отмечают галочкой, выполненное задание в «списке дел».







Выполняют артикуляционные упражнения.







Отмечают галочкой, выполненное задание в «списке дел».

Основная часть

Цель: различение в произношении и на письме звуков [ж]-[ш] в слогах, словах и предложениях

Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах

(3 минуты)

Различение [ж]-[ш] в слогах. Задание «Бусы для мамы». (Детям предлагаются карточки и «бусины». На карточках изображена нитка, по её длине расположены липучки, на бусинах написаны слоги)

- Ребята, для того чтобы наша мама была нарядной и красивой, предлагаю сделать ей украшение.

- Для этого я подготовила для вас карточки. Вам нужно составить из слогов бусы для мамы. Использовать можно только те бусины, на которых написаны слоги с буквой «ж» и «ш».

- Посмотрите, какие замечательные бусы у вас получились! Прочитаем слоги на них.

- Молодцы, вы справились с заданием! Теперь мама будет самой красивой!


t1762247169ac.jpg






Выполняют задание.





Отмечают галочкой, выполненное задание в «списке дел».

Дифференциация звуков [ж]-[ш] в словах

(5 минуты)


Различение звуков [ж]-[ш] в словах на слух

- Далее нам с вами нужно полить цветок в комнате.

Работа с интерактивной игрой «МЕРСИБО»

- Откройте тетради, запишите число и месяц.

Перед вами горшок с цветком. На слух нужно определить, какой звук в слове [ж] или [ш], и полить из того ведёрка, на котором написаны соответствующие буквы. Записать слова в тетрадь. Если мы всё выполним правильно, наш цветок зацветёт.

t1762247169ad.jpg

Учитель- логопед предлагает детям проверить правильность выполнения задания.

 - Вы хорошо справились с заданием, переходим к следующему.

Слушают, затем называют предмет, выделяют звуки [ж]-[ш] в словах. «Поливают» цветок.

Записывают слова в тетрадь.

Отмечают галочкой выполненное задание в «списке дел».


Дифференциация звуков [ж]-[ш] в предложениях

(7 минут)


- Осталось последнее задание в списке.

- Посмотрите: после стирки все носки перепутались. Вам нужно подобрать пару к каждому носку.

- Если вы правильно подобрали пару носков, то на обороте из двух половин сможете составить предложение.

- По очереди прочитайте предложения.

- Запишите составленные вами предложения в тетрадь.

- Внимательно прочитайте предложения. Найдите слова с буквами «ж», «ш», подчеркните эти слова простым карандашом.

- Молодцы!

t1762247169ae.jpg


- Мы справились со всеми делами по списку.

- Ну что же на это скажет мама? (Видеоролик 2)


t1762247169af.jpg


Работают в тетрадях.

Проводят самооценку.

Подчеркивают буквы «ж», «ш».







Отмечают галочкой, выполненное задание в «списке дел».

Итог занятия

Цель: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов.

Рефлексия (3 минуты)

Учитель-логопед побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии, интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели, предлагает перечислить, какие задания помогли им упражняться в произношении звуков [ж]-[ш]).

- Наше занятие подошло к концу. Вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?

- С какими звуками мы работали в ходе игры «Мамины помощники»?

- Какие задания были слишком сложными? (Мы вместе преодолели все сложности).

- Молодцы, ребята. Наша мама очень вами довольна. У неё хорошее настроение, она улыбается.

- А какое настроение у вас после занятия?

- Давайте поделимся своим хорошим настроением друг с другом и нашими гостями.

- Занятие окончено. До свидания, ребята!

Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Высказывают своё мнение, делают выводы. Выражают эмоции.


Помогали маме.


Звуками [ж]-[ш].





Хорошее (Дети улыбаются).




Видеоматериал 1MP4 / 611.27 Кб


Видеоматериал 2MP4 / 409.82 Кб







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ольга!

1
4 November

Похожие публикации