Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности с детьми 3–4 лет «Птичкам трудно зимовать, нужно птичкам помогать»
Тема: «Птичкам трудно зимовать, нужно птичкам помогать».
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет.
Форма НОД: интегрированное занятие я с применением современных образовательных технологий.
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект:
Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М., 1999.
Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2014г.
Материал и оборудование:
Картинки с изображением птиц (воробей, голубь, ворона, синица),
музыкальное сопровождение, мнемотаблицы,
заготовка листа А-3 (тонировать фон, наклеить кормушку).
Набор баночек для снега, кормушки из различного материала, корм для птиц (пшено, просо, хлебные крошки, сало несоленое), набор для определения силы и направления ветра (цветные ленточки из гофрированной бумаги, вертушка), цветная пластиковая палка для измерения глубины снега, календарь наблюдения "Синичкин календарь", схемы «Опорные сигналы» для рассказывания стихов о птицах.
Предварительная работа:
1. Рассказ детям о зиме. Зимой холодно и всюду лежит снег, на земле, на ветках деревьев, и на крышах домов.
2. Наблюдения во время прогулки за изменениями в природе.
3. Знакомство со свойствами снега (опыты со снегом).
4. Рассматривание иллюстраций "Птичья столовая", предметные картинки.
5. Чтение рассказа с иллюстрациями «Проказы старухи Зимы».
Публикации по теме:
| |||||||||
ЗАДАЧИ |
Задачи индивидуальной работы с детьми |
|||
Задачи. Образовательные: Учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; Развивающие: Развивать художественную деятельность, закрепить и правильно называть цвета. Развивать фантазию, воображение, закреплять умение рисовать красками. Развивать игровую деятельность детей, умение совместно действовать в физминутке «Птички». Развивать двигательную активность, координацию движения во время физминутки. Развивать мелкую моторику кисти рук (работа с кисточкой). Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, желание детей узнавать что-то новое. Вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству. |
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
|
|||
Этапы |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей |
Планируемый результат |
Психологический настрой |
Приветствие, установление зрительного контакта. |
Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. |
Приветствие. Участвуют в групповых действиях. |
Психологическая готовность детей |
Вводно-организационный
|
Посмотри в окно, деревья стоят покрытые инеем. Почему? Дети: Потому, что на дворе зима и холодно. Воспитатель: А вот наш попугай Кеша о зиме ничего не знает, он и на улице не был. Расскажите ему, какая она – зима. |
Вовлекает в слушание. |
Занимают свои места по кругу на ковре. |
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, |
Воспитатель предлагает детям рассказать о зиме, используя опорные сигналы (схемы – картинки). Снег покрыл всю землю, растения спрятались под снегом там им тепло, как под одеялом. На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду. Дети, а вот Кеша говорит, что видел на улице жуков, они коричневые и у них есть крылья, вот как на этой схеме. Показывает схему «Птицы». Как вы думаете, кого увидел Кеша? Давайте докажем, что это воробей. Дети: У жуков шесть лапок, а у воробья – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Воробей - это птица. Воспитатель: Что есть у птиц? Дети отвечают. Какого цвета у воробышка перышки на грудке, головке, хвостике? Дети отвечают. Чем он питается? Дети: Когда нет насекомых, любит клевать зерно и хлебные крошки. - Чего больше боятся зимующие птицы: холода или голода? Воспитатель. Так почему же воробей – птичка? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Он на дереве сидит, |
Вовлекает в совместную деятельность. |
Выражают собственные мысли, чувства.
|
Внутренняя мотивация на деятельность. |
Динамическая пауза |
- Сейчас, каждый превратится в веселого воробья и полетит, а теперь попьет водички клювиком, поклюет зернышки. Молодцы! |
Ставит цель перед детьми. |
Активно играют. |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Актуализация |
Воспитатель: Покажите, где на наших карточках изображён воробей? А это кто? (Вороны, синицы, галки, голуби, сороки, снегири, дятлы) Воспитатель: Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами, называются…(Зимующие.) Воспитатель: Ты, Кеша, оставайся в тёплой группе, а мы с ребятами заглянем в зимний парк (воспитатель привлекает внимание детей к экрану). |
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. |
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное. |
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)
(Мозговой штурм) |
- (Презентация «Птицы зимой»), звучит Воробьиная песенка Музыка З. Компанейца Слова П. Синявского Воспитатель: О ком эта песенка? А мы с вами можем помочь птицам? Как? (Покормить их) Воспитатель: Чем? ( Хлебными крошками, крупой, семечками, а синички ещё очень любят сало.) Что хуже для птицы голод или холод? - Что будет, если исчезнут птицы? (Можно на дорожку, скамейку, но лучше всего устроить птичью столовую- повесить кормушку.) -Мы скоро пойдем гулять и повесим на нашем участке несколько кормушек - это и будет наша птичья столовая.
|
Вовлекает в совместную деятельность. |
Работают все вместе. Рассказывают.
|
Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д. |
Практическая работа |
Воспитатель: Предлагаю нашим ручкам немного потрудиться - Продуктивная деятельность (работа с раскрасками), изготовление коллажа «Птичья столовая »: Воспитатель задает вопросы: Какие птицы прилетели? Что они любят кушать? ( Снегирь - ягоды рябины, зёрнышки. Синичка – зёрнышки, хлебные крошки, сало.) Воспитатель объясняет и показывает приёмы работы – коллективной аппликации - коллажа «Птичья столовая». Воспитатель напоминает об осанке, аккуратности в работе, правила пользования клеем.
|
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. |
Используют материалы, которые можно применить для экспериментальной деятельности. |
Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. |
Динамическая пауза |
Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем: Дидактическая игра “Прилетели птицы”. Цель: развитие фонематического слуха. – Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. |
Эмоционально включает в действие. |
Активно играют словами. |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Рефлексия |
Самостоятельная работа детей в сопровождении спокойной музыки. Окончив работу, дети протирают руки влажной салфеткой.
Воспитатель ласково поощряет детей, предлагает вместе прочесть стихотворение для попугая Кеши: Дети по мнемотаблице и опорным сигналам вспоминают стихотворение «Воробей » и рассказывают его попугаю Кеше. Вот и подошло к концу наше путешествие. Звучит фонограмма птичьего щебета. Дети собираются на прогулку и берут с собой кормушки, изготовленную родителями и корм, собранный в контейнер после завтрака (хлебные крошки).
После прогулки наблюдение у окна. Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за угощение. Посмотрите за окно, кто сегодня прилетел в нашу столовую? Воробышек расскажет всем воробьям в округе о добрых детях, которые хотят помочь птичкам пережить холодную зиму. Дома вы тоже можете устроить птичью столовую во дворе вашего дома. |
Инициирует общее обсуждение. |
Слушают. |
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
Ефимова Алла Ивановна
Пинчук Лилия Валентиновна
Сидорова Зоя Григорьевна
Пинчук Лилия Валентиновна
Варшавская Наталья Владимировна