Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности с детьми 3–4 лет «Птичкам трудно зимовать, нужно птичкам помогать»

13
5
Материал опубликован 1 March 2017 в группе

Тема: «Птичкам трудно зимовать, нужно птичкам помогать».

Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет.

Форма НОД: интегрированное занятие я с применением современных образовательных технологий.

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект:

Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007.

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М., 1999.

Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2014г.

 Материал и оборудование:

Картинки  с изображением птиц (воробей, голубь, ворона, синица),   

 музыкальное сопровождение, мнемотаблицы,

 заготовка листа А-3 (тонировать фон, наклеить кормушку).

Набор баночек для снега, кормушки из различного материала, корм для птиц (пшено, просо, хлебные крошки, сало несоленое), набор для определения силы и направления ветра (цветные ленточки из гофрированной бумаги, вертушка), цветная пластиковая палка для измерения глубины снега, календарь наблюдения "Синичкин календарь", схемы «Опорные сигналы» для рассказывания стихов о птицах.

Предварительная работа:  

1. Рассказ детям о зиме. Зимой холодно и всюду лежит снег, на земле, на ветках деревьев, и на крышах домов.

2. Наблюдения во время прогулки за изменениями в природе.

3. Знакомство со свойствами снега (опыты со снегом).

4. Рассматривание иллюстраций "Птичья столовая", предметные картинки.

 5. Чтение рассказа с иллюстрациями «Проказы старухи  Зимы».

Публикации по теме:

Не навреди природе 

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ne_navredite_prirode_071456.html

Организация и проведение природоохранных акций  с детьми дошкольного возраста и их родителями       

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/organizatciya_i_provedenie__prirodoohrannih_aktcij_s__160211.html

Исследовательская работа детей «Как правильно кормить птиц зимой»

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kak_pravilno_kormit_ptitc_zimoj_072815.html

 







ЗАДАЧИ

Задачи индивидуальной работы с детьми

Задачи.

Образовательные:

Учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление;

Развивающие:

Развивать художественную деятельность, закрепить и правильно называть цвета.

Развивать фантазию, воображение, закреплять умение рисовать красками.

Развивать игровую деятельность детей, умение совместно действовать в физминутке «Птички».    Развивать двигательную активность, координацию движения во время  физминутки.

Развивать мелкую моторику кисти рук (работа с кисточкой).

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, желание детей узнавать что-то новое.  Вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

 

 

 

Этапы
деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Психологический настрой

Приветствие, установление зрительного контакта.
- Здравствуйте ребятки! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в зимний парк  и узнаем много интересного. Ой,  посмотрите, к  нам прилетел попугай Кеша. Он просится с нами на прогулку. Кеша, но ты замерзнешь на улице.

Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие. Участвуют в групповых действиях.

Психологическая готовность детей

Вводно-организационный

 

Посмотри   в окно, деревья стоят покрытые инеем.  Почему?

 Дети: Потому, что на дворе зима и холодно.

Воспитатель:  А вот наш попугай Кеша  о зиме ничего не знает, он и на улице не был. Расскажите ему, какая она – зима.

Вовлекает в слушание. 
Вводит элементы новизны.

Занимают свои места по кругу на ковре.
Слушают.
Получение информации.

Формальная готовность  к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания

Мотивационно-побудительный,

Воспитатель предлагает детям рассказать о зиме,  используя опорные сигналы (схемы – картинки).

   Снег покрыл всю землю, растения спрятались под снегом там им тепло, как под одеялом.  На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду.

  Дети, а вот Кеша говорит, что видел на улице  жуков, они коричневые и у них есть крылья, вот как на этой схеме. Показывает схему «Птицы». Как вы думаете, кого увидел Кеша?

Давайте докажем, что это воробей.

Дети: У жуков шесть лапок, а у воробья – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Воробей - это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц?

Дети отвечают.

Какого цвета у воробышка  перышки на грудке, головке, хвостике?

Дети отвечают.

Чем он питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать зерно и хлебные крошки.

- Чего больше боятся зимующие птицы: холода или голода?

Воспитатель. Так почему же воробей  – птичка?

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

 Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит,
Очень любит угощение,
Просо, зёрнышки, печенье.
Прыгает, а не идёт,
Рядом с нами он живёт,
Угадайте поскорей,
Кто же это?... (Воробей.)

Вовлекает в совместную деятельность. 
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют.

 

Внутренняя мотивация на деятельность.

Динамическая пауза

- Сейчас, каждый превратится в веселого воробья  и полетит, а теперь попьет водички клювиком, поклюет зернышки. Молодцы!

Ставит цель перед детьми.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость.

Активно играют.
Демонстрируют физическую активность.
Берут на себя роль.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыт.

Актуализация

Воспитатель: Покажите, где на наших карточках изображён воробей? А это кто?  (Вороны, синицы, галки, голуби, сороки, снегири, дятлы)

 Воспитатель: Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами, называются…(Зимующие.)

Воспитатель: Ты, Кеша, оставайся в тёплой группе, а мы с ребятами заглянем в зимний парк (воспитатель привлекает внимание детей к экрану).

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Отвечает на вопросы детей.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

 

 

 

(Мозговой штурм)

 - (Презентация  «Птицы зимой»), звучит  Воробьиная песенка Музыка З. Компанейца Слова П. Синявского

 Воспитатель: О ком эта песенка? А мы с вами можем помочь птицам? Как? (Покормить их)

Воспитатель: Чем?  ( Хлебными крошками, крупой, семечками, а синички ещё очень любят сало.)

Что хуже для птицы голод или холод?

- Что будет, если исчезнут птицы?
 Воспитатель: А куда всё это нужно положить, прямо на снег или на дорожку?

 (Можно на дорожку, скамейку, но лучше всего устроить птичью столовую- повесить кормушку.)

-Мы скоро пойдем гулять и  повесим на нашем участке несколько кормушек - это и будет наша птичья столовая.

 

Вовлекает в совместную деятельность.
Инициирует общее обсуждение.
Напоминает.

Работают все вместе. Рассказывают.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность.
Осваивают последовательность действий.

 

Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.

Практическая работа

Воспитатель: Предлагаю нашим ручкам немного потрудиться - Продуктивная деятельность (работа с раскрасками),  изготовление коллажа «Птичья столовая »:

 Воспитатель задает вопросы: Какие птицы прилетели? Что они любят кушать?

( Снегирь - ягоды рябины, зёрнышки.

Синичка – зёрнышки, хлебные крошки, сало.)

Воспитатель объясняет и показывает приёмы работы – коллективной  аппликации - коллажа  «Птичья столовая». Воспитатель напоминает об осанке, аккуратности в работе, правила пользования клеем.

 

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.
Вводит элемент новизны.
Предоставляет возможность  детям обсудить, найти конструктивное решение.

Используют материалы, которые можно применить для экспериментальной деятельности.
Наблюдают за действием воспитателя и других детей.
Ищут, находят решение.
Наблюдают за преобразованием.
Выражают собственные суждения.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым.

Динамическая пауза

Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем: Дидактическая игра “Прилетели птицы”.

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. 
Прилетели птицы: голуби, лисицы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!

Эмоционально включает в действие.
Вовлекает в совместную деятельность.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Активно играют словами.
Осуществляют контроль, взаимоконтроль.
Рассказывают на память стихотворение.
Демонстрируют разнообразное использование языка.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта.

 

Рефлексия

Самостоятельная работа детей в сопровождении спокойной музыки. Окончив работу, дети протирают руки влажной салфеткой.

 

Воспитатель ласково поощряет детей, предлагает вместе прочесть стихотворение для попугая Кеши:

Дети по мнемотаблице и опорным сигналам вспоминают стихотворение «Воробей » и рассказывают его попугаю Кеше.

Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Понравилось вам наше путешествие? 

Воспитатель показывает попугаю Кеше детскую коллективную работу, восхищается работой детей.

Звучит фонограмма птичьего щебета. Дети собираются на прогулку и берут с собой кормушки, изготовленную родителями и корм, собранный  в контейнер после завтрака (хлебные крошки).

 

После прогулки наблюдение у окна.

Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за угощение. Посмотрите за окно, кто сегодня прилетел в нашу столовую? Воробышек расскажет всем воробьям в округе о добрых детях, которые хотят  помочь птичкам пережить холодную зиму. Дома вы тоже можете устроить птичью столовую во дворе вашего дома.

Инициирует общее обсуждение.
Активизирует обсуждение.
Проявляет уважение к детским высказываниям.
Выражает признательность.
Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после занятия.

Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Комментарии

Спасибо за материал.

3 March 2017

Спасибо Вам

4 March 2017

Лилия Валентиновна! Материал Вашей публикации - хорошее подспорье для педагогов! С удовольствием буду обращаться к нему! Всего доброго! Зоя.

4 March 2017

Спасибо за оценку, приятно.

4 March 2017

Отличный материал, с вашего позволения в закладочки себе возьму! Спасибо, Лилия Валентиновна!

31 January 2019