Технологическая карта урока географии «Достопримечательности реки Сухоны» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 11 November 2017 в группе

Технологическая карта урока географии

Тема урока: «Достопримечательности реки Сухоны»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о достопримечательностях реки Сухоны Вологодской области.

Планируемые результаты: личностные: понимание потребности в географических знаниях; метапредметные: развитие способности владеть основами самоконтроля, развитие и умение находить нужную информацию из различных источников, развитие практических навыков работы с атласом; предметные: формирование практических умений, знать определения понятий географических объектов.

Форма работы: коллективная, групповая.

Оборудование: атлас Вологодской области, книга для чтения по географии Вологодской области.


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный этап

Приветствие, создание рабочей атмосферы на уроке:

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Фёдор Тютчев

Приветствие учителя, проверка своего рабочего места

 

Мотивация, создание проблемной ситуации

Иногда мы читаем о том, что в древних городах есть интересные факты возникновения города, его истории, развитии, храмах, то есть о чем?

Мы говорим о достопримечательностях реки Сухоны

О достопримечательностях города

Учитель обобщает ответы детей

Целеполагание

Как понимаем слово достопримечательности?

Цель: формирование представления о достопримечательностях реки Сухоны.

Задачи: познакомиться с этими объектами, найти их на карте, дать характеристику

Готовят атласы, находят реку, исток, устье,

Ученики делятся на группы

Этап усвоения новых знаний

На протяжении более 500 км река Сухона имеет довольно-таки много мест, которые заинтересовали бы любого туриста, приезжающего в Вологодскую область. Мы возьмем несколько объектов, которые встречаются по пути следования от истока до устья реки и представляют немалый интерес для изучения.

Разделимся на 3 группы.

1 группа:

Д № 1 - «Исток»,

Д № 2 - Плотина «знаменитая со шлюзом»,

Д № 3 – водопад «Васькин ключ».

2 группа:

Д № 4 – «Окольная Сухона»,

Д № 5 – «Присухонская низменность»,

Д № 6 – «Опоки».

3 группа:

Д № 7 – Дедов остров,

Д № 8 – камень «Лось»,

Д № 9 – стоянки людей каменного века.

Каждая группа получает по 3 достопримечательности, отвечает на вопросы: 1- где находится?

2 – чем знаменит?

3-почему достопримечательность?

Самостоятельная работа с проверкой

Выступления групп сопровождается презентацией к уроку.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия – работы в группе – решают типовые задания по плану.

Исток Сухоны – река Сухона начинается двумя рукавами (собственно Сухона и Большой Пучкас) из Кубенского озера, сток из которого зарегулирован плотиной с судоходным шлюзом.

В верховьях пойма широкая; в связи с незначительными уклонами весной из-за подпора рек Вологда и  Лежа наблюдается обратное течение в Кубенское озеро.

Плотина «Знаменитая» перекрывает реку Сухона и регулирует водосброс из Кубенского озера. Сброс воды из Кубенского озера производится для поддержания судоходства на реке Сухона в меженный период. Плотина низконапорная (напор всего 3 м), бетонная, ее водопропускная часть имеет довольно интересную конструкцию — состоит из так называемых ферм Поаре, которые могут полностью укладываться на бетонное основание, что и делается после окончания навигации, и вода пропускается через образующийся огромный пролет, т.е. плотина как подпорное сооружение фактически перестает существовать.

Водопад «Васькин ключ». Он представляет собой пластовый выход подземных вод на террасе реки Сухоны на высоте 14 метров над урезом воды в реке. Вода стекает по оврагу, переходящему в узкий желоб, который сформировался за счет отложения известкового туфа.

«Окольная Сухона». Это самая большая излучина на реке, длиной около 18 км., старица реки Сухоны. Когда-то река делала огромную петлю и путешествующим приходилось плыть целый день, что бы к вечеру вернуться почти в ту же точку — начало и конец петли находились в 200 метрах друг от друга.

«Присухонская низменность». Расположена на месте доледниковой тектонической впадины и озёрно-ледникового водоёма с террасами высотой от 117 до 145 метров над уровнем моря. Поверхность плоская или волнистая, склоны расчленены речными долинами. Днище низины сильно заболочено, наблюдается множество мелководных зарастающих озёр и пойменных лугов в долинах рек Сухоны, Вологды и Лежи.

«Опоки». Опоки — геологическое обнажение в Вологодской области на реке Сухоне, площадь 12 га. В обрыве высотой около 60 метров и крутизной до 70 градусов переслаиваются мергели и глины различного цвета.

«Дедов остров». Остров Дедов - самый круп­ный из встречающихся на Сухоне. Он имеет довольно неправильную, вытянутую по течению форму. Длина острова - 1,5 километра, максимальная ширина - 500 метров. Со стороны основного русла берег интенсивно подмывается, на значительном протяжении имеет обнажения, оползни, обвалы.

«Камень Лось». Расположен камень «Лось» чуть ниже города Тотьмы (в 8-9 км.), примерно 500 метров от деревни Лось. Камень разместился прямо в русле реки Сухона. В период паводка он целиком скрывается под водой. Видимые размеры камня 8х4 метра. Над водой «каменный лось» возвышается на 2 метра, да еще на 2 уходит в воду. 

Стоянки людей каменного века. В 1983 году в с. Нюксеница на р. Сухоне участником экспедиции А. М. Иванищевым в карьере на большой глубине были найдены в одном слое кости бизона и кремневое орудие. Находки представляли большой интерес, так как кости бизона указывали на большую древность стоянки. К сожалению, пока точной даты стоянки нет, но, по-видимому, она старше 25 000 лет.

Презентация

Закрепление знаний

Учащимся предлагается выполнить задания: подписать все 9 достопримечательностей на контурной карте

 

После выполнения идет самопроверка.

Рефлексия (итог урока)

Дополните предложения:

- Сегодня я узнал…

-Было интересно…

- Я научился …

Подводим итоги урока. Спасибо за урок.

   

Литература:

1.Атлас Вологодской области. Вологда. 2007.

2. Книга для чтения по географии Вологодской области. Вологда. 1993 г. 60-65с.

3. Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/

vologda-oblast.ru

vologdatourinfo.ru

booksite.rufulltext/natural/suhona/text.pdf

tourister.ruЛентаid_11489

 allvologda.ru›rate/kamen-los

pokurortam.ru04250828011515/

booksite.ruТайны земли вологодской5.htm

GorodTotma.ru251-dedov-ostrov-i-babe-ozero.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации