12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ухабина Е.А.318
Россия, Челябинская обл., г.Копейск

Тема 1.4.: «Внутренний мир русской избы»


презентация "Внутренний мир русской избы"
PPTX / 1.12 Мб

Тема урока

«Внутренний мир русской избы»

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цель урока

Создать условия для формирования  навыков изображения единого художественного образа внутреннего убранства русской избы

Планируемые результаты

Личностные

-развитие эстетической потребности в общении с народ­ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности

Предметные

-умение выявлять в произведениях крестьянского при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора,.

УУД

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Регулятивные УУД:

-планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

-находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

-организовать место занятий.

Коммуникативные УУД:

 -овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Ресурсы

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013

Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности.

Формы организации

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Технология

ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод.







Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

предметные

УУД

1 этап: Организационный (1 мин)

Приветствие и проверка готовности к предстоящей деятельности

1 слайд: «Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем с вами тему, которую начали на прошлом уроке “Убранство русской избы”».

Выполняет оценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Готовность к уроку

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Личностные: стремятся хорошо учиться.

2 этап: Актуализация знаний (3 мин)

Беседа о традициях русского зодчества, формировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

 2 слайд: «В русской избе все, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен чуть ниже потолка, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушенно-золотистый цвет».

Осознают, что внутреннее пространство крестьянского дома строилось на единых принципах вселенского порядка: «Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок) олицетворяла собой Млечный Путь на небе; пол — землю; домотканые половики — дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам,— были образным выражением идеи пути-дороги; подпол символизировал нижний, подземный мир; окно-око — связь с большим миром, белым светом; красный угол был олицетворением зари».

Осознание необходимости получения новых знаний.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

 Личностные:

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров

3 этап: Мотивация учебной деятельности (9 мин)

 Беседа об интерьере русской избы.

3 слайд: «Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Обратите внимание на ее форму, отдельные детали. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки, а так же деревянный ушат с водой. А в самом низу темным пятном обозначился вход в подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлениям крестьянина, было жилищем домового – покровителя семьи. С боку печь закрывалась стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц и зверей».

4 слайд: «В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще называли в народе большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником».

5 слайд: «От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками. Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати. Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в тоже время несло порядок и гармонию. По полу тянулись радужные домотканые половики, или дорожки. Половики и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле».

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении выбора места под усадьбу, о значении освящения жилища крестьянина.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания

Коммуникативные:- уметь совместно договариваться о правилах поведения, общения на уроках и следовать им

4 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин)

Учитель предлагает изобразить фрагмент интерьера избы с основными предметами

6 слайд: «Теперь, когда у вас сложилось представление о внутреннем убранстве русской избы, вы можете его изобразить. Вначале изобразите границы стен, пола, возможно потолка. Обобщенно изобрази основные части интерьера – печь, стол, лавки и т.д.».

Выполнение творческого задания

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Изображение внутреннего убранства избы.

Регулятивные:
Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии. Сопоставлять, объяснять,высказывать суждения по теме «Работа над композицией и работа над колоритом».

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы. -Личностные: уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм

5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)

Организует окончание творческой работы и проведение презентации. Напоминает правила взаимно и самооценки.

7 слайд: «Оцените результаты своей работы, способы их достижения.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Какова была тема урока?

- Какова была цель вашей деятельности?

- Вы достигли поставленной цели?

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?»

Наводят порядок на рабочем месте. Представляют результат самостоятельной творческой работы (выставка). Оценивают работу по критериям.


Правила проведения самооценки и взаимооценки. Проводить самооценку и взаимооценку


Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

Познавательные УУД:

стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.