Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (5 класс) на тему «Внутренний мир русской избы»
Тема 1.4.: «Внутренний мир русской избы»
презентация "Внутренний мир русской избы"
PPTX / 1.12 Мб
Тема урока | «Внутренний мир русской избы» | |
Тип урока | Урок изучения новых знаний | |
Цель урока | Создать условия для формирования навыков изображения единого художественного образа внутреннего убранства русской избы | |
Планируемые результаты | Личностные | -развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности |
Предметные | -умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора,. | |
УУД | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Регулятивные УУД: -планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, -находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - рационально строить самостоятельную творческую деятельность, -организовать место занятий. Коммуникативные УУД: -овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; | |
Ресурсы | Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013 Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности. | |
Формы организации | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. | |
Технология | ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||
1 этап: Организационный (1 мин) | |||
Приветствие и проверка готовности к предстоящей деятельности 1 слайд: «Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем с вами тему, которую начали на прошлом уроке “Убранство русской избы”». | Выполняет оценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Готовность к уроку | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Личностные: стремятся хорошо учиться. |
2 этап: Актуализация знаний (3 мин) | |||
Беседа о традициях русского зодчества, формировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. 2 слайд: «В русской избе все, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен чуть ниже потолка, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушенно-золотистый цвет». | Осознают, что внутреннее пространство крестьянского дома строилось на единых принципах вселенского порядка: «Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок) олицетворяла собой Млечный Путь на небе; пол — землю; домотканые половики — дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам,— были образным выражением идеи пути-дороги; подпол символизировал нижний, подземный мир; окно-око — связь с большим миром, белым светом; красный угол был олицетворением зари». | Осознание необходимости получения новых знаний. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: - Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров |
3 этап: Мотивация учебной деятельности (9 мин) | |||
Беседа об интерьере русской избы. 3 слайд: «Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Обратите внимание на ее форму, отдельные детали. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки, а так же деревянный ушат с водой. А в самом низу темным пятном обозначился вход в подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлениям крестьянина, было жилищем домового – покровителя семьи. С боку печь закрывалась стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц и зверей». 4 слайд: «В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще называли в народе большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником». 5 слайд: «От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками. Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати. Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в тоже время несло порядок и гармонию. По полу тянулись радужные домотканые половики, или дорожки. Половики и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле». | Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении выбора места под усадьбу, о значении освящения жилища крестьянина. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы. | Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания Коммуникативные:- уметь совместно договариваться о правилах поведения, общения на уроках и следовать им |
4 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) | |||
Учитель предлагает изобразить фрагмент интерьера избы с основными предметами 6 слайд: «Теперь, когда у вас сложилось представление о внутреннем убранстве русской избы, вы можете его изобразить. Вначале изобразите границы стен, пола, возможно потолка. Обобщенно изобрази основные части интерьера – печь, стол, лавки и т.д.». | Выполнение творческого задания | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Изображение внутреннего убранства избы. | Регулятивные: Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы. -Личностные: уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм |
5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин) | |||
Организует окончание творческой работы и проведение презентации. Напоминает правила взаимно и самооценки. 7 слайд: «Оцените результаты своей работы, способы их достижения. -Что нового вы узнали на уроке? - Какова была тема урока? - Какова была цель вашей деятельности? - Вы достигли поставленной цели? - С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» | Наводят порядок на рабочем месте. Представляют результат самостоятельной творческой работы (выставка). Оценивают работу по критериям. | Правила проведения самооценки и взаимооценки. Проводить самооценку и взаимооценку | Регулятивные УУД: -Целеполагание (что усвоено и что ещё узнают); Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. |