12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рудакова Татьяна Николаевна83
Россия, Воронежская обл., Борисоглебск
5

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2-б класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учитель: Рудакова Т.Н.

Тема

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели

 

Создать условия для ознакомления детей с некоторыми элементами биографии Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек».

Содействовать осознанию детей, что семья – это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи – это фундамент благополучия; воспитанию уважения и сострадания к старым людям, родителям, формированию культуры поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, воспитанию интереса к чтению.

Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг; характер произведения по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию, уметь выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста), развития логики, техники чтения, развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Формировать УУД

Планируемый результат

Предметные:

Составлять синквейн, выразительно читать басню наизусть, знать отличительные черты басни, воспринимать  на слух чтение и рассказ товарищей по классу; высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами, осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы, уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку, выражать свои эмоции посредством выразительного чтения, ориентироваться в нравственном содержании; выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости; проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям, эмоционально воспринимать художественное произведения   и поступки литературных героев; оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать  в паре, в группе;

следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности;

проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи, уметь читать произведение выразительно, плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом); читать произведение, отражая его настроение, читать (про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту (Познавательные УУД).

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах.

Ресурсы:

Учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.), презентация по теме урока, подборка книг, раздаточные материалы: кластеры «Семья», наборы «Собери пословицу», карточки – цветочки для написания предложений для «Корзины предложений» толковый словарь, аудиозапись рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек»

 

Технология

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Приемы

Составление синквейна, постановка проблемы и поиск её решения, составление кластера, поиск ответов на вопросы, проверка первоначальных предположений, работы в парах, обращение к личному опыту, составление «Корзины предложений»

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

I. Самоопределение.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности.

Устанавливают связь с прошлым уроком.

Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности.

 

 

- Мы знакомились с баснями И. Крылова.

 

 

 

-Выучить и рассказать отрывок из басни ( кто ещё не рассказывал)

Составить синквейн по любой басне (остальным)

- Прозвенел и смолк звонок. Постарайтесь все понять

Снова к нам пришёл урок. И внимательно читать.

Сегодня на уроке литературного чтения мы вновь прикоснёмся к произведениям великих мастеров слова. Давайте вспомним, чьи произведения мы с вами читали на последних уроках.

- И каким же было Д/з?

II. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют басни И.Крылова, объясняют, чему они учат.

Читают наизусть отрывок басни И. Крылова.

Дают оценку своему выступлению.

-«Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей»

 

Создаёт обстановку (показ правильной декламации, сопровождение детского чтения мимикой и т.д.) для выразительного чтения, прослушивания басен и дачи самооценки и взаимооценки.

-С какими баснями И. Крылова мы познакомились?

-Сегодня есть ещё одна возможность показать своё умение декламировать басню.

Коллективно читают по заданию учителя.

Под горой у сосновой опушки

Жили –были четыре старушки,

Жили –были четыре подружки,

Все четыре большие болтушки.

 

- Но сначала проведём речевую разминку

Проводит речевую разминку. Предлагает прочитать четверостишье с разными установками.

- А теперь предоставляю возможность желающим выступить.

Вспоминают правила написания синквейна.

1) одно слово ( на вопрос Кто? Что?– предмет, объект о котором пойдёт речь.

2) два словах (на вопрос Какой?), описывающих свойства или признаки предмета, объекта.

3) три слова (на вопрос Что делали? Что делают?) описывающих характерные действия объекта.

4)предложение, состоящее из нескольких слов, о своем отношении к теме

5) это слово (словосочетание), которое выражает личное отношение к теме.

Читают получившиеся работы.

Организует прослушивание синквейнов, составленных детьми. При необходимости организует детей для правки.

- А теперь посмотрим, какой у вас получился синквейн.

- Для начала вспомним правила составления синквейна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечая на вопросы учителя систематизируют свои знания о литер. жанре – басня (признаки, основной элемент, цели её создания)

 

- Басня.

- Небольшой рассказ в стихах, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.

-Цель написание басни – научить нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни.

Систематизирует знания детей. Создаёт условия для успешного формулирования цели урока учащимися.

Корректирует ответы детей.

- Давайте ещё раз скажем, к какому жанру относится произведение, которое вы сегодня читали?

-Что такое басня?

III. Фиксация затруднения.

Постановка учебной задачи. Планирование выхода из затруднения.

 

Принимают проблемную ситуацию. Высказывают предположения.

 

— Может/ не может.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

 

- Нужно прочитать что – то.

 

 

- Маленькие рассказы в прозе.

 

 

- Л.Н. Толстой

Создаёт условия для создания проблемной ситуации

- А может ли басня быть не в стихах, а в прозе?

-Ваши мнения разошлись. Что ж, давайте проведём исследование и найдём правильный ответ на мой вопрос.

-Как вы думаете, чтобы ответить на вопрос, что нужно сделать на уроке литературного чтения?

-А что надо почитать? Помните, что басня - это …

-У некоторых писателей есть маленькие рассказы, и некоторые мы с вами в 1 классе читали. Вот эти рассказы (выставка книг Л. Толстого «Акула» «Два товарища» и др. ) Кто автор ?

С помощью учителя ставят цель урока:

-Выяснить, бывает ли басня в прозе.

Для этого познакомиться с рассказом Л. Толстого.

Узнать, чему учит это произведение.

Помогает сформулировать цель и наметить пути её достижения.

- Давайте сформулируем цель и задачи урока, учитывая сказанное выше.

- Итак, мы приглашаем в гости Льва Николаевича Толстого

IV. Изучение новой темы (Совместная деятельность по достижению цели).

Знакомство с автором произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа до знакомства с текстом

(прогнозирование темы произведения).

 

.Подготовленные дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

- Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

- Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

- Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, о помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости

Учитель создаёт обстановку для знакомства с некоторыми элементами биографии Л. Н. Толстого.

Вспоминают правила работы в парах.

Выполняй задание вместе с товарищем.

Уважай его.

Высказался сам, выслушай другого.

Будь тактичен.

Помоги товарищу, если у него не получается

Следи за временем.

Выполняют работу в парах, составляют пословицы.

 

Создаёт условия для прогнозирования содержания произведения через работу с пословицами,

-Чтобы узнать тему рассказа, предлагаю соединить начало и конец пословиц, которые подобрали ребята. Необходимо получить верные высказывания и объяснить их смысл.

-Для начала вспомним правила работы в парах.

 

-У вас 2 минуты. Открывайте конверты. Удачи. Время пошло.

Озвучивают получившиеся пословицы, объясняют их смысл, опираясь на жизненный опыт.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Детки - радость, детки же и горе

Не будет добра, коль в семье вражда.

Организует фронтальную работу с пословицами.

- Время вышло. Давайте посмотрим, что получилось.

 

 

 

Определяют тему рассказа.

 

 

 

 

- Тема рассказа – семья.

Организует работу по определению темы изучаемого рассказа.

- Прочитайте ещё раз все пословицы и определите их общую тему. Эта же тема будет и у рассказа Л. Н. Толстого, с которым мы будем знакомиться.

Так какова же тема?

Выполняют индивидуальную работу по созданию кластера «Семья»

Представляют результат своей работы.

Составляют общий кластер.

t1573213270aa.png

Организует работу по созданию кластера «Семья».

- Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?

- Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер «Семья». У вас на столах лежат карточки с незаполненными ячейками кластера. Подумайте, что, по – вашему мнению, входит в понятие семья. Заполните кластер, и через несколько минут мы обменяемся мнениями.

- Пожалуйста, представьте нам свои кластеры.

-Итак, мы с вами получили модель идеальной семьи.

Первичное знакомство с содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа.

 

Подготавливаются к знакомству с рассказом, высказывают предположения о характере, настроении произведения.

 

 

 

 

 

 

- Грустное

Настраивает внимание детей для прослушивания рассказа. Организует прогнозирование настроения произведения по иллюстрации.

- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», в котором речь тоже пойдёт о семье, как вы и определили ранее. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, есть ли в этой семье всё то, что должно быть в хорошей семье?

Какое настроение будет у этого рассказа?

Слушают аудиозапись, сопоставляют свои предположения с действительностью.

 

Организует первичное прослушивание текста произведения.

- Ну что же, давайте познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» и проверим ваши предположения.

Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже.

Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями о тексте, о настроении и характере рассказа, о семье, описанной в тексте.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

- Потому что закончился он хорошо.

Организует работу по высказыванию учащимися своего мнения по результатам первичного знакомства с текстом.

- Понравилось вам произведение?

- Понравилась ли вам эта семья?

- Так есть ли в данной семье, всё то хорошее, что вы перечислили в кластере.

-Хотели бы вы быть членом такой семьи?

- Действительно ли рассказ грустный?

- Дети, вы ведь сами сказали, что рассказ грустный. - Так почему же вам понравился этот рассказ?

Выполняют работу с толковым словарём, для объяснения смысла незнакомых слов.

- Лоханка, невеста, бранить, слаживать

Организует словарную работу.

- Какие слова для вас непонятны и незнакомы?

Найдите в словарях, что обозначают эти слова.

Физкультминутка

 

5. Работа с текстом. Анализ.

Читают произведение и выявляют моменты, непонятные для себя.

 

 

Задают свои вопросы. Пытаются ответить на вопросы других детей.

 

-Что означает « сажать за печкой»?

-«Почему сажали за печкой?

- Чтобы другие его не видели. Его стыдились.

 

Организует вторичное знакомство с текстом.

- Давайте прочитаем это произведение ещё раз и подумаем, есть ли здесь то, что нас удивляет, заставило задуматься?

В результате диалога подводит детей к выводу, что старость – тяжёлый период в жизни многих людей, которая несёт с собой физическую слабость, немощь, неумение себя обслуживать. Но сам человек в этом невиновен.

-Что же вас удивило? Что было непонятно.

- Почему же у дедушки не получалось сделать простые вещи аккуратно?

- Он притворялся и делал нарочно так?

Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста.

Ответы детей.

 

Организует фронтальную работу для нахождения ответов на вопросы в тексте (выборочное чтение).

- Давайте посмотрим, как на этот же вопрос «Почему сажали за печкой» отвечает Толстой. Найдите это место в тексте и прочитайте.

Другие вопросы для выборочного чтения.

- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? Он права?

- Как повёл себя старик?

- Как повёл себя Миша, услышав слова матери?

- Почему маленький мальчик так поступил?

- Что почувствовали родители, услышав ответ сына?

- Чем заканчивается рассказ?

Что хотел сказать своим рассказом Толстой?

Читают пословицу, высказываются о её соответствии главной мысли рассказа

- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Подводит детей к нахождению поучения в рассказе.

- Прочитайте пословицу к произведению.

Может ли она выражать ту мудрую мысль, которую хотел сказать автор читателям?

IV. Подведение итога.

Вспоминают цели и задачи урока, делают выводы о достижении их.

-Выяснить, бывает ли басня в прозе.

-Для этого познакомиться с рассказом Л. Толстого.

-Узнать, чему учит это произведение.

 

-С рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

- Да….

- ?..

 

 

Дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в самом начале.

Организует сопоставление поставленных цели и задач с достигнутыми результатами.

- А теперь вернёмся к задачам, которые мы ставили в начале урока.

 

 

-Итак, с каким произведением мы познакомились?

Есть ли здесь поучение для читателя?

А знаете ли вы, как можно назвать по – другому поучение?

В словаре В. Даля находим, что поучение – это притча.

У слова притча есть синононим В словаре синонимов находим, что притча – басня.

Так может ли басня быть в стихах?

С помощью учителя делают выводы о цели написания басен и о морали басни Толстого.

- Цель написание басни – научить нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни.

-Правильным взаимоотношениям в семье к старшему поколению.

Подводит детей к выводу о морали басни Толстого.

- Итак, для чего же создаются басни?

- Так чему же учит басня Л. Толстого?

 

V. Работа в группах по результатам усвоения темы урока.

Отвечают на вопросы учителя о членах семьи, о своём отношении к ним.

Ответы детей.

Вспоминают правила работы в группе.

 

1. РАБОТАЕМ ДРУЖНО.

2. ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО.

3. РАСПРЕДЕЛИТЕ ОБЯЗАННОСТИ.

4.ОБЪЯСНЯЙ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.

5.БУДЬТЕ ТАКТИЧНЫ.

6. БУДЬТЕ ТЕРПИМЫ К КРИТИКЕ.

Выполняют работу в группах, по окончанию озвучивают предложения.

Организует работу в группах по составлению «Козины предложений» для организации более приятных условий жизни старшего поколения.

- А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.

- Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?

-Давайте составим Корзину предложений о том, как нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь старших членов семьи была радостной.

-Вспомним правила работы в группах.

- А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? Напишите свои предложения на карточках – цветочках. Затем озвучьте свои предложения и прикрепите цветочек к корзине.

Зачитывают предложения.

Чтобы жизнь старшего поколения была радостнее нужно:

оказывать уважение,

выражать любовь,

проявлять заботу,

оказывать помощь,

проявлять послушание,

говорить добрые слова,

быть чуткими, внимательными,

оказывать поддержку,

проявлять сострадание

Проводит подведение предложений детей.

-Итак, давайте посмотрим на нашу Корзину предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не забывайте об этом, ребята. Сделайте так, чтобы наш урок прошёл не зря.

VI. Рефлексия

Оценивают свою работу с помощью сигналов.

-А теперь оцените свою работу на уроке. Принесла ли ваша деятельность на уроке пользу или радость.

 

Принимают к сведению и записывают задание

Выдаёт домашнее задание.

Научиться читать текст выразительно, передавать настроение автора с. 110 - 111

Литература:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.

2.Муравьёва Н.М. Современный урок чтения: использование интерактивных технологий:Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования». – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2011.

3.Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

 

Опубликовано


Комментарии (5)

Кияйкина Наталья Федоровна, 08.11.19 в 14:53 1Ответить Пожаловаться
Насыщенный материал! Спасибо! С удовольствием ознакомилась бы еще и с физкульт минуткой!!!
Рудакова Татьяна Николаевна, 21.11.19 в 20:06 1Ответить Пожаловаться
У меня семья большая.
Всех сейчас пересчитаю.
Мама – веником метёт,
Дочь за хлебушком идёт,
Папа строит новый дом,
Дед строгает доски в нём,
Бабушка печёт котлеты,
Брата только дома нету.
В спортзале он старается,
Боксом занимается.
Все в делах. Лентяев нет.
Вам от нас большой привет.
Кияйкина Наталья Федоровна, 23.11.19 в 15:34 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный текст разминки. Буду рада, если поделитесь движениями...
Голдина Лилия Вильевна, 08.11.19 в 17:45 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за представленный ресурс. Урок получился насыщенным, познавательным. Уверена, что детям было интересно работать.
Дармина Елена Николаевна, 20.11.19 в 19:44 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный и поучительный урок! Спасибо за разработку! Воспользуюсь ею завтра!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.