Технологические карты к урокам 5–7 класса «Грибы. Царство Грибы»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Уманец О.А.
Предмет: биология
Изучение царства Грибы: 5 класс тема «Грибы» (стр. 64-67, учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» §12 (концентрическая структура) и 7 класс тема «Царство Грибы» (стр.21-31, учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (концентрическая структура)
Класс: 5кл/7кл
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема |
5кл: «Грибы» 7кл: «Общая характеристика грибов». |
Цель |
5 кл: Сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы. 7кл: Создать условия для достижения результатов обучения, установить признаки, благодаря которым грибы отнесли в самостоятельное царство. |
Задачи |
Образовательные: 5кл: изучить существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов./ 7кл: изучить классификацию царства грибы, существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов, изучить клеточное строение грибов, способы размножения грибов, значение грибов в природе и жизни человека, научиться различать на таблицах съедобные и съедобные грибы, освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Воспитательные: 5кл/7кл: стимулировать стремления к интеллектуальному развитию и безопасному образу жизни; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению. |
УУД |
Личностные УУД: соотнесение знаний о съедобных и несъедобных грибах с понятием безопасного образа жизни; действие смыслообразования, правильное отношение к природе. Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные УУД: развитие навыка смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, проектная деятельность (мини-проекты), развитие умения преобразовывать текст + в 7кл формирование навыка самооценивания |
Планируемые результаты |
5кл: Предметные: § Знать виды съедобных и несъедобных грибов; внешнее строение грибов; способы размножения грибов; (в 7кл: клеточное строение грибов; отличие грибов от растений и животных; тип питания грибов: гетеротрофы, сапрофиты, паразиты) § Уметь внешне отличать съедобные и несъедобные грибы; на иллюстрациях и муляжах показывать шляпку, ножку, грибницу гриба; характеризовать положительную и отрицательную роль грибов в природе. Личностные: прививать ценность безопасного образа жизни; правила сбора грибов для сохранения видового разнообразия. (7кл: + формирование навыков самооценки) Метапредметные: составить план сравнения шляпочных и плесневых грибов, пеницилла и мукора; подготовить мини-проект; уметь преобразовать текст учебника в таблицу «Значение грибов». (7 кл: работа в группах - над рубрикой «Подумайте» стр. 31, домашнее задание по электронному приложению, с интернет - ссылкой) |
Основные понятия |
5кл: Обязательно: Царство Грибы; шляпочные грибы; ножка, шляпка, грибница, споры; съедобные и несъедобные грибы; (7кл: на этой основе классификация грибов, микология, микроскопическое строение грибов, тип питания грибов: гетеротрофы, сапротрофы, паразиты; органы размножения: спорангии, спорангиеносцы; споровое, вегетативное размножение, почкование; происхождение грибов) Ознакомительно: симбиоз гриба и дерева, микориза. (7кл: это уже обязательное знание, но можно добавить редуценты, пищевые связи) |
Средства УМК для достижения результатов |
Предметные: 5 кл Ответы на вопросы в конце параграфа №1, №3, №5, №7, №8 стр. 67; иллюстрации стр 65, 66, 67; текст учебника. 7 кл Ответы на вопросы в конце параграфа №№ 1-8, выполнение лаб работы №1, схема строения клетки гриба стр.24, текст параграфа и вывод после параграфа.
Личностные: 5 кл вопросы после параграфа №4, №6 – работа в парах; 7 кл Выполнение задания № 10 после параграфа, текст параграфа о спорынье, отравлениях мухоморовыми; создание учебной ситуации, например: «Тебе предложили пойти за грибами в лес, твои действия…», «ты остался дома один, захотел кушать, а хлеб заплесневел… Что ты будешь делать…»
Метапредметные: 5 кл реализация мини-проектов «Съедобные грибы нашей местности», « Если бы исчезли грибы…», «Как можно «посеять» грибы», « Дружба гриба и дерева», , использование иллюстраций шляпочных и плесневых грибов в параграфе для работы в группах; творческое задание: сочинить сказку, легенду, мультик о грибах; задание в рабочей тетради заполнить таблицу «Значение грибов». 7 кл работа в группах - над рубрикой «Подумайте» стр. 31, домашнее задание по электронному приложению, с интернет-ссылкой для Реализация проектов «Отделы грибов в нашей жизни» или другие темы по изученному материалу |
Ресурсы: · Основные
· Дополни- тельные |
5кл/7кл Учебник: текст параграфа, иллюстрации, вопросы после параграфа, заключение- вывод после параграфа , рабочая тетрадь, в7кл тетрадь для лаб работ, тетрадь «Тестовые задания». Электронное приложение, интернет-ресурсы (например, ссылка в конце параграфа в 7 кл; сайт виртулаб) |
Домашнее задание |
5кл: § 12, электронное приложение, творческое задание или мини-проект. 7кл: учебник стр.21-31, электронное приложение; постановка эксперимента, опыта «прорастание плесени в разных условиях» и др. |
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Уманец О.А.
Предмет: биология
Изучение строения клетки: 5 класс тема «Живые клетки» (стр. 27-32, учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» §5 (концентрическая структура) и 6 класс тема «Строение растительной и животной клеток» (стр. 18-24, учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» (концентрическая структура)
Класс: 5кл/6кл
Тема |
5кл: «Живые клетки» 6 кл: «Строение растительной и животной клеток» |
Цель |
5 кл: Сформировать представления о клетке как единице живого, её главных частях, свойствах и функциях. 6кл: Формирование понятий об основных органоидах клетки и их функциях; знакомство учащихся с основными методами изучения клетки. |
Задачи |
Образовательные: 5кл: - способствовать запоминанию основных терминов по теме; - способствовать формированию представлений о клетке как структурной единице, живой системе; 6кл: - углубление ранее полученных знаний о клетке в 5 классе, ее органоидах и их функциях; - формирование единой картины живой природы; - формирование практических умений и навыков работы с микроскопом. 5кл:. развивать навык смыслового чтения, умения находит нужную информацию, преобразовывать информацию. 6кл: - активизация учебно-познавательной деятельности, интереса к предмету, за счет проведения опытов и наблюдений; - развитие логического мышления; Воспитательные: 5кл вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать культуру общения, укреплять семейную культуру. 6 кл воспитывать интерес к познанию живой природы, формирование ответственного отношения к своему здоровью через понятие вирусные заболевания. |
УУД |
Личностные УУД: подготовка к личностному самоопределению + в 6 кл ценность здоровьесберегающего образа жизни Регулятивные УУД: развивать умение составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: развитие смыслового чтения; знаково – символические действия (перевод информации с одного вида в другой ) + в 6 кл умение адекватно, сжато, выборочно передать содержание текста; выбор критериев для сравнения. Коммуникативные УУД: владение монологичной и диалогичной формами речи.
|
Планируемые результаты |
5кл: Предметные: § Знать клетка – единица живого; три главных органоида клетки; процессы жизнедеятельности клетки; виды клеток (половые и соматические). § Уметь различать на таблицах и микропрепаратах три главных органоида клетки; различать на таблицах половые клетки. Личностные: формирование основ социальной компетенции (ребёнок и его понимание биологической основы его родства с мамой и папой, он как продолжение их клеток, укрепление семейных уз, может предложить мини-проект «Чем я похож на маму, а чем – на папу») Метапредметные: владение стратегией смыслового чтения стр 27-28 опорный план «Чем отличается клетка от кирпичей»; работой с информацией: рассказать посредством монологичной речи о том, что изображено на рисунках стр.28 «Схема строения и деления клетки», стр.29 . 6кл: Предметные: § Знать клетка – единица живого; органоиды клетки и их функции; процессы жизнедеятельности клетки; виды клеток (доядерные, ядерные организмы,). § Уметь различать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки; различать на таблицах клетки растений и животных, наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их. Личностные: формирование основ здоровьесберегающих технологий (на примере вирусных заболеваний, фотографий вирусов, их вызывающих можно обговорить вопрос профилактики заболеваний путём вакцинации, гигиены,). Метапредметные: владение стратегией смыслового чтения; работа с информацией: монологичная и диалогичная речь; умение выбирать критерии для сравнения, умение адекватно, сжато, выборочно передать содержание текста |
Основные понятия |
5кл: Обязательно: клетка – единица живого; мембрана, цитоплазма, ядро; живые клетки дышат, питаются, растут, делятся; половые клетки: яйцеклетки и сперматозоид; разнообразие клеток по форме и размеру. Ознакомительно: митохондрии, хлоропласты, лизосомы, запас питательных веществ в яйцеклетке; виды клеток в растениях и животных. 6кл: Обязательно: клетка – единица живого; знание всех органоидов растительной и животной клеток и их функций, доядерные, ядерные организмы, кто к ним относится; вирусы и вирусные заболевания. Ознакомительно: прокариоты, эукариоты, строение вирусов и особенности их жизнедеятельности. |
Средства УМК для достижения результатов |
Предметные: 5 кл вопросы после параграфа № 1,4,5,6; иллюстрации учебника стр.28 «Схема строения и деления клетки» стр.29 «Половые клетки, разнообразие клеток»; текст учебника. 6 кл Учебник стр18-21 +рабочая тетрадь стр11 зад 16 + зад 18,20, 22, стр 15 зад 23,24 + вопросы учебника №1,3,5-11 + выполнение лабораторных работ в классе и дома в рабочей тетради лабораторная работа «Строение растительной клетки» стр 16, лаб. работа « Строение животной клетки» стр.17, + тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений - лаб. работа №3 стр 13
Личностные: 5 кл вопросы 6,8 – работа в группах + мини-проект «Что я получил от яйцеклетки мамы и что – от сперматозоида папы», «Что я хочу передать своим детям через половые клетки», «Я скажу спасибо папе и маме за то, что у меня…» 6 кл Текст учебника + вопрос 14 стр.24 + иллюстрации учебника стр 23 + можно предложить сделать листовки о вирусах и профилактики вирусных заболеваний, написать сказку « Как Ваня победил вирус Гриппа»…
Метапредметные: 5 кл чтение стр 27-28 + опорный план «Чем отличается клетка от кирпичей»; работой с информацией: рассказать посредством монологичной речи о том, что изображено на рисунках стр.28 «Схема строения и деления клетки», стр.29 , вопрос №7 – преобразование информации из рисунчатой в монологичную речь, стр. 30-31 – для поиска информации для рассказа о разновидностях клеток. 6 кл Вопросы учебника №4,7,13 стр 24 + рабочая тетрадь зад 16 стр 11, зад 21 стр 14, задание №25 стр 16 – проектная деятельность в группах/ парах/ с последующей защитой; тетрадь для лаб работ и сам наблюдений – вывод после лаб работы №3 |
Ресурсы: · Основные
· Дополните-льные |
5кл Учебник: текст параграфа, иллюстрации, вопросы после параграфа, заключение- вывод после параграфа, текст* 6кл Учебник: текст параграфа, иллюстрации, вопросы после параграфа, заключение- вывод после параграфа, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 5кл/6кл Электронное приложение |
Домашнее задание |
5кл § 5, электронное приложение. 6кл § 3, электронное приложение. |