Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе с использованием СДМ «Мхи»

5
0
Материал опубликован 24 April 2021
Технологическая карта конструирования урока
биологии в 5 классе C использованием СДМ Марии Александровны Майоровой МОУ СОШ №87 г. Ярославль



Предмет, класс, УМК

Биология «Введение в биологию», 5 класс, УМК

Н. И.Сонина

Тема урока,

урока по теме

«Зеленые листостебельные мхи », 6 урок в разделе «Многообразие живых организмов».

Цель урока


Раскрыть:

- особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности мхов.

Формировать:

- представление о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания;

Систематизировать:

- знания обучающихся о строении высших споровых растений.

Познакомить обучающихся:

- с ролью в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты:

Называть существенные признаки строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений.

Сравнивать мхи с другими представителями царства растений.

Характеризовать жизненный цикл.

4. Выделять черты приспособленности отдела к среде обитания.

Метапредметные и личностные результаты: Личностные УУД:

1. Формировать у учащихся готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

2. Формировать ответственное отношение к выполнению учебных задач;

3. Формировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемного вопроса урока).

2. Выстраивать свои рассуждения, вступать в диалог, самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД:

1. Выделяют особенности строения и жизнедеятельности мхов.

2. Выявлять существенные отличия отдела от других представителей царства «Растения», структурируют материал.

3. Работать с дополнительной литературой, электронными ресурсами,

4. Использовать полученные знания для профилактике заболеваний, понимают роль мхов в природе и жизни человека.

Коммуникативные УУД:

Работать совместно в атмосфере сотрудничества

Вид используемых на уроке средств и оборудование

ЦОР: Презентация «Мхи», гербарии мхов, живые экземпляры сфагнума, электронное приложение к УМК Н. И. Сонина, учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012; Рабочая тетрадь к учебнику; Оценочный лист (лист самооценки), мультимедийный проектор.

Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности.

Задачи

Мотивировать учащихся на изучение темы

Длительность этапа

1-2 мин

Методы и приемы работы

Настраивание детей на работу, проговаривая с ними: «Какой вопрос будем обсуждать на уроке?»

Деятельность преподавателя

Предлагает вспомнить материал прошлого урока и ответить на вопросы:

- «какие группы растений мы изучали на прошлом уроке?», предлагает назвать представителей этого отдела (высшие споровые).

- «Какие еще растения, которые размножаются спорами, вы знаете?»


Деятельность уча­щихся

Настраиваются на продуктивную работу


Формируемые УУД

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной задачи

Задачи

Актуализировать знания учащихся для изучения нового материала, необходимого для «открытия нового знания»

Научить выявлять затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Рассказ с элементами беседы

Деятельность преподавателя


Учитель задает вопросы:

Обсуждение с учащимися следую­щих вопросов.

Где обитают водоросли, какие условия внешней среды являются определяющими для их существо­вания?

Как связана возможность дыха­ния водных животных и наличие водорослей в водоеме? (Водоросли выделяют кислород в воду, а жи­вотные используют его для дыха­ния, выделяя в воду углекислый газ, который используется расте­ниями для выделения синтеза.)

Что является ограничивающим фактором для водорослей, обитаю­щих: а) на поверхности почвы; б) в толще почвы? (Развитие водорослей на поверхности почвы лимитируется дефицитом влаги, а в толще — отсутствием солнечного света.)

Почему аквариумисты не ставя аквариум у окна? (Опасаются массового развития водорослей.)

Почему водоросли относят к низшим растениям?

Учитель обсуждает с учащимися варианты ответов и при необходимости корректирует их.

Формулирует вопрос:

«Мы начнём изучение нового материала с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: мхов. Нам предстоит выяснить: чем мхи отличаются от Водорослей? А что у них общего?

Деятельность уча­щихся

1.Ученики отвечают на вопросы, руководствуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках

2. Формулирует тему урока: « Мхи ».

Формируемые УУД

Регулятивные УУД

Формировать умения слушать, воспринимать информацию и корректировать собственные знания и осуществлять взаимоконтроль.

Этап 3. Открытие нового знания

Задачи

Формировать умение решения учебных задач

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Побуждающий диалог, самостоятельная работа с текстом, работа в группах.

Деятельность уча­щихся

Работа с ЦОР «Мхи» по поиску ответов на проблемный вопрос; фиксируют необходимые знания .

Деятельность преподавателя


- Демонстрирует ЦОР «Мхи. Общая характеристика и значение в природе».

Задает вопросы:

- Представьте себе, что мы нахо­димся в летнем лесу. Тепло, ласко­во светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тро­пинке мимо стройных сосен и вели­чественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шме­ли. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно. (Демонстриру­ется. слайд с картиной при роды.) А дальше предлагает отправиться в путешествие.

Для того чтобы узнать, куда будет это путешествие, предла­гаю отгадать загадку: «Ни море, ни земля, корабли не плавают, и ходить нельзя». (Демонстриру­ется слайд с изображением боло­та.) На болоте можно найти много интересного.

Демонстрирует фрагмент видеофильма « Сфагновые болота» .

Закончите предложение: «Сегодня на уроке я хочу узнать...»

Дополняет ответы учеников, что­бы прозвучали все планируемые им аспекты темы, а именно: строение мхов; сравнение строения сфагнума и кукушкина льна и составление общей характерис­тики мхов; практическое приме­нение мхов.






Деятельность уча­щихся

Слушают, смотрят, составляют представление. Смотрят видеофрагмент, анализируют его. Отвечают на вопросы. Выдвигают свои мнения на вопрос учителя: «Сегодня на уроке я хочу узнать...»


Формируемые УУД


Коммуникативные УУД

Формируют умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с одноклассниками.

Познавательные УУД

Преобразовывают информацию и анализируют видеофрагменты, делают выводы.

Этап 4. Первичное закрепление

Задачи

Сформировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме.

Длительность этапа

5- 7 мин

Методы и приемы работы

Изучение нового материала

Деятельность преподавателя

Организуя изучение общей харак­теристики отдела Моховидные, формулирует задание классу:

Просмотрите фрагмент 1 элек­тронного приложения и скажите, почему мхи относят к высшим рас­тениям. Где их можно найти? Учи­тель подчеркивает, что Моховид­ные — обширная группа растений, очень разнообразных по внешне­му строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых. Наука, изучающая мхи, называет­ся бриология. Моховидные пред­ставляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Древ­нейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного пе­риода. Почти все они многолетние растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это неудивительно.

Ведь мхи — наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5—7 см. Лишь те из них, которые обитают в местах с теплым и влажным климатом, достигают 60 см.

В отделе мохообразные выделяют класс печеночники и класс листостебельные мхи. 

- Печеночники устроены наиболее примитивно. Что вкупе с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди них в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция.


- Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных в наших лесах является зеленый мох кукушкин лен

У мхов нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологи­ческую роль.

Дает учащимся следующее зада­ние (работа с текстом учебника (с. 73)): найти в тексте особенности строения моховидных.

Затем предлагает выполнить лабораторную работу «Изучение строения мхов: сфагну­ма и кукушкина льна».

Деятельность уча­щихся

Слушают учителя. Смотрят фрагмент 1 электронного приложения.

Работают с текстом, выписывают особен­ности строения мохо­видных.


Формируемые УУД

Коммуникативные УУД

1. Высказывают и предположения, задают вопросы.

Познавательные УУД

Выстраиваивают цепоч­ки доказательств и рассуждений, находят нужную информацию из текста

Проводят ис­следование на основе применения методов наблюдения и экспери­мента.

Развивают умение совместной деятельности между сверстниками, умение работать в заданном темпе.


Этап 5. Включение нового знания в систему знаний и применение на практике

Задачи

Формировать умение исследовательской деятельности

Длительность этапа

10-15 мин

Методы и приемы работы

практические

Деятельность уча­щихся

Выполняют лабора­торную работу и начинают заполнять таблицу

Деятельность преподавателя

Инструкция

Рассмотрите изображение сфагнума на сайте ЕКЦОР: «Строение сфагнума » http://fiIes.school-collection.edu.

ru/dlrstore/00000371-1000-4ddd- 5c68-4e0046bb2fd5/148.jpg или в электронном приложении к учебнику (фрагмент 2).

Из предложенных мхов выбери­те сфагнум.

Найдите стебель, листья, ризоиды.

Какую окраску имеют стебель и листья?

Определите размеры мха.

Определите на весах массу сухого мха сфагнума.

Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2—3 мин. Выньте мох и дайте стечь воде.

Взвесьте мох на весах.

Поглощает ли мох воду?

Каковы особенности внутреннего строения листа. Какое это имеет значение? Растет ли данный мох в нашей местности?

Продолжите выполнение лабораторной работы.

Инструкция

Рассмотрите изображение кукушкина льна на сайте ЕКЦОР: «Строение кукушкина льна». http://files.school-collection.edu. in/dlrs tore/ООО ООЗбе-1000-4ddd- Ь86а-260046bb2 fd5 /14 5. j pg

Из предложенных мхов выбери­те кукушкин лен.

Найдите стебель, листья, ризоиды.

Какую окраску имеют стебель и листья?

Данные исследований занесите в таблицу.


Формируемые УУД

Регулятивные УУД

Формируют умение самостоятельно оценивать свою работу.

Познавательные УУД

Формируют Умение выбирать и фиксировать необходимый материал.

Этап 6. Подведение итогов

Задачи

Формировать у учащихся умение преобразоывать полученный материал

Длительность этапа

2-3 мин

Методы и приемы работы

Беседа, заполнение таблицы

Деятельность уча­щихся

Анализируют, делают выводы.

Отвечают на вопросы, решают задачи.

Деятельность преподавателя

Организация дальнейшей работы учащихся по заполнению таблицы (приложение 1)

1. Сравните внешнее и внутреннее строение мхов, приспособленность к местам обитания. Укажите черты сходства и различия.

2. Сделайте вывод о том, какие общие признаки характерны для мхов.

Предлагает учащимся ответить на вопросы и решить задачи:

В чем проявляется взаимо­помощь отдельных растений мха сфагнума в зарослях сфаг­нума?

Почему мхи способствуют заболачиванию местности?

Чем объяснить разную интен­сивность зеленой окраски сфагну­ма и кукушкина льна?

В лесу рядом находятся два пня. Один из них порос мхом, второй нет. Какой из них быстрее разру­шится? (Необходимо подвести их к мысли, что во влаж­ных условиях быстрее будут развиваться грибы-разрушители и гнилостные бактерии.)

5) При строительстве деревянных сооружений, например бань, ши­роко используют сфагнум. Кроме того что это утеплитель, какую роль здесь играет мох?

Организует обсуждение значения мхов в природе:

Просмотрите материал фрагментов 3 и 4 электронного приложения. Заполните в таб­лице графы «Значение мха «+» и «Значение мха «-» .

Подготовьте устный рассказ о значении мхов

Формируемые УУД

Производят поиск и выделяют значимые функцио­нальные связи и отно­шения между частями целого. Сравнивают, сопоставляют, классифицируют объектов. Делают выводы и заключения.

Этап 6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи

Формировать у учащихся умение самооценки учебной деятельности.

Длительность этапа

2-3 мин

Методы и приемы работы

Самоконтроля, самооценки

Деятельность уча­щихся

Выполняют тестирование.

Производят самооценку результатов своей деятельности

Деятельность преподавателя

Учитель:

Предлагает учащимся выпол­нить тесты электронного при­ложения (по вариантам).

2. Предлагает учащимся реализовать самооценку при продолжении следующих предложений:

- Мне сегодня удалось узнать…

- Я удивлён….

- Мне самостоятельно нужно будет поработать над вопросом…

Формируемые УУД

Соотнесение получен­ного результата с поставленной целью. Оценивание своих учебных достижений.

Формируемые УУД

Самооценивают учебные достижения.












Приложение 1.


Признаки

Сфагнум

Кукушкин лен

Встречается ли мох в нашей местности?

Места произрастания



Внешнее строение:

стебель

листья

ризоиды



Окраска растения



Строение листа



Значение мха «+»



Значение мха «-»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.