Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе с использованием СДМ «Мхи»
биологии в 5 классе C использованием СДМ Марии Александровны Майоровой МОУ СОШ №87 г. Ярославль
Предмет, класс, УМК | Биология «Введение в биологию», 5 класс, УМК Н. И.Сонина | |
Тема урока, № урока по теме | «Зеленые листостебельные мхи », 6 урок в разделе «Многообразие живых организмов». | |
Цель урока | Раскрыть: - особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности мхов. Формировать: - представление о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; Систематизировать: - знания обучающихся о строении высших споровых растений. Познакомить обучающихся: - с ролью в природе и жизни человека.
| |
Планируемые результаты обучения | Предметные результаты: Называть существенные признаки строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений. Сравнивать мхи с другими представителями царства растений. Характеризовать жизненный цикл. 4. Выделять черты приспособленности отдела к среде обитания. Метапредметные и личностные результаты: Личностные УУД: 1. Формировать у учащихся готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; 2. Формировать ответственное отношение к выполнению учебных задач; 3. Формировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемного вопроса урока). 2. Выстраивать свои рассуждения, вступать в диалог, самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные УУД: 1. Выделяют особенности строения и жизнедеятельности мхов. 2. Выявлять существенные отличия отдела от других представителей царства «Растения», структурируют материал. 3. Работать с дополнительной литературой, электронными ресурсами, 4. Использовать полученные знания для профилактике заболеваний, понимают роль мхов в природе и жизни человека. Коммуникативные УУД: Работать совместно в атмосфере сотрудничества | |
Вид используемых на уроке средств и оборудование | ЦОР: Презентация «Мхи», гербарии мхов, живые экземпляры сфагнума, электронное приложение к УМК Н. И. Сонина, учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012; Рабочая тетрадь к учебнику; Оценочный лист (лист самооценки), мультимедийный проектор.
| |
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности. | ||
Задачи | Мотивировать учащихся на изучение темы | |
Длительность этапа | 1-2 мин | |
Методы и приемы работы | Настраивание детей на работу, проговаривая с ними: «Какой вопрос будем обсуждать на уроке?» | |
Деятельность преподавателя | Предлагает вспомнить материал прошлого урока и ответить на вопросы: - «какие группы растений мы изучали на прошлом уроке?», предлагает назвать представителей этого отдела (высшие споровые). - «Какие еще растения, которые размножаются спорами, вы знаете?» | |
Деятельность учащихся | Настраиваются на продуктивную работу | |
Формируемые УУД | Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). | |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной задачи | ||
Задачи | Актуализировать знания учащихся для изучения нового материала, необходимого для «открытия нового знания» Научить выявлять затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | |
Длительность этапа | 4-5 мин | |
Методы и приемы работы | Рассказ с элементами беседы | |
Деятельность преподавателя | Учитель задает вопросы: Обсуждение с учащимися следующих вопросов. Где обитают водоросли, какие условия внешней среды являются определяющими для их существования? Как связана возможность дыхания водных животных и наличие водорослей в водоеме? (Водоросли выделяют кислород в воду, а животные используют его для дыхания, выделяя в воду углекислый газ, который используется растениями для выделения синтеза.) Что является ограничивающим фактором для водорослей, обитающих: а) на поверхности почвы; б) в толще почвы? (Развитие водорослей на поверхности почвы лимитируется дефицитом влаги, а в толще — отсутствием солнечного света.) Почему аквариумисты не ставя аквариум у окна? (Опасаются массового развития водорослей.) Почему водоросли относят к низшим растениям? Учитель обсуждает с учащимися варианты ответов и при необходимости корректирует их. Формулирует вопрос: «Мы начнём изучение нового материала с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: мхов. Нам предстоит выяснить: чем мхи отличаются от Водорослей? А что у них общего? | |
Деятельность учащихся | 1.Ученики отвечают на вопросы, руководствуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках 2. Формулирует тему урока: « Мхи ». | |
Формируемые УУД | Регулятивные УУД Формировать умения слушать, воспринимать информацию и корректировать собственные знания и осуществлять взаимоконтроль. | |
Этап 3. Открытие нового знания | ||
Задачи | Формировать умение решения учебных задач | |
Длительность этапа | 7-8 мин | |
Методы и приемы работы | Побуждающий диалог, самостоятельная работа с текстом, работа в группах. | |
Деятельность учащихся | Работа с ЦОР «Мхи» по поиску ответов на проблемный вопрос; фиксируют необходимые знания . | |
Деятельность преподавателя | - Демонстрирует ЦОР «Мхи. Общая характеристика и значение в природе». Задает вопросы: - Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно. (Демонстрируется. слайд с картиной при роды.) А дальше предлагает отправиться в путешествие. Для того чтобы узнать, куда будет это путешествие, предлагаю отгадать загадку: «Ни море, ни земля, корабли не плавают, и ходить нельзя». (Демонстрируется слайд с изображением болота.) На болоте можно найти много интересного. Демонстрирует фрагмент видеофильма « Сфагновые болота» . Закончите предложение: «Сегодня на уроке я хочу узнать...» Дополняет ответы учеников, чтобы прозвучали все планируемые им аспекты темы, а именно: строение мхов; сравнение строения сфагнума и кукушкина льна и составление общей характеристики мхов; практическое применение мхов.
| |
Деятельность учащихся | Слушают, смотрят, составляют представление. Смотрят видеофрагмент, анализируют его. Отвечают на вопросы. Выдвигают свои мнения на вопрос учителя: «Сегодня на уроке я хочу узнать...» | |
Формируемые УУД | Коммуникативные УУД Формируют умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с одноклассниками. Познавательные УУД Преобразовывают информацию и анализируют видеофрагменты, делают выводы. | |
Этап 4. Первичное закрепление | ||
Задачи | Сформировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме. | |
Длительность этапа | 5- 7 мин | |
Методы и приемы работы | Изучение нового материала | |
Деятельность преподавателя | Организуя изучение общей характеристики отдела Моховидные, формулирует задание классу: — Просмотрите фрагмент 1 электронного приложения и скажите, почему мхи относят к высшим растениям. Где их можно найти? Учитель подчеркивает, что Моховидные — обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых. Наука, изучающая мхи, называется бриология. Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода. Почти все они многолетние растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это неудивительно. Ведь мхи — наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5—7 см. Лишь те из них, которые обитают в местах с теплым и влажным климатом, достигают 60 см. В отделе мохообразные выделяют класс печеночники и класс листостебельные мхи.
У мхов нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль. Дает учащимся следующее задание (работа с текстом учебника (с. 73)): найти в тексте особенности строения моховидных. Затем предлагает выполнить лабораторную работу «Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна».
| |
Деятельность учащихся | Слушают учителя. Смотрят фрагмент 1 электронного приложения. Работают с текстом, выписывают особенности строения моховидных. | |
Формируемые УУД | Коммуникативные УУД 1. Высказывают и предположения, задают вопросы. Познавательные УУД Выстраиваивают цепочки доказательств и рассуждений, находят нужную информацию из текста Проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Развивают умение совместной деятельности между сверстниками, умение работать в заданном темпе. | |
Этап 5. Включение нового знания в систему знаний и применение на практике | ||
Задачи | Формировать умение исследовательской деятельности | |
Длительность этапа | 10-15 мин | |
Методы и приемы работы | практические | |
Деятельность учащихся | Выполняют лабораторную работу и начинают заполнять таблицу | |
Деятельность преподавателя | Инструкция Рассмотрите изображение сфагнума на сайте ЕКЦОР: «Строение сфагнума » http://fiIes.school-collection.edu. ru/dlrstore/00000371-1000-4ddd- 5c68-4e0046bb2fd5/148.jpg или в электронном приложении к учебнику (фрагмент 2). Из предложенных мхов выберите сфагнум. Найдите стебель, листья, ризоиды. Какую окраску имеют стебель и листья? Определите размеры мха. Определите на весах массу сухого мха сфагнума. Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2—3 мин. Выньте мох и дайте стечь воде. Взвесьте мох на весах. Поглощает ли мох воду? Каковы особенности внутреннего строения листа. Какое это имеет значение? Растет ли данный мох в нашей местности? Продолжите выполнение лабораторной работы. Инструкция Рассмотрите изображение кукушкина льна на сайте ЕКЦОР: «Строение кукушкина льна». http://files.school-collection.edu. in/dlrs tore/ООО ООЗбе-1000-4ddd- Ь86а-260046bb2 fd5 /14 5. j pg Из предложенных мхов выберите кукушкин лен. Найдите стебель, листья, ризоиды. Какую окраску имеют стебель и листья? Данные исследований занесите в таблицу. | |
Формируемые УУД | Регулятивные УУД Формируют умение самостоятельно оценивать свою работу. Познавательные УУД Формируют Умение выбирать и фиксировать необходимый материал. | |
Этап 6. Подведение итогов | ||
Задачи | Формировать у учащихся умение преобразоывать полученный материал | |
Длительность этапа | 2-3 мин | |
Методы и приемы работы | Беседа, заполнение таблицы | |
Деятельность учащихся | Анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы, решают задачи. | |
Деятельность преподавателя | Организация дальнейшей работы учащихся по заполнению таблицы (приложение 1) 1. Сравните внешнее и внутреннее строение мхов, приспособленность к местам обитания. Укажите черты сходства и различия. 2. Сделайте вывод о том, какие общие признаки характерны для мхов. Предлагает учащимся ответить на вопросы и решить задачи: В чем проявляется взаимопомощь отдельных растений мха сфагнума в зарослях сфагнума? Почему мхи способствуют заболачиванию местности? Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски сфагнума и кукушкина льна? В лесу рядом находятся два пня. Один из них порос мхом, второй нет. Какой из них быстрее разрушится? (Необходимо подвести их к мысли, что во влажных условиях быстрее будут развиваться грибы-разрушители и гнилостные бактерии.) 5) При строительстве деревянных сооружений, например бань, широко используют сфагнум. Кроме того что это утеплитель, какую роль здесь играет мох? Организует обсуждение значения мхов в природе: — Просмотрите материал фрагментов 3 и 4 электронного приложения. Заполните в таблице графы «Значение мха «+» и «Значение мха «-» . Подготовьте устный рассказ о значении мхов | |
Формируемые УУД | Производят поиск и выделяют значимые функциональные связи и отношения между частями целого. Сравнивают, сопоставляют, классифицируют объектов. Делают выводы и заключения. | |
Этап 6. Рефлексия деятельности (итог урока) | ||
Задачи | Формировать у учащихся умение самооценки учебной деятельности. | |
Длительность этапа | 2-3 мин | |
Методы и приемы работы | Самоконтроля, самооценки | |
Деятельность учащихся | Выполняют тестирование. Производят самооценку результатов своей деятельности | |
Деятельность преподавателя | Учитель: Предлагает учащимся выполнить тесты электронного приложения (по вариантам). 2. Предлагает учащимся реализовать самооценку при продолжении следующих предложений: - Мне сегодня удалось узнать… - Я удивлён…. - Мне самостоятельно нужно будет поработать над вопросом… | |
Формируемые УУД | Соотнесение полученного результата с поставленной целью. Оценивание своих учебных достижений. | |
Формируемые УУД | Самооценивают учебные достижения. |
Приложение 1.
Признаки | Сфагнум | Кукушкин лен |
Встречается ли мох в нашей местности? Места произрастания | | |
Внешнее строение: стебель листья ризоиды | | |
Окраска растения | | |
Строение листа | | |
Значение мха «+» | | |
Значение мха «-» | | |