Технологическая карта коррекционно -развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста С ТНР "Мебель"
Технологическая карта
коррекционно – развивающего занятия учителя – логопеда для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Мишкина мебель»
Пояснительная записка
Современное дошкольное образование нацелено на разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации Адаптированной образовательной программы, определяющей содержание и требования к результатам.
Коррекционно – развивающее занятие (далее занятие) с детьми старшей группы компенсирующей направленности организовано в форме игровой образовательной ситуации с применением ИКТ, что позволяет улучшить мотивацию, повышает интерес на занятии, позволяет современными методами формировать фонетическую, фонематическую, лексико-грамматическую сторону речи. Использование игровой образовательной ситуации при проведении коррекционно- развивающего занятия в старшей группе обусловлено возрастными особенностями детей. Во-первых, в этом возрасте велика потребность детей в движение, и именно во время игровых приемов детям приходится постоянно передвигаться с места на место, решать разнообразные игровые задачи.
Составляя конспект занятия, опиралась на задачи Адаптированной образовательной программы. По структуре коррекционно- развивающее занятие было организовано как интегрированное для охвата как можно больших составляющих речи: общие речевые навыки, общая моторика, речь с движением, мелкая, крупная моторика, зрительное и слуховое внимание, лексика, связная речь, грамматика, работа над слоговой структурой слова.
Для реализации содержания занятия были использованы приемы активизации, мотивации, рефлексии, метод решения проблемных ситуаций. Все этапы занятия взаимосвязаны сюжетной линией, логически выстроены, заключены в единую цепочку действий для поддержания интереса детей.
Лексическая тема: «Мебель»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Форма проведения занятия: игровая образовательная ситуация.
Тема: «Мишкина мебель»
Занятие разработано в соответствии с лексической темой «Мебель».
Возрастная группа: старшая группа.
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Цель: обобщение и уточнение знаний о мебели.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация по теме «Мебель». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, ритма, артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Интерактивная доска, предметные картинки с изображениями мебели, резиновый мяч среднего размера, карточки для описания мебели, схема для описания мебели.
Предварительная работа. Составление плана загадки-описания о мебели на занятии по развитию речи. Игра «Еще лучше» на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание стихотворения «Откуда стол пришел?
Методы реализации содержания занятия:
Методы повышения познавательной активности:
сравнение;
повторение.
Методы повышения эмоциональной активности:
игровые и воображаемые ситуации;
сюрпризные моменты;
элементы творчества и новизны.
Словесный (беседа, вопросы к детям, художественное слово);
Наглядный (ИКТ-презентация, схема для описания, муляж магазина);
Практический (участие детей во всех видах образовательной деятельности);
Игровой (Игровая проблемная ситуация «Звонок с просьбой о помощи», динамическая пауза, игра «Назови ласково»).
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Познавательное развитие:
развитие мыслительных операций и речевой деятельности, воображения и творческих способностей;
Социально-коммуникативное развитие:
воспитание активности, инициативности, навыков сотрудничества в игровой и образовательной деятельности;
Речевое развитие:
активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы;
Физическое развитие:
развитие координации речи с движением, развитие крупной моторики.
Во время проведения занятия реализуются следующие принципы:
принцип доступности (занятие составлялось с учетом возрастных особенностей детей);
принцип индивидуализации (учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка);
принцип оздоровительной направленности (сочетание двигательной активности с другими видами деятельности: беседа, составление рассказа);
принцип наглядности (применение ИКТ при беседе, схема для составления рассказа);
принцип сотрудничества и единства требований (отношение ребенка и педагога строятся на доброжелательной и доверительной основе);
принцип сознательности и активности (обучение опирается на сознательное и заинтересованное отношение детей к своим действиям)
Прогнозируемый результат:
умение отвечать на вопросы полно и кратко, навыки ведения диалога;
способен включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
Умение правильно называть предметы мебели
Умение составлять описательный рассказ по схеме.
Организация среды для проведения занятия: групповое помещение
Разделение группового помещения под определённые зоны: магазин, автобус, сказка.
Материал к проведению занятия:
Компьютер, интерактивная доска.
Предварительная работа с детьми:
Игра «Еще лучше» на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание стихотворения «Откуда стол пришел?», рассматривание предметов мебели, игры.
Предварительная работа педагога:
Составление плана загадки-описания о мебели на занятии по развитию речи
отобрать программное содержание;
наметить методы и приемы;
детально продумать ход занятия;
составить план-конспект;
предварительная работа с детьми.
Этапы и содержание занятия | Деятель-ность педагога | Деятель-ность воспитан- ников | Используе-мые методы, приемы, формы | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I этап. Организационный Организационный момент. Игровая мотивация «Звонок по телефону» (Аудиозапись о помощи на телефонный звонок): На поляночку весной Прибыл весь народ лесной: Вышли из лесу медведи, Да как начали реветь кто сломал наши стулья? кто кровати нам помял? Кто посмел прийти к ним в гости? Учитель - логопед: - Ребята про каких медведей идет речь? А кто же к ним в гости приходил? Что у них случилось? Что же делать? (дети предполагают, что кто-то проник к ним и сломал мебель, предлагают пойти помочь им) II этап. Основной этап. Учитель - логопед: - Где же мы возьмем им мебель? (дети предлагают отправится в мебельный магазин) Массаж ног «Мы по мостику шагаем» Учитель – логопед: - Чтобы дойти до автобусной остановки надо пройти по мостику приставным шагом (ходьба по массажным дорожкам): Мы по мостику шагаем, Ножку к ножке приставляем. Учитель- логопед: -Вот и автобус. Занимайте места (дети садятся на стулья имитирующие автобусные сиденья) Упражнение на координацию речи с движением «Автобус» - Мы в автобус дружно сели (качаются вперед и назад) И в окошко посмотрели, Вправо, влево (смотрят вправо, влево) Наш шофер педаль нажал (стучат ногой по полу) И автобус побежал (делают руками моталочку). Учитель – логопед: - Стоп машина, красный свет! Дальше нам дороги нет, Посмотрите -ка в окошко И подумайте немножко: Что за зданье перед вами? Отвечайте дружно сами! ( дети видят муляж магазина) Упражнение «Раздели слова на слоги» Учитель – логопед: -Мы заходим в магазин, В магазине нет корзин, В магазине разные предметы, Сто-лы, шка-фы, та-бу-ре-ты. А какую мебель видите вы? Давайте, будем выбирать мебель для медведей. Назовите предмет мебели, разделив слова на слоги. Игра «Назови ласково» Учитель логопед: - Ребята а вся ли мебель нужна одинакового размера? У медведей взрослых мебель какая? А у Мишутки? Давайте подберем мебель для Мишутки (учитель -логопед встает в середину круга и бросает мяч каждому ребенку, называя предмет мебели, ребенок, бросая мяч обратно называет мебель ласково) Учитель -логопед: Давайте рассмотрим внимательно мебель, которую мы покупаем медведям. Артикуляционная гимнастика - «Качели» - у шкафчика полочки вверху и внизу (дети тянут язык к подбородку и к носу) - «Чашечка» - ах, какой удобный диван (выполняют упражнение «Чашечка») - «Лопатка- иголочка» - посмотрите кресло широкое, а стол узкий (выполняется упражнение «Лопатка-иголочка») - «Грибок» - ах, какая длинная ножка у стола. - Как же мы попадем в сказку? (дети предполагают, что нужно какие -нибудь сказочные слова вспомнить). Учитель - логопед: - Много мебели в магазине, а много ли у вас в квартире? Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками. Учитель -логопед: - Ребята, мы купили мебель, а как же мы попадем к медведям в сказку? (дети предлагают использовать сказочный прием: заклинание) Учитель -логопед: - «Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся. Глаза закроем, скажем: «Ах!» и окажемся в гостях!» Пока дети «колдуют» с закрытыми глазами учитель – логопед включает интерактивную игру «Узнай, назови, опиши мебель» Учитель – логопед: - Ребята на картине, только тень мебели, которую мы купили медведям, нужно подобрать картинку, которая подходит к тени, и описать предмет мебели. Обратите внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и уточняет её назначение: 1. Что это? Цвет - название мебели, цвет; 2. Материал - из какого материала сделана мебель; 3. Части - составные части мебели; 4. Размер мебели - какого размера мебель; медведей. После того как дети называют по контуру предмет мебели, появляется картинка на экране и дети по схеме дают описание предмету мебели. III этап. Заключительная часть Учитель – логопед: - Ребята, вот и помогли мы медведям. Пора возвращаться. Давайте вспомним волшебные слова: - «Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся. Глаза закроем, скажем: «ой!» и отправимся домой!» Учитель – логопед: Где мы сегодня побывали? Что купили медведям? Куда бы хотели еще отправиться? - Я уверяю вас, что впереди нас ждут новые интересные дела. Но пока это секрет! Дети высказывают свои мысли, делятся впечатлениями. Педагог оценивает деятельность детей.
| Переключает внимание детей на предстоящую деятельность. Включает детей в совместную деятельность. Вовлекает детей в образовательную деятельность. Организовы-вает игру малой подвижности Организовы-вает смену деятельности для предупреждения утомляемос-ти. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Показывает выполнение упражнения Педагог читает задание, рассаживает детей, показывает, как выполнить задание, помогает по необходимости. Организовывает смену деятельности для предупреждения утомляемости. Актуализация ранее приобретенных знаний. Вовлекает детей в диалог, организует оценку деятельности во врем занятия. Привлекает детей к подведению итогов, рефлексия. | Слушают. Получают информацию. Включаются в общение, для решения проблемной ситуации. Включаются в общение, для решения проблемной ситуации. игре. Слушают педагога, участвуют в игре Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Дети с интересом делятся ранее полученными знаниями и активно применяют их в игровой ситуации. Применяют полученные знания для выполнения задания. Дети делятся своими накопленными знаниями. Слушают. Включаются в игровую ситуацию. Дети отвечают на поставленные вопросы. Дети отвечают на поставленные вопросы, делятся впечатлениями, выражают свои мысли и чувства. Оценивают свою деятельность. | Организация детей. Словесный метод. Создание проблемной ситуации. Игровой метод Словесный метод. Игровой метод. Практический метод. Игровой метод. Словесный метод: беседа, рассуждение, поощрение. Словесный метод. Практический метод. Игровой метод. Воображаемая ситуация. Игровой метод. Наглядно-словесный метод. Словесный метод: беседа, рассуждение, поощрение. Рефлексия. | Эмоциональный настрой на мероприятие. Формальная готовность к деятельности, привлечение произвольного внимания через создание проблемной ситуации. Готовность к выполнению задания. Проявляют внимание, сосредоточенность. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Проявляют внимание, сосредоточенность, воображение. Дети умеют считать по порядку и выбирают нужную цифру. Проявляют интерес, рассуждают. Развитие навыков самостоятельного освоения и применения информации. |
Список используемой литературы:
1.Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш., «Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии». Методическое пособие-Москва: творческий центр Сфера, 2009.-128с.