Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Большое космическое путешествие»

7
1
Материал опубликован 16 April 2021

Тематическое занятие педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Большое космическое путешествие».

Цели и задачи:

1. Закрепить знания детей о космосе.

2. Закрепить знания о чувствах радости, грусти, удивления, гнева, испуга, спокойствия.

3. Развивать невербальное и вербальное общение.

4. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

5. Развивать мелкую и общую моторику рук.

6. Совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

8. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.

9. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Материалы: презентация с фотографиями Ю. А. Гагарина, звездное небо, полет ракеты, аудиозаписи с «космической музыкой», пиктограммы эмоций, песочница, геометрические фигуры к игре «Танграм», разрезная картинка ракеты, карточки –схемы

Раздаточный материал по количеству детейкартинки с изображением Солнца, планет(Сатурна, Нептуна, Марса), логические блоки Дьеныша, магнитные доски(из набора «Ориентир») и мозаика .

Аудиозапись с космической музыкой, карандаши по количеству детей.

Ход занятия.

I этап. Организационный

Приветствие . «Передай улыбку»

Психолог предлагает встать детям в круг:

А сейчас давайте передадим друг другу искорку добра и хорошего настроения. Искра будет в виде улыбки, которая будет передаваться по кругу, начиная с меня, пока не вернется обратно ко мне. Искорка вернулась ко мне, пройдя всех!

- Что вы чувствовали, когда получали искорку добра и хорошего настроения?

(ответы детей)

II этап. Мотивационный

Психолог: Ребята, вы, конечно же, знаете, что каждый год 12 апреля  наша страна отмечет День космонавтики.

- Именно в этот день был совершен первый полет человека в космос.

-  А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе? (Ответы детей)

 - Правильно, дети. Ю. Гагарин – это первый человек, полетевший в космос. Он первый увидел нашу прекрасную планету в космическом пространстве.

ПсихологА, вообще, что такое космос? (Ответы детей)

-  Вы правы, Космос – это пространство, в котором находятся планеты, созвездия звезд, метеориты, кометы.

 - Хотели бы вы, дети, совершить космическое путешествие к неизвестным  планетам? (Ответ детей)

ПсихологНа чем же можно туда отравиться? (Ответы детей)

-  Молодцы, правильно, конечно, на ракете.

- Давайте соберем ракету, на которой отправимся в космическое путешествие.

Упражнение «Собери ракету»

-В песочнице спрятаны части ракеты, каждый найдет по одной части и вместе дружно соберем ракету.

Дети собирают ракету из найденных частей.

- Отличная ракета! Молодцы ребята, вы настоящие конструкторы!

Психолог: ракета у нас готова. Теперь нужны космонавты.

- Ребята, а какими качествами должны обладать  космонавты?

Дети: Умными, смелыми, сильными, дружными, внимательными,

трудолюбивыми, добрыми, быстрыми, аккуратными, веселыми, спокойными, выносливыми, целеустремленными, здоровыми

А вы такие? Для полета нам надо набрать дружную команду.

-  Проверим дружные ли вы ребята?

Проводится игра «Космическая команда».

Психолог: Сейчас крепко возьмитесь за руки и образуйте круг. Запомните, кто ваши соседи.

Потом под музыку («Свет звезд») гуляйте по залу, но когда прозвучит команда «В ракету», вы должны вновь собрать круг, не перепутав своих соседей.

- Молодцы, вы действительно дружная команда. Но прежде, чем отправиться в полет, нам нужно одеть специальную космическую одежду.

Психолог: Ребята, что защищает космонавта в безвоздушном космическом пространстве? (Скафандр)

- Давайте наденем скафандры, подключим все датчики к нашему телу.

(Дети постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.)

- Хорошо!

- Помогите своему соседу застегнуть скафандр сзади и подключить датчики.

(Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, стоящего впереди.)

- Хорошо!

- А теперь помогите соседу с другой стороны.

(Дети поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение.)

- Хорошо!

- Повернитесь лицом в круг, посмотрите друг на друга. Вы очень красивы в блестящих скафандрах! Но давайте проверим, прочно ли застегнуты скафандры. Потрясите головой, руками, ногами, попрыгайте, попляшите, постучите пятками по полу.

(Дети выполняют упражнение.)

- Хорошо!

(3-4 мин.)

- У всех скафандры пристегнуты прочно. Можно отправляться в полет.

 ( Дети произносят слова стихотворения и имитируют одевание скафандра).

Мы скафандр надеваем

Чтобы в космос полететь

Много нового узнаем

Нужно только захотеть!

Сейчас мы сможем отправиться в космическое путешествие, в котором вас ждет много испытаний. Для этого нам надо сесть в ракету и закрыть глаза. Считаем 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 «Пуск!» (включается музыка)

III этап. Практический

Психолог: Сейчас мы летим с огромной скоростью. У вас очень тяжёлые руки, ноги ,голова. Напрягитесь , почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы и вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости. Давайте встанем и испытаем это состояние.

- В невесомости плывём

Мы под самым потолком

Дети расходятся и выполняют медленные движения руками, телом, головой, имитируя невесомость

-Предлагаю вернуться и продолжить полет.

1. Упражнение « Расположи объекты »

-Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор ( лист бумаги). На столе у каждого есть картинки с изображением космических объектов . Сейчас мы выложим вид космического неба на «мониторах».

- в верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась голубая планета-Нептун, а в левом нижнем углу красная планета -Марс, в правом верхнем углу –планета Сатурн.

-Кто хочет вывести картину на большой экран? (один ребенок выполняет задание у доски)

- Проверьте, у всех ли такой вид на мониторе?

- Я слышу сигналы SOS( сигнал бедствия)

Показ «пришельца» на экране

2.Упражнение «Найди нужный резервуар».Работа по схемам с блоками Дьеныша ( для подготовительной группы)

-Это житель планеты «Роботов». Он подает сигнал бедствия. Космический пират наслал на их планету дождь и роботы заржавели, их нужно смазать специальным маслом, которое находится в трех емкостях. Надо помочь отыскать эти емкости, для этого надо использовать схемы-подсказки. Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужные блоки.

Жители планеты благодарят вас за помощь и хотят с вами поиграть.

3.Игра «Земля-Космос»

1вариант. Звучит аудиозапись «космической» музыки. Дети активно двигаются. Аудиозапись прерывается. Дети прекращают движения и остаются на местах. Ведущий. дотрагивается поочерёдно до каждого ребенка. Если при этом он произносит слово «земля», ребёнок называет объект или явление, связанное с этой планетой (Например: река, море, тропинка, тундра, лес, город, трава, деревья, люди). Если едущий произносит слово «космос», то ребёнок должен назвать одно или несколько слов, связанных с космосом и относящихся к теме «Космос». (Например: планета, звезда, ракета, космонавт, астроном, солнце, астероид, метеорит, спутник, орбитальная станция, созвездие, невесомость, скафандр, луноход, инопланетянин, ракетодром)

2 вариант. Дети встают в круг, водящий занимает место в центре круга. Водящий будет произносить команды «Земля!» и «Космос По команде «Земля!» все должны присесть, а по команде «Космос начинают бегать по кругу в направлении, которое укажет водящий.

Водящий может произносить одно и то же слово несколько раз, рассказывать стишок и внезапно вставлять туда какую-то команду, тем самым пытаясь запутать игроков. Игрок, который ошибся при выполнении команды, должен покинуть круг.

Игра длится до тех пор, пока останется один участник, правильно выполнивший все команды. Он и будет считаться победителем.

-Молодцы, продолжим наше путешествие!

4. Задание «Танграм» (для старшей группы)

- Впереди « Планета заколдованных животных» На этой планете до нас побывала злая волшебница. Она заколдовала обитателей этой планеты, превратив в геометрические фигуры. Сейчас они лежат под толщей песка, их нужно найти и назвать . С помощью данных фигур можно сложить разных животных, обитателей этой планеты( дети по рисунку –образцу собирают животных на песке)

-Молодцы! Мы помогли расколдовать животных этой планеты.

Психолог.

Пальчиковая гимнастика.

Космонавтом хочешь стать?

Сильным быть и ловким?

Надо пару подобрать

И лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки –

Значит можно начинать. (Выполнять движения по тексту.)

Раз, два, три, четыре, пять (По одному загибают пальчики на обеих руках.)

В космос полетел отряд(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх).

Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»).

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук)

Большую желтую луну.

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)

Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)

А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Психолог. Продолжаем наше путешествие.

К нам в иллюминатор стучит птица Говорун. Эта птица может летать меж звезд. Но её ранил космический пират, роботы с планеты «Железяка» вылечили смелую птицу. Но вот беда, Говорун сбился с пути, надо помочь ему. Мы должны сложить карту звездного неба.

5.Задание «Собери созвездие». По схемам дети собирают различные созвездия с помощью магнитной мозаики на магнитных досках. Говорун благодарит за помощь.

Психолог хвалит детей за выполненное задание.

Ну вот, теперь мы все снова оказались на нашем космическом корабле.

Хотите узнать какие чувства могут испытывать космонавты в космосе?

6.Задание «Назови эмоцию».

Будем по очереди брать карточки, и каждый расскажет про то чувство, которое ему попадется и объяснит, почему космонавты могут его испытывать.

Психолог хвалит детей за выполненное задание.

Физкультминутка «Полет в космос»

С космодрома на ракете

Полетим к другой планете.

В эллюминатор заглянем

И увидим звезды в нем.

Справа звезды, слева звезды

К цели долететь не просто.

Солнце светит прямо в глазки,

Красота кругом, как в сказке.

Приземляться нам пора.

Долетели мы! Ура!

(Выполнять движения соответственно тексту)

Психолог хвалит детей за выполненное задание.

Психолог. Пришла пора возвращаться на Землю.

IV этап. Рефлексивный.

1. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Психолог. Ребята, давайте вспомним, через какие испытания нам пришлось с вами пройти, когда путешествовали на космической ракете.

2. Упражнение «Доброе тепло»

Психолог. Давайте встанем в круг и нежно возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня вправо пойдет «тепло», то есть я с закрытыми глазами легонько пожму своему соседу руку, он – следующему. И так по кругу. Всем спасибо. И будьте добры всегда друг к другу.

Всем друзьям на прощание скажем: «До свидания!»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень хорошее занятие! Побольше бы профессиональных педагогов -психологов , желательно в каждое ДОУ.

6 May 2021

Похожие публикации