Технологическая карта лабораторного урока: «Измерение работы и мощности электрического тока» (Физика, 8 класс)
Технологическая карта урока в системе проектно-дифференцированного обучения.
Предмет | Физика | ||||||||||||||
Тема урока | Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» 8 класс. | ||||||||||||||
Тип урока | урок закрепления и практического применения знаний (урок – практикум). | ||||||||||||||
Дидактическая цель | научиться измерять работу и мощность электрического тока в лампочке. | ||||||||||||||
Планируемые образовательные ресурсы | |||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||
- закрепление знаний у учащихся понятий «работа мощность электрического тока»; - проверка знаний формул для расчета работы и мощности электрического тока и единиц их измерения; - закрепление практических умений по сборке электрических цепей, пользования амперметром и вольтметром для измерения параметров электрической цепи; | - приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; - воспитывать чувство сопереживания за товарищей; - формировать познавательный интерес к физике. - формирование устной речи; - владение тестовой формой ответа; | - приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; - воспитывать чувство сопереживания за товарищей; - формировать познавательный интерес к физике. - владение способами самоконтроля и самооценки; - умение работать коллективно и в парах. | |||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Работа и мощность электрического тока | ||||||||||||||
ФОУ/ПД (форма организации учебной/проектной деятельности) | Выполнение лабораторной работы по описанию. | ||||||||||||||
Средства обучения | Лабораторное оборудование: соединительные провода, источники тока, амперметры, вольтметры, ключи, лампочки на подставке, раздаточный материал: задачи. | ||||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||||
№ | Этап урока | Деятельность | Формирование и развитие УУД | ||||||||||||
Учителя | Учащихся | ||||||||||||||
1. | Организационный момент | - Здравствуйте, садитесь. Проверьте, все ли у вас готово для урока: учебник, тетрадь для лабораторных работ, ручки, карандаши.
| Готовятся к работе. | | |||||||||||
2 | Актуализация знаний. Проблематизация учебной/проектной ситуации: описание уч-ся своих жизненных знаний и умений по теме проекта. Выявление границ «знания»-«незнания» учащихся в предметной и метапредметной области проекта. | Приступим к работе. Фронтальный опрос (презентация) Что такое работа электрического тока? Как ее можно рассчитать? Каким прибором измеряют работу, которую совершает ток, проходя по проводам наших квартир?» счётчик Назовите единицы работы» и также после ответа учащихся, высвечивается ответ на слайде. 1Дж или на практике 1 кВт∙ч Что такое мощность тока? Мощность- это физическая величина, показывающая быстроту выполнения работы. Как вычислить мощность тока?» «Назовите единицу мощности?» P=IU 1Вт Какие приборы необходимы для определения мощности тока? Что они измеряют? Амперметр, вольтметр или ваттметр Физический диктант по вариантам (презентация)
Ребята поменяйтесь своими работами с соседом и возьмите карандаши. Проверьте работу своих ребят в соответствии с ответами. Оцените работу соседа. Если нет ошибок- «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», три ошибки – «2». Надеюсь все справились с работой и мы можем продолжить дальше. У вас на столах находится лампочка. А много ли она потребляет электрической энергии за десять минут? | Отвечают на вопросы. Выполняют физ.диктант. Меняются работами и их проверяют. Оценивают работы. Отвечают: «Можно рассчитать» | Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной и письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о работе и мощности электрического тока, предлагают способы решения проблемы, используют знаково-символьную информацию.. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя. Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию товарищей, содержащую оценочный характер ответа. учатся высказывать свои версии, принимают учебную задачу, формулируют тему и цель своей деятельности на уроке. Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. | |||||||||||
2. | Целеполагание в учебной/проектной деятельности: понимание и принятие уч-ся цели, сформулированной учителем или уч-ся. | Что для этого надо знать?
Как измерить работу эл. тока? Чем измеряют силу тока и напряжение? Как подсоединяют амперметр и вольтметр? | Отвечают: мощность или работу электрического тока. Отвечают: надо измерить силу тока и напряжение. Отвечают: амперметром и вольтметром. Отвечают: последовательно и параллельно. | Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной и письменной речи; систематизация и организация информации о работе и мощности электрического тока, предлагают способы решения проблемы, используют знаково-символьную информацию.. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя. Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, учатся высказывать свои версии, принимают учебную задачу, формулируют тему и цель своей деятельности на уроке. Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. | |||||||||||
3. | Планирование учебной/проектной деятельности: определение с помощью учителя последовательности шагов или разработка уч-ся плана деятельности по созданию конкретного проектного продукта | Итак, чтобы измерить мощность или работу электрического тока мы должны собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, лампочки, ключа, соединительных проводов и амперметра, и затем вольтметром измерить напряжение на лампочке. Все ли приборы находятся у вас на рабочем месте? Кто догадался, чем мы сейчас будем заниматься? Как бы вы ее назвали? Верно, итак вы будете выполнять лабораторную работу «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Какова будет цель этой работы? Попробуйте сформулировать её сами. | Отвечают: все. Отвечают: выполнять лабораторную работу. Отвечают: измерение мощности и работы электрического тока. Думают. Отвечают: измерить мощность и работу тока. | Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной и письменной речи; систематизация и организация информации о работе и мощности электрического тока, предлагают способы решения проблемы, используют знаково-символьную информацию.. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя. Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, учатся высказывать свои версии, принимают учебную задачу, формулируют тему и цель своей деятельности на уроке. Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. | |||||||||||
4. | Создание образа изучаемого образовательного/проектного продукта: сбор, обработка, анализ информации, описание ПП, представление модели | Оформляем работу в листах по описанию. Инструктаж по ТБ с записью в журнале инструктажа учащихся. | Делают записи в тетрадях | Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме, слушают и понимают речь других. Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работе в группе, ориентируются на разнообразие способов решения проблемы. Регулятивные УУД: учатся высказывать свои версии, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию товарища, работают по предложенному плану. | |||||||||||
5. | Реализация конкретно-практической задачи/проекта: понимание и принятие уч-ся предметных способов действий для создания ПП; создание проектных продуктов, его презентация | Вам предстоит выполнить лабораторную работу и решить дополнительное задание - задачу, которая лежит на столах (приложение 2) Домашнее задание. Повторить § 50-52. Задания выбрать одно по желанию: 1. Подготовить доклад о Д. Джоуле. 2. По паспорту одного из прибора, находящегося у вас дома, рассчитать количество электроэнергии потраченной этим прибором за неделю. 3. По счетчику электрической энергии рассчитать сколько ваша семья затрачивает электроэнергии за три дня. Тариф 2.36 руб/кВт•час. | Выполняют лабораторную работу по описанию, решают задачи. Записывают домашнее задание. | Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме, слушают и понимают речь других. Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работе в группе, ориентируются на разнообразие способов решения проблемы. Регулятивные УУД: учатся высказывать свои версии, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию товарища, работают по предложенному плану. | |||||||||||
6. | Рефлексия учебной деятельности: -оценка качества проектного продукта; -рефлексия собственных действий в проекте его создателей; -проведение зачетных контрольно-оценочных мероприятий. | А теперь, закончите предложение: - чтобы найти работу тока надо….. - чтобы найти мощность электрического тока надо…. - сегодня я узнал…. - мне было интересно…. - теперь я могу…. - я научился…. - урок дал мне для жизни…. Итак, сегодня на уроке вы научились измерять и рассчитывать работу и мощность тока, а также определять стоимость потраченной энергии. Эти знания обязательно пригодятся вам в жизни. Электроэнергию надо экономить. Тетради сдаем учителю. Спасибо за работу. | Отвечают. | Коммуникативные УУД: строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме. Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Личностные УУД: формируют ценностные отношения друг к другу, к учению, к результатам обучения |
| ИТБ | |
Приложение 1.
Класс: 8 « »
Ф., И. _________________________
Лабораторная работа №8
Измерение работы и мощности электрического тока
Цель: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.
Оборудование: источник тока, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер (часы).
Подготовительные вопросы:
Как вычислить работу электрического тока? ___________________
Единицы работы в СИ_________________
Что называют мощностью?____________________________________________
___________________________________________________________________
Как обозначают электрическую мощность?_______________________________
Как вычислить мощность?____________________________________________
Единицы мощности в СИ?_______________________________
Существует ли прибор для измерения мощности?___________________________
Ход работы
Соберите цепь из источника тока, лампы, ключа, амперметра, соединив всё последовательно.
Измерьте вольтметром напряжение на лампе.
Начертите схему собранной цепи и запишите показания приборов
|
U= ________________ I=____________________
Вычислите мощность тока в лампе P=_____________________________________
Замерьте время включения и выключения лампы. По времени её горения и мощности определите работу тока в лампе А= ____________________________
Проверьте, совпадают ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину этого
Вывод
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Задача. 1. Рассчитайте, какое количество электрической энергии потребляет холодильник мощностью 0,16 кВт за 24 часа работы. Какова стоимость этой электроэнергии, если ее тариф 2,36 руб/кВт•час?
Задача. 2. Рассчитайте стоимость израсходованной энергии при тарифе 2,36 руб/кВт•час при горении электрической лампы мощностью 100 Вт, если лампа горит по 8 ч в сутки в течении месяца (30 дней).