12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорова Татьяна110
Учитель истории и директор сельской школы в старинном казачьем хуторе с интересной и колоритной историей. Занимаюсь краеведением, веду исследовательскую деятельность, руковожу школьным историко-краеведческим музеем. Использую в работе музейную педагогику.
Россия, Ростовская обл., хутор Казанская Лопатина
Материал размещён в группе «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»
7

Технологическая карта музейного урока "Бытовые традиции донских казаков", проведенного по технологии творческих мастерских

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет:

Краеведение. История донского казачества

Класс

7

Тема урока:

Бытовые традиции донских казаков.

Цель урока:

Создать условия для развития познавательных, творческих способностей и практических умений обучающихся.

Тип урока:

Урок-творческая мастерская. (Музейный урок).

Средства достижения цели:

Использование на уроке технологии обучения в творческих мастерских.

Планируемые результаты-задачи:

Предметные

Метапредметные

Личностные

В ходе урока обучающиеся научатся:

- называть виды весенних работ на казачьем подворье;

- называть растения нашей местности, которые используются в хозяйстве;

- изготавливать кисть размывочную из осоки и шпагата;

- раскрывать значение практических умений и смекалки в повседневной хозяйственной жизни человека.


- анализировать визуальные, словесные, текстовые и графические источники информации;

- понимать и интерпретировать информацию, содержащуюся в представленных на уроке визуальных, словесных, текстовых и графических источниках информации;

- связывать старинные умения казаков с современной жизнью.

- выражать свое отношение к бытовым традициям донских казаков;

- высказывать свою точку зрения на актуальность, целесообразность сохранения и применения на практике сегодняшнего дня умений донских казаков.

Проблема урока:


Учащиеся не владеют практическими приемами изготовления предметов быта донских казаков.

Основная идея урока:

Бытовые традиции донских казаков актуальны и сегодня.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Кисть размывочная, осока, шпагат,

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Телевизор, ноутбук, мышь, проектор, экран.

Образовательные интернет-ресурсы

http://schoolhistoru.ucoz.ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 ЭТАП. ИНДУКЦИЯ ( 7 мин.)

Цель этапа: создание эмоционального настроя, мотивация, пробуждение познавательной активности и интереса.

Деятельность учителя

Беседа

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости нашего урока! Сегодня наш урок не совсем обычный. Мы начнем его в нашем школьном историко-краеведческом музее «Отечества родимый уголок» у экспозиции «Казачий быт», а продолжим интересным практическим занятием в классе. Нетрудно догадаться, что если мы начинаем урок у этой экспозиции, то речь на уроке пойдет …

- Совершенно верно. Сегодня мы продолжим вникать в особенности обустройства быта наших близких и далеких предков – донских казаков.

2. Виртуальная экскурсия.

- Чтобы более полно и качественно изучить вопрос бытовых традиций казаков, мы все вместе сейчас отправимся в станицу Казанскую в историко-краеведческий музей, где Светлана Георгиевна Абакумова любезно поделится с нами информацией по этому вопросу. Задание такое: внимательно слушать Светлану Георгиевну, потому что после ее рассказа нам предстоит анализ полученной информации.

(Просмотр ролика)

Экскурсия в школьный музей.

- Но ведь в казачьем хозяйстве были не только курени, но и подсобные помещения, в которых держали скот и птицу. В нашем школьном музее в экспозиции «Казачий быт» представлен макет-модель «Курник». Его представит нам Паршин Ярослав.

Деятельность обучающихся

Беседа

Участвуют в беседе.






о быте донских казаков.







Виртуальная экскурсия.

Смотрят видеоролик и слушают рассказ экскурсовода.









Выступление Паршина Ярослава. Представление макета-модели «Курник».

2 ЭТАП. САМОКОНСТРУКЦИЯ (2-3 мин.)

Цель этапа: создание индивидуальных образов казачьего хозяйства, уклада жизни.

Деятельность учителя

Построение образов (символическое задание)

- Ребята, вы ознакомились с материалом наших докладчиков. Скажите, пожалуйста, о чем вы думали во время экскурсии, что или кто вам вспомнился, какие образы возникали перед вами во время рассказов наших экскурсоводов?

Деятельность обучающихся

Участие в обсуждении

Возможные ответы детей: вспомнили бабушку, ее дом, уют и вспомнили как бабушка или мама белила сарай, как убирали во дворе и т.п.


3 ЭТАП. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (20 минут)

Цель этапа: построение собирательного группового образа казачьего хозяйства, его элементов и деталей. Практическая работа с целью подготовки подворья к весне.

Деятельность учителя

Беседа

- О каких традициях донских казаков шла речь в рассказах наших экскурсоводов?


- Как вы понимаете эту поговорку.






- Я предлагаю вам сыграть в деловую игру «Казак на все руки мастак». Наша задача: привести в порядок после зимы наш курень и хозяйственные постройки. Что для этого потребуется?

- Что из этого мы можем сделать своими руками?

- Как вы думаете это сложно?

- Я могу научить вас этому сегодня. Это умение может пригодиться в вашей жизни, в жизни ваших семей?

- Вы хотели бы получить эти знания?

- Что ж, в таком случае, мои мастера, приглашаю вас в казачью мастерскую.


Работа в учебной мастерской.

2.1. Установочный инструктаж.

- Обратите внимание на свои рабочие места. Прошу вас надеть фартуки для работы.

- Перед вами оборудование и инструменты для работы.

3. Инструктаж при работе с колющими и режущими инструментами.

4. Работа с пучками осоки.

- Обратите внимание на пучки травы на ваших рабочих местах. Охарактеризуйте эту траву.




5. Знакомство с презентацией «Растения-помощники».

6. Предположите свой способ изготовления щетки из этой травы.


7. Представление Технологической карты изготовления Кисти размывочной.


8. Практическая работа по изготовлению кисти размывочной.

Деятельность обучающихся


У казаков в курене и на подворье всегда был порядок.

Казак был на все руки мастак.

- Это значит, что казакам многое в хозяйстве приходилось делать своими руками.

- Казаки были смекалистые и умели использовать природные ресурсы своей местности.





- Глина, вода, солома, мел, щетки.


- Щетки.

- ??????????



- Да.

Ответы детей.




2. Работа в учебной мастерской.

2.1. Участвуют в инструктаже.




3.Формулируют правила обращения с колющими и режущими инструментами.

4. Рассматривают пучки осоки и проводит характеристику. Трава имеет прочную структуру, длинная, волокнистая. Материал должен быть прочным, устойчивым к истиранию, длинным и податливым для обработки.

5.Знакомятся с презентацией.


6.Выдвигают гипотезы по изготовлению щетки.


7. Знакомство с технологической картой.


8. Групповая работа. Взаимопомощь.

4 ЭТАП. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ( 5 минут)

Цель этапа: презентация «продуктов» творчества, знакомство с результатами работы товарищей, комментарии и обсуждение работы.

Презентация продуктов деятельности.




- Вы довольны результатами работы?

Представляют и характеризуют свои изделия, анализируют трудности, удачи и неудачи.


- Ответы детей.

5 этап. САМОКОРРЕКЦИЯ (5 минут)

Цель этапа: доработка и уточнение результатов своей работы.

Что вам хотелось бы изменить в своей работе? Что вы учтете в следующий раз?

Как вы думаете, можно ли применять для изготовления щетки другие материалы?


3. Как еще можно использовать щетку, кроме побелки?

1.Делают выводы о результатах работы.

2. Главное, чтобы они удовлетворяли требованиям к щетке: были устойчивы к истиранию, обладали достаточной длиной.

3. Щеткой можно смахивать мусор, красить.

6 ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)

Цель этапа: отражение чувств, ощущений, возникших у участников творческой мастерской.

Формулировка главного вывода.





Чтож, подходит к концу наша деловая игра и наш урок. Скажите несколько слов об ощущениях, которые вы сейчас испытываете.

Был ли урок полезным? Почему?


Предлагаю вам подвести итог нашего занятия.

Прием «Рефлексивные знания»

(Этот прием предполагает, что обучающиеся ответят на четыре вопроса:

- «Знаю, что» (информация о содержании своего знания или незнания);

- «Знаю, как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);

- «Знаю, зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);

- «Знаю, Я» (самоопределение относительно данного знания и соответствующей информации).

5. Спасибо за урок! Всего доброго!

- Бытовые традиции донских казаков не потеряли актуальности и поныне. Их нужно исследовать, применять в жизни, сохранять, потому что это наша культура и наша история.

Ответы детей.




Ответы детей. (Теперь мы готовы встретить весну).



Участвуют в рефлексии, высказывают свое мнение.



Опубликовано в группе «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.