Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Порядок следования чисел от 11 до 20. Сравнение и упорядочение чисел»
Цели: - продолжить знакомство с числами второго десятка, с образованием чисел второго десятка; познакомить с особенностями чтения и записи чисел второго десятка, научить сравнивать числа второго десятка
Задачи: -
-закрепить порядок следования чисел от 11 до 20;
-повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задачи;
-воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения, воспитывать любовь к чтению.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- сравнивать числа в пределах 20;
- решать и записывать решение задачи;
- выполнять арифметические действия с числами;
- проговаривать последовательность чисел от 10 до 20.
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Формируемые УУД:
Предметные УУД:
- образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц;
- сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте;
- читать и записывать числа второго десятка, объясняя что обозначает каждая цифра в их записи;
- решать задачу.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- уметь различать способ и результат действия;
- принимать и сохранять учебную задачу урока;
- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и рассуждать вступать в коллективном обсуждении;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в учебнике;
- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия;
- группировать предметы и субъекты на основе существенных признаков;
Личностные УУД:
- выполнять правила подготовки к уроку;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Форма проведения: урок - путешествие.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
УМК «Школа России».
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с числами первого десятка; карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Название чисел второго десятка.
Порядок следования при счёте второго десятка
Образование чисел второго десятка.
Сравнение чисел в пределах 20.
Чтение и запись чисел второго десятка.
Ресурсы: для учителя: основные - рабочая программа; дополнительные - электронное приложение к учебнику М.И. Моро;
для учащихся - учебник «Математика» для 1 класса начальной школы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. часть 2, стр. 48-49
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности. (1 мин) Цель: подготовить учащихся к работе на уроке | Приветствие. Чтение стихотворения. -Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь. - Ну, ребята, был звонок. Начинается урок. Глазки шире открываем, Слушаем, запоминаем Ни минутки не теряем. -Мы друг друга понимаем? (Да) -Хорошо всегда считаем? (Да) -Мы хороший дружный класс? (Да) -Всё получится у нас? (Да) -Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику? Без счёта не будет на улице света Без счёта не может подняться ракета Без счёта письмо не найдёт адресата. И в прятки сыграть не сумеют ребята. Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя, садятся на свои места
| Личностные: создание эмоционального настроя, формирование интереса (мотивации) к учению. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
|
II. Актуализация знаний (8 мин) Цель: актуализация субъективного опыта учащихся | А) Разминка Ребята перед вами лежит веер. Используя его покажите ответ на вопрос
1.Сколько ног у осьминога? 2.Какая получится цифра, если перевернуть 6 3.Сколько месяцев в году? 4.Сколько сторон у квадрата? 5.Сколько дней в неделе? 6. Покажи сумму чисел 5 и 2. 7.Покажи самое малое двузначное число. .Закончи пословицу: «Семь раз отмерь, ……раз отрежь» Б) Устный счёт -Посчитай от 10до 20 через один (10,12,14,16,18,20), какие это числа? (чётные) -Посчитай от 10 до 20 через 1 (11,13,15,17,19), а это какие числа? (нечётные) -Покажите соседей числа 13, 15, 17,1 9 Чем отличается число 9 от 19? «Веселые задачки»( работа с раздаточным материалом) 1.Пять ворон на крышу сели, Две ещё к ним прилетели Посчитай ка быстро, смело: Сколько всех их прилетело? (7) 2.Что хромаешь ты , жучок? Ранил ножку о сучок Прежде на своих шести Очень быстро мог ползти. (5) 3 На коньках катались дети, Всех их вместе было 10. 7 мальчишек среди них, А девчонок? Сколько их? (3) 4.Три ромашки – желтоглазки, Два весёлых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? - Молодцы!!! Вы хорошо поработали. |
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики составляют на парте решения задач. | Личностные: формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные: прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; Познавательные: обработка информации, установление аналогий; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль; строить сообщения в устной форме Коммуникативные: доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса; -оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
|
III. Минутка чистописания (2 мин.) Цель: формирование навыка правильногонаписания цифры 12 | Пальчиковая гимнастика с карандашом- «Султанчиком» (взяли карандаши). Карандаш в руках держу, Между пальчиков кручу. Непременно, каждый пальчик Быть послушным научу.
- Сели все ровно и красиво, перед вами рабочийлист . - Запишите число. - Какие цифры используем для записи этого числа? - Пропишите эту цифру целую строчку, не забываем отступать одну клеточку. | Выполняют пальчиковую гимнастику.
Ответы детей.
Прописывают цифру 12 в тетради. | Регулятивные: волевая саморегуляция, Познавательные: знание техники и выполнение упражнений с предметом; Личностные: вырабатывают каллиграфический почерк
|
IV. Постановка темы урока
Цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.) Цель: стимулирование познавательного интереса, принятие целей урока. | Ребята тема нашего урока: теме «Порядок следования чисел от 11 до 20. Сравнение и упорядочение чисел»
На уроке мы сможем сравнивать числа в пределах 20, повторим соседей чисел второго десятка. И в этом нам сегодня помогут герои выдающегося русского писателя. А какого вы должны отгадать сами. На парте у вас лежит карточка №1. Откройте и посмотрите задание. Вы должны переставить числа по порядку. Под каждой цифрой есть буква. Соберите слово. Если вы выполнили,задание поднимите руку. - Молодцы. Корней Чуковский – это русский писатель, о котором знают во многих уголках мира. - ребята, вы обратили внимание с какими числами вы работали? Однозначными или двузначными? Как вы определили? -Правильно.В этих числах есть и десяток и единицы. |
Работа в парах. Ребята переставляя Числа составляют слово.
| Предметные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; сравнивать числа в пределах 20. Личностные:самоопределение, нравственно-этическая ориентация, формирование интереса к учебной деятельности и способам решения новой задачи. Регулятивные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность; принимать и сохранять учебную задачу урока. Познавательные: строить сообщения в устной форме |
V. Практическая работа . Цель: обеспечение осмысленного усвоения знаний
VII. Первичное закрепление нового материала (5 мин) Цель: установления правильности и осознанности понимания нового материала; выявления пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение их коррекции.
| Первый герой. Угадайте из какой сказки этот герой «Я- Великий Умывальник, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Если топну я ногою, Позову моих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадут- Прямо в Мойку, Прямо в Мойку С головою окунут!» -Назовите соседей каждого числа Назовите соседей числа 12, 19, Соседи числа четырнадцать … тринадцать и пятнадцать. Соседи числа шестнадцать … пятнадцать и семнадцать. Соседи числа восемнадцать … семнадцать и девятнадцать - Давайте запишем числа от 11 до 20 по порядку. 2.Второй герой О,если я утону, Если пойду я ко дну, Что станется с ними , с больными, С моими зверями лесными? О,если я не дойду, Если в пути пропаду, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными? Поможем разобраться как сравнить числа второгодесятка.Как узнать что больше 12 или 14. Вот на доске две коробочки . В первой Айболит принес градусники. 12 термометров.  а во второй 16таблеток . - Ребята, сколько десятков в числе 12? А сколько единиц? - Ребята, сколько десятков в числе 16? А сколько единиц? Отложим из 1 и 2 коробки по десятку. Сколько осталось в каждой из них? (2и 6) Сравните 2 больше или меньше 6? _ А 12 больше или меньше 16 Как мы узнали? Правило Чтобы сравнить два двузначных числа с одинаковым количеством десятков, надо сравнить количество единиц данных чисел. - Ребята, вот на доске числа. Давайте сравним их. 11 и 13 15 и 16 18 и 19 17 и 11 14 и 10 Самостоятельная работа. А теперь поработаем в рабочем листе, второе задание - сравним числа второго десятка
|
Ребята угадывают ( Сказка « Мойдодыр»)
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают двузначные числа.
Ребята угадывают героя.
Ответы детей
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики повторяют с учителем правило.
Дети выходят к доске и подставляют знаки больше и меньше.
Дети выполнят задания на листочке. Проверка цепочкой. | Познавательные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; сравнивать числа в пределах 20; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Личностные:самоопределение, формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
VI. Физминутка (2 мин.) | РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
| Дети повторяют под музыку движения за учителем | Познавательные: формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием и показателями основных физических качеств; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; осуществлять самоконтроль при выполнении ритмических движений; оценивать свои действия. Личностные: мотивация учебной деятельности; проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия; формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные: возможность сотрудничества; умение видеть и понимать друг друга; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
Коллективное решение задачи | Третий герой «Ой вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять, А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!»
-Ну что ж приступим, поможем решить Федоре задачу. Решение задачи Прочитаем задачу. Но сначала повторим, из каких частей состоит задача.

Задача У Федоры было 6 чашек, а блюдец на 3 больше. Сколько блюдец у Федоры? - О ком задача? - Что было у Федоры? Сколько чашек? А что мы знаем о блюдцах? А что значит на 3 больше? ( это столько же и еще 3) Какой вопрос задачи? Сколько вопросов? Сколько действий будет? Какое действие мы используем для решения задачи? 6+3=9( б.) Какой ответ? Ответ 9 блюдец. -Записываем в листок решение и ответ задачи
- Молодцы ! - ну что довольна Федорушка?
|
Ребята угадывают
Дети выстраивают структуру задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
Чтение задачи учащимся. Анализ задачи по вопросам.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в листок решение и ответ задачи. | Познавательные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; сравнивать числа в пределах 20; решать задачу в одно действие; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в задании. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Регулятивные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений.
Личностные: самоопределение, формирование интереса к учебной деятельности.
|
VIII. Самостоятельная работа Цель: формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | Четвертый герой « Я кровожадный, Я беспощадный, Я злой разбойник И мне не надо Ни мармелада, Ни шоколада, А только маленьких ( Да,очень маленьких Детей» - Удагали ребята кто это?Да. Бармалей.
- Не спустыми я руками пришел, а принес я вам примерчики. Спорим вы их не посчитаете? - Ну Бармалей, ребята у нас молодцы, утрут они тебе нос. Работа на листочке. Решаем примеры 4+ 5 = | 6 + 2 = | 1 + 2 = | 4 + 1 = | 5+ 5 = | 6 + 4 = | 2 + 2 = | 4 + 3 = |
3 + 5 = | 6 + 2 = | 5 + 2 = | 4 + 1 = | 3 + 5 = | 6 + 4 = | 7 + 2 = | 4 + 3 = |
Пятый герой « Дорогие гости, помогите! Паука –злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час»
Логическое задание Муха пополю пола Муха денежку нала. Внимание вопрос: Какую монету нашла муха? Это не желтая монета, это не самое маленькое число, это не двузначное число   
 - Правильно. Муха нашла 2 рубля. - Ребята, давайте подарим нашей Мухе- Цокотухе цветочек. Посмотрите задание под номером 5.
|
Выполняют задание | Личностные: самоопределение , нравственно -этическая ориентация, формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные: прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. Коммуникативные: формирование умения работать в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра. Познавательные: сравнивать числа в пределах 20 |
IX. Рефлексия учебной деятельности. (1-2 мин) Цель: инициирование рефлексии учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками, совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Вот мы и заканчиваем урок.
- Вернемся к своему листочку. - Соедините числа на картинке по порядку. Что у вас получилось? ( цветочек)
Соедините на листках все числа по порядку от1 до 20. - Что у вас получилось? ( дерево) - А теперь подумайте о том, как вы работали на уроке, закрасьтецветочек красным, если вы довольны своей работой, желтым- если у вас были какие-то трудности. 
- Если у вас что-то не получилось, не огорчайтесь, ведь вы пришли учиться и у вас обязательно всё получится. | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от урока, выполняют самооценку (рефлексию) | Познавательные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Коммуникативные: доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса; оформлять свою мысль в устной речи. |