Технологическая карта по русскому языку 1 класс "Слово и слог"
Технологическая карта фрагмента урока русского языка
Тема урока: Слово и слог
Класс: 1
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся знаний и умений о слоге как части слова посредством проблемного обучения, игрового обучения.
Задачи урока:
Обучающие:
- актуализировать имеющиеся знания обучающихся о предложениях, о речи через прием «Данетки»;
- познакомить обучающихся о слоге как части слова;
- научить делить слова на слоги;
Развивающие:
-развивать память, внимание, мышление
-развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение)
- развивать фонематический слуха и культуру звукопроизношения;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; интерес к изучению русского языка через сказки и загадки.
Этапы фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
Организационный | Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, создать благоприятную и эмоциональную атмосферу. | Словесные (слово учителя), наглядные (демонстрация | Приветствует обучающихся, организует проверку готовности обучающихся к уроку. Здравствуйте ребята! Я проведу урок русского языка. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Садитесь. Не забываем про правила посадки: спина прямая, ноги на полу вместе; между партой и туловищем должен проходить один кулачок. Покажите готовность к дальнейшей работе посадкой. - Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие и отправимся мы в гости в тридевятое царство. - Но для начала нужно подготовиться к путешествию. | Приветствуют учителя; проверяют свою готовность к уроку; выполняют необходимые требования. | Ф | Презентация | Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку | | Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: организация сотрудничества | Смысл образование предстоящей деятельности |
Актуализация имеющихся знаний и способов действий | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | Наглядные (демонстрация), практический (задание), словесный (беседа) | - А поможет нам герой из мультфильма… А из какого узнаете из иллюстрации (ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК) - Иван Царевич затрудняется составлять предложения. Давайте поможем ему. -Составьте предложения по иллюстрации по такой схеме (2 слова, 3 слова, 4 слова). - Какие вы молодцы. Очень за вас рад Иван Царевич. - Но мы еще не полностью готовы к путешествию. Теперь мы поиграем в игру «Данетки» - Я буду задавать вопросы. Если вы согласны отвечаете ДА, а если не согласны говорите Нет. Прием данетка
Речь бывает устная и письменная (да) Устную речь мы пишем и читаем (нет) Предложения состоят слов (да) Письменную речь мы пишем и читаем (да) Схема предложения выглядит так (нет) Устную речь мы слушаем и говорим. (да) Схема предложения выглядит так (да) Слово делится на слоги (проблемный вопрос) - Ребята, посмотрите у нас появились разногласия. Половина класса говорит, что слово делится на слоги, а половина нет. Вот это сегодня на уроке и узнаем. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Ф, | Презентация | Контроль со стороны учителя за посадкой обучающихся, за чистописанием, правильностью выполнения заданий. Самоконтроль при самопроверке по эталону. | Знают что такое буква и звук | Регулятивные: Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи Познавательные: Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель Коммуникативные: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеет выстроить диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | С помощью учителя или самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Целеполагание | Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания. | Словесные (беседа) | - Ребята, а как вы думаете какая тема нашего урока? - На какой вопрос мы должны ответить во время путешествия? - Вот на этот вопрос мы постараемся ответить. | Слушают учителя, называют предметы, отвечают на вопросы | Ф | Презентация | Контроль со стороны учителя за посадкой обучающихся, за чистописанием, правильностью выполнения заданий. | Ставить новые учебные задачи; Формирование интереса к новому, учебному материалу | К: умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. П: умение ориентироваться в системе знаний. | Повышение познавательной активности и познавательной мотивации |
Открытие нового знания | Организовать деятельность по открытию нового знания и получения опыта применения нового знания | Словесные (объяснение) наглядные (демонстрация, иллюстрирование, показ), практические (упражнение | - А сейчас мы полетим на ковре самолете по тридевятому царству. - И первая остановка- дом Бабы Яги Она подготовила нам интересные загадки. Баба Яга нам поможет ответить на вопрос: делится ли слово на слог 1. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной… - Правильно, это медведь. Медведь- это слово? Да, слово. А сейчас проверим, делится ли слово на слоги. Поставим под подбородок руку и проговорим для начала медленно слово медведь. Сколько раз опускалась рука? На сколько частей мы разделили слово? - А как называется эта часть слова? Такие части называются слоги. - Ребята мы разделили слово на слоги? Значит слово делится на слоги. - Внимательно посмотрите на доску. Как обозначается схема слова? - Еще раз повторите: сколько слогов в слове медведь? - Как вы думаете, как будет выглядит схема этого слова? - Значит схему слова делим на 2 части, на 2 слога. - Ребята, теперь следующая загадка. Слушайте внимательно. 2. Шубка-иголка, Свернется он – колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? … - Разделим отгадку на слоги. Поставим под подбородок руку и проговорим. Сколько слогов в слове еж? Какая будет схема? - Ребята, оказывается есть слова, в котором только один слог. 3. Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается - Разделим отгадку на слоги. Поставим под подбородок руку и проговорим. Сколько слогов в слове собака? - Ребята, а какой вывод мы можем сделать? Значит слова делятся на слоги - А что такое слог? -Молодцы ребята, Баба Яга полностью с вами довольна и желает успехов в дальнейшем | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, выполняют задания | Ф, И | Презентация, пропись | Контроль со стороны учителя за посадкой обучающихся, за чистописанием, правильностью выполнения заданий. Самоконтроль при самопроверке по эталону. | Умение отвечать на вопросы, слушать учителя, знают строчную букву а | К: Умение аргументировать свои ответы, умение вступать диалог с учителем | Осознание значимости изучаемого знания, проявление познавательного интереса |
Включение темы в систему знаний | Включить новое знание в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное | Словесный (беседа, объяснение) | - Ребята, вы только посмотрите к кому мы приехали. Кто же это? - Все верно, это же сам Кощей Бессмертный. Он хочет узнать, хороши ли вы знаете сказки. - Откройте учебник на стр. 9. – Рассмотрите рисунки. Герои какой сказки на них изображены? – Перечислите героев сказки. – Расскажите ее по рисункам. - Назовите главного героя этой сказки - Разделим все вместе «колобок» на слоги. -Сколько слогов получилось? - Все верно. - Но на этом задания от Кощея не закончились. Задание на конце страницы - Рассмотрите первую картинку. Что на ней изображено? (воробей) - Поставим руку под подбородок, произнесем слово воробей. -Сколько слогов получилось? Какая схема подходит? Настя выйди к доске и покажи - Что изображено на следующей картинке? (Утка). Сколько слогов в слове? Какая схема подходит? Ворона, лиса, волк. - Есть слово с одним слогом? - Назовите слово с одним слогом - Браво, ребята. Кощей никак не смог вас запутать. Поэтому мы отправляемся дальше. | Делают задание | Ф, И | Учебник | Контроль учителя за ходом выполнения задания | Умение отличать согласные звуки от гласных | Познавательные: умение воспроизводить полученные знания, умение анализировать предоставленную задачу Регулятивные: умение удерживать учебную задачу на протяжении урока; умение переносить учебную задачу в новые условия; определение уровня овладения знаний Коммуникативные: умение организовать взаимодействие с одноклассниками и учителем | Осознание ценности знаний; Формирование устойчивой мотивации; Формирование познавательного интереса |
Первичное закрепление | Организовать усвоение учащимися нового знания | Словесный (объяснение), практический (упражнение) | - И вдали виднеется пещера змея Горыныча, через которую мы должны пройти - Змей Горыныч подготовил для вас очень интересное задание на интерактивной доске. Но для начала повторим правила для работы с ИД - https://learningapps.org/display?v=peubkor7522 - Как я вижу вы и этим заданием справились. Вот никак не получилось Горынычу вас одолеть. - За упорство и труд Баба Яга, Кощей Бессметрный и Змей Горыныч дарят вам вот такие наклейки. | Выполняют задания | Ф, П | Презентация, учебник | Контроль учителя за ходом работы | Знают, как различать гласный звук от согласного. | К: умение договариваться в парах, распределять обязанности. П: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Р: самостоятельно вносят необходимые коррективы в процессе выполнения задания. | Умение отстаивать собственную точку зрения |
Рефлексия | Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности. | Сигнализаторы (Смайлики) Словесный (объяснение | - К сожалению наше путешествие подходит к концу. На какой вопрос мы должны были ответить? - Ответили? -Достигли поставленной цели? - Если вам понравился урок, поняли тему урока поднимите зеленый карандаш - если у вас возникли какие либо трудности, поднимите желтый карандаш - Если вам не понравился урок и вы не поняли тему урока, поднимите красный карандаш - Урок окончен, спасибо за урок. | Делают рефлексию своей работы | Ф | Презентация | Контроль учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки | | Р: умение сохранять учебную задачу; умение сопоставлять результаты учебной деятельности с задачами; умение осуществлять оценочную деятельность; формирование навыков самоконтроля; умение выстраивать монологичное высказывание; | Осознание уровня усвоения знаний; развитие познавательной активности и мотивации |