Технологическая карта по русскому языку "Местоимение"
Технологическая карта урока
Класс: 2
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: формировать умения учащихся определять роль местоимения в тексте
Задачи урока:
Дидактические: формирование умения различать местоимения от других частей речи и находить их в тексте
Развивающие: развитие устной и письменной речи, логического мышления и творческой активности
Воспитательные: воспитание культуры поведения, личностных качеств учащихся, дружеских отношений в коллективе, познавательного интереса к предмету.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность Учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации (Ф,И,П,Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | |||||
| ||||||||||||
Педметные Метапредметные (П,Р,К) Личностные | ||||||||||||
I. Мотивационно-целевой | Мотивирование учащихся к получению знаний новой теме: «Местоимение» | Словесный (беседа), наглядный (презентация) | Здравствуйте ребята, меня зовут Тамара Александровна и сегодня урок русского языка, проведу у Вас я. -Ребята, я приглашаю Вас в удивительное путешествие, а куда мы отправимся ,это пока секрет. -Перед полётом, нужно хорошенько подготовиться. -Открывайте свои тетради, записывайте число, классная работа. - Не забывайте писать аккуратно, тетрадь держать под наклоном. Спина прямая. -Орфографическая минутка. -На слайде записаны слова, ваша задача вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. Доч(?)ка, пруж.на, ук.лолся, с.пог, кни(ж,ш)ка, (Б,б)айкал, окун(?)ки, заб.жал. -Поменяйтесь тетрадями, с соседом по парте. -Проверяем. Над каждым правильным словом, Вы ставите знак «+», если слово написано с ошибкой знак «-». -Поменяйтесь тетрадями. -Поднимите руку, у кого нет ни одного «-». -Поднимите руку, у кого есть один минус. -Поднимите руку у кого есть 2 минуса. -Поднимите руку, у кого три и более минусов. -Те, у кого нет ни одного минуса, нарисуйте на полях весёлый смайлик, у кого один и более минусов-грустный. -Молодцы! Большинство из Вас, без ошибок справились с заданием. -У каждого из Вас, на столе лежит лист самооценки. -Рядом с первым заданием поставьте плюс, если при выполнении не возникло трудностей. -Если были возникали затруднения, ошибки –знак минус. -Ребята, посмотрите, с нами в путешествие хочет отправиться один литературный герой. -Как его зовут? -Совершенно верно, это Незнайка. -Чтобы полететь с нами в путешествие, ему нужно было придумать предложения. Давайте посмотри, как он справился. - Утром взошло солнце. Оно поднялось над лесом. Обрадовавшись солнцу, запели птицы. -Нравятся ли Вам эти предложения? Что в них не так? Какие слова повторяются? -Назовите их часть речи. -Ребята, давайте вспомним, что такое имя существительное? -На какие вопросы отвечает? -Назовите постоянные признаки -Правильно. Молодцы! -Давайте попробуем исправить предложение, и помочь Незнайке. Утром взошло солнце. Оно поднялось над лесом. Обрадовавшись солнцу, запели птицы. Они разбудили лесных обитателей. -Вместо имён солнце и птицы, мы вставили в текст слова «ему», «оно», «они», и таким образом избежали повтора. -Знаете ли вы какой части речи, эти слова? -Хотите узнать? - Так как слова, которыми мы заменили слово солнце и птиц заняли место имени существительного, то они и называются местоимениями. -Как вы думаете какая тема нашего урока? -Тема нашего урока: «Местоимение». -И наше путешествие будет, в страну Местоимения. -Какую цель мы поставим? -Молодцы! | Приветствуют учителя. Слушают учителя. Открывают тетради, выполняют задание -Меняются тетрадями -Меняются тетрадями -Поднимают руки Смотрят на слайд презентации. Называют имя литературного героя. (Незнайка) Смотрят на слайд презентации. Проверяют предложения. Ответы учащихся. (Нет, так как слишком часто повторяются слова «солнце», «птицы» Ответы учащихся. (Имя существительное). -Вспоминаю, пройденный материал. (Имя существительное…, отвечает на вопросы…, и обозначает…), постоянные признаки. Предлагают варианты, как исправить предложение. Ответы учащихся (Да/Нет) -Ответы учащихся. Высказывают предположения. Формулируют цель урока: познакомиться с местоимением, как новой частью речи. | Ф И П Ф Ф И Ф Ф Ф Ф Ф | Презентация, интерактивная доска, дидактический материал. | Предметные: научиться отличать новое от уже известного с помощью учителя. Вспомнить правила по раннее изученным темам и словарные слова. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников. Предметные: научиться отличать новое от уже известного с помощью учителя. Вспомнить правила по раннее изученным темам и словарные слова. Предметные: научиться отличать новое от уже известного с помощью учителя. Вспомнить правила по раннее изученным темам и словарные слова. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников. Предметные: научиться отличать новое от уже известного с помощью учителя. Вспомнить правила по раннее изученным темам и словарные слова. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников. Предметные: научиться отличать новое от уже известного с помощью учителя. Вспомнить правила по раннее изученным темам и словарные слова. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников. Предметные: научиться отличать новое от уже известного с помощью учителя. Вспомнить правила по раннее изученным темам и словарные слова. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников. Предметные: научиться отличать новое от уже известного с помощью учителя. Вспомнить правила по раннее изученным темам и словарные слова. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников. Личностные: положительное отношение к процессу познания. | |||||
II. Проектировочный | Развитие умений обучающихся планировать свои действия для достижения цели. | Словесный (беседа), наглядный (презентация) | Для достижения цели, нужно составить план урока. 1) Узнаем, что такое местоимение и на какие вопросы отвечает. 2)Определим роль местоимения в предложении. 3) Научимся находить местоимение в тексте и отличать его от других частей речи. | Составляют план, совместно с учителем. | Ф | Презентация | Метапредметные: Р: составлять план работы. К: слушать учителя и одноклассников | |||||
III. Процессуальный | Реализация плана изучение корректирование учебных действий обучающихся | Словесный (беседа), наглядный (учебник) | -Ребята, в нашем путешествии я предлагаю Вам побыть исследователями. И записывать все свои находки, в исследовательскую карту. (Которая лежит у каждого из Вас, на столе) -Посмотрите, какой первый пункт, в карте. Что нам нужно узнать? -Правильно. Что же такое местоимение? -Давайте попробуем, составить определение в парах. - Как мы должны работать в парах? -Правильно, молодцы! -Для помощи, вы можете воспользоваться учебником (стр101), который поможет вам правильно дать определение. -Кто готов, предложить свой вариант. -Вы все верно сказали. -Местоимение-это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, но не называет их. -Давайте запишем, в первый пункт исследовательской карты.
(Не забывайте держать листочек под наклоном. Спина прямая). Хотите узнать, почему эта часть речи получила такое название? -Тогда слушайте. Грамматическая сказка о местоимении «Злая колдунья» В далёкие времена в одном царстве-государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: – Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала: – Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придёт конец их счастью и радости! И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали, и от этого очень страдали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удручённые бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своём горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. – Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, – пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы. Обращаясь к кому-либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите он, она, оно; если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до её жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает её хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал. Ребята, прослушав сказку, какой вывод вы можете сделать?
-Ребята, вместо какой части речи употребляется местоимение? -Правильно, вместо имени существительного. -Запишем, во второй пункт нашей исследовательской карты. (Листочек держим под наклоном, спина прямая). -Давайте немножко отдохнём, и продолжим работу. Физминутка. Я иду, и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте) Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши) Мы идём, и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте) Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте) -Отдохнули? -Продолжаем работу. -Выясним, каково же роль местоимения в речи Вернёмся к нашим предложениям, в которых мы исправили ошибки. Утром взошло солнце. Солнце поднялось над лесом. Утром взошло солнце. Оно поднялось над лесом. -Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? -Для чего же мы используем в речи местоимения? -Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимений такое же значение, как у существительного? -Как вы думаете? -Давайте выясним. — На какой вопрос отвечает слово «солнце»? —Каким местоимением заменяется слово «солнце»? -Правильно. -Чтобы избежать, повторение слова солнце в первом предложении, мы заменили его на слово оно. -Какая часть речи указывает на данный предмет? -На какой вопрос отвечает слово «оно». -Если бы не было 1-го предложения, было бы понятно, о ком идёт речь? -В чём же различие в значении местоимения и имени существительного? Значит, какой вывод мы можем сделать? -Запишем вывод, в исследовательскую карту. (3,4 пункты). (Листочек держим под наклоном, спина прямая). -Ребята, откройте страницу учебника 101, упражнение 173. (Устно) -Давайте прочитаем, стихотворение Т. Собакина. -О чём это стихотворение? -Как вы думаете, к чему хотел призвать автор стихотворения? -Правильно. -В парах, найдите и подчеркните простым карандашом местоимения. Выпишите их в тетрадь. (Тетрадь держим под наклоном, спина прямая). И подумайте, каких местоимений нет в упражнение. -Давайте проверим. Какие местоимения вы выписали? -У всех получилось, выполнить задание? -Возьмите лист самооценки, и отметьте плюсом если вы правильно выполнили это задание, если возникли трудности-минус. -Тогда, я предлагаю Вам, ещё немножко потрудиться. Задание: -Списать текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения. Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце. -Произведите синтаксический разбор 2-го предложения. (Не забудьте подписать все части речи) -Давайте проверим. -Поднимите руки, кто выполнял задание первого уровня? -Какие местоимения вы подчеркнули? -Проверим синтаксический разбор предложения. -Поднимите руки, кто верно справился с заданием? (Фиксирует затруднение) -Молодцы, большинство из вас верно справились с заданием. -Отметьте на листе самооценки, если вы верно выполнили задание, поставьте напротив третьего задания, знак плюс. - Если возникли трудности, знак минус. | -Рассматривают исследовательскую карту. -Ответы учащихся (Что такое местоимение?) -Предлагают варианты. -Проговаривают правила работы в парах -Совещаются в парах, используют учебник для помощи. -При помощи учебника, предлагают вариант определения. Записывают определение, в первый пункт исследовательской карты. Ответы учащихся (Да) -Внимательно слушают сказку. Слушают сказку о местоимении. Ответы учащихся (Люди стали использовать местоимение вместо предметов, или имён. Часть речи, стала их главным помощником). Ответы учащихся (вместо имени существительного) Записывают, в исследовательскую карту. Выполняют физминутку. Ответы учащихся (Да) Смотрят на слайд. Ответы учащихся (Повторы слов). Ответы учащихся (Чтобы речь была разнообразной, яркой, помогают избежать повторов). Высказывают предположения Ответы учащихся (Солнце отвечает, на вопрос (что?) Ответы учащихся (Оно) Ответы учащихся (местоимение) Ответы учащихся(нет) Ответы учащихся (Местоимение не называет предмет, а указывает на него)
Записывают в исследовательскую карту, 3 и 4 пункты. -Открывают учебник. Один из учащихся в слух читает стихотворение, остальные внимательно следят. Ответы учащихся (о цветах, о природе) -Ответы учащихся. (Нужно беречь природу, если мы все сорвём цветы, то планета будет пустая) -Выписывают найденные местоимения в тетрадь. Ответы учащихся (Я, ты, мы) Ответы учащихся (Да) -Отмечают выполненное задание. Выполняют задание 1 и 2 уровня. Выполняют задание Поднимают руки. Отвечают на вопрос (Он, они) Проверяют разбор совместно с учителем, проговаривают как разбирали Отмечают на листе самооценки свои успехи. | Ф П Ф, И Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф И Ф Ф П, И Ф И И Ф И | Презентация, дидактический материал, интерактивная доска. Учебник Учебник | Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. . Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зренияЛичностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Предметные: научиться грамотно формулировать мысль по теме, развивать умения определять значение местоимения; находить местоимения в тексте и выявлять их роль. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Личностные: формировать актуальность новой темы. Получать новую информацию, которая пригодится в дальнейшей жизни. | |||||
IV. Рефлексивно-оценочный | Оценивание деятельности и подведение итогов | Словесный (беседа) | -Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?
-Все ли пункты плана мы выполнили? -Давайте посмотрим нашу исследовательскую карту. -Достигли ли мы поставленной цели? Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. -Возьмите каждый свою исследовательскую карту, и нарисуйте положительный смайлик , если вы верно справились со всеми заданиями. - Нарисуйте, грустный смайлик, если возникали трудности. -Покажите ваши листы. -Молодцы! Вы очень активно работали, на уроке! Урок окончен. | Вспоминают цель урока. (Познакомиться с местоимением, как новой частью речи) Ответы учащихся (да) Рисуют смайлик на карте и показывают. | Ф | Презентация. | Предметные: Научиться делать вывод по новой теме, закрепить знания. Метапредметные: Личностные: осознавать важность данных знаний. Регулятивные: оценивать свои знания на уроке. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Предметные: Научиться делать вывод по новой теме, закрепить знания. Метапредметные: Личностные: осознавать важность данных знаний. Регулятивные: оценивать свои знания на уроке. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. . |