Урок обществознания в 9 классе «Семейное право»
Технологическая карта урока по предмету Обществознание
Класс: 9
Учитель: Ахтямова Алина Раисовна
УМК: - «Обществознание» 9 класс. Боголюбов Л.Н.
Тема урока: Семейное право
Цели урока:
1.Деятельностная: научить обучающихся добывать информацию самостоятельно, работая в группе
2.Предметно-дидактическая: узнать о семье и браке и изучить семейные правоотношения и их участников
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли;
подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала;
обеспечить контроль знаний и умений по теме;
Развивающие: развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;
формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;
развивать самостоятельность;
умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (ценность семьи);
с целью сохранения здоровья обучающихся необходимо на протяжении урока проводить физкультминутки, следить за
правильной осанкой;
большое влияние на формирование у обучающихся нравственных принципов оказывает личность самого преподавателя,
его слова, образ мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям. Личный пример преподавателя, его умение
создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому;
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: Понимание значения семьи для каждого человека;
Осознание личностью семьи как ценности;
Сохранение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу, оценивание своих достижений
в усвоении нового материала;
Развитие навыков сотрудничества;
Метапредметные: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Понимание причины успеха/не успеха учебной деятельности;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей;
Предметные: Понимание важности знаний о семейных правоотношениях;
Знание, понимание таких понятий как «семья» и «брак»;
Знание, понимание порядка и условий заключения брака, прав и обязанностей супругов, родителей и детей
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом
По способу организации: работа в группах
По ведущему методу обучения: проблемный урок
Методы обучения: наглядно-практические
Средства обучения: презентация, музыкальное сопровождение, учебник, нетбук, карточки с заданиями
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | УПЗ урока | | | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы оценки, самооценки. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 Организационный | Фронтальная | Проверяет готовность к уроку. Настраивает на урок | Приветствуют учителя | Личностные: понимают Регулятивные: принимают учебную задачу | Психологическая установка |
2 Мотивация. Актуализация знаний | Фронтальная | Учитель рассказывает о притче Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик очень старый, но очень мудрый. - Куда ты идешь?- спросил старик. - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась … Как вы думаете, что у него появилось? Верно! А почему семья? Учитель организует работу у доски. (Корзина идей). Ассоциации со словом семья. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Ребята, семья является социальным институтом. Вы можете назвать, что в нем возникает? Верно! Мы с вами выделили семью и правоотношения. Сможете сформулировать тему урока? Семейные правоотношения Верно! Тема урока «Семейное право» А как вы назовете семью с юридической точки зрения? Верно! Брак – это союз мужчины и женщины. Бывает: Фактический брак – мужчина и женщина проживают вместе, ведут общее хозяйство, проявляют заботу друг о друге, но не зарегистрирован юридически. Гражданский брак – официальный, законный брак. Фиктивный брак – брак , заключенный без намерения создания семьи, а только из корыстных побуждений. | Активно высказывают свое Семья! Отвечают на вопросы. Активно участвуют в работе Отвечают на вопросы учителя. Правовые отношения. Формулируют тему урока Брак | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют | Оценивание путем быстроты выполнения заданий и ответов на вопросы |
3 Изучение нового материала | Фронтальная, групповая | Учитель ставит проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака, а брак – без семьи? Учитель перед каждой командой ставит задачу. Итак, 1 команда, внимание на экран. По следующим изображениям, определите тему вашей работы. Порядок заключения брака 2 команда внимание на экран. Порядок расторжения брака. 3 команда внимание на экран. Правоотношения супругов 4 команда внимание на экран. Правоотношения родителей и детей. На выполнение задания 5 минут. Для работы есть задания на парте, все данные надо вбить в интерактивную таблицу на планшете. В этом году мы отмечаем 60-летие полета Гагарина в космос. И он сказал бы «Поехали!». Работают под фон музыки. | Задумываются над вопросом. Переходят к групповой работе, работают и юридическими источниками и учебником | Познавательные: общеучебные – умеют решать практические задачи; составлять алгоритм своих действий; пользоваться дополнительной информацией, использование технических средств обучения. логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Предметные: формирование базовых знаний в области семенных правоотношений, развитие умения работы с источниками права, проводить правовой анализ социальной информации; познавательные: переработка и структурирование информации, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи рассуждений, коммуникативные: учет разных мнений, владение средствами решения коммуникативных задач, понимание значения коммуникации в межличностном общении, развивать внимательность, наблюдательность и умения выделять главное - выступать в аудитории, презентовать результат своей работы, - развивать умения обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы | |
4 Физкультминутка | | Учитель организует упражнения на местах | | | Психологическая разгрузка |
5 Первичное осмысление. Закрепление | Индивидуальная, фронтальная | Учитель организует опрос одного представителя группы Учитель подводит итоги работы 1. брак – это союз мужчины и женщины 2. цель брака – создание семьи 3. брак – это союз, зарегистрированный в органах ЗАГС 4. брак порождает права и обязанности между супругами 5. родители должны обеспечить полноценное развитие ребенка Решение заданий по теме | Подытоживают свою работу, обобщают полученную информацию, слушают ответы одноклассников Записывают в тетрадь, выполняют задания | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – используют определение собственного отношения к явлениям современно жизни, формулирование своей точки зрения. Оценка своих учебных достижений; | Полнота и осмысленность ответа |
6 Подведение итогов. Рефлексия | Фронтальная | Учитель ставит проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака, а брак – без семьи? Предлагает закончить предложения: - Я сегодня узнал... - Мне показалось интересным... - У меня вызвало затруднение... - Я хотел бы уточнить... - Я доволен... | Заканчивают предложенные учителем фразы, подводят итог урока. Отвечают на проблемный вопрос | Личностные: оценивают собственную учебную Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Активность обучающихся в подведении итогов. Желание продолжить урок |
7 Домашнее задание | Фронтальная | Выписать в тетрадь понятие «Брачный договор», привести примеры из жизни | Записывают домашнее задание | | |