Технологическая карта урока «Подготовка к сочинению-рассуждению» (Русский язык 11 класс, подготовка к ЕГЭ)

1
3
Материал опубликован 16 June 2017 в группе

Автор: Булгакова Лариса Ивановна

Место работы: МКОУ «СОШ №13» с. Мирное Благодарненского района

Должность: учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

совершенствовать навыки анализа текста;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Готовность к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

1.Образовательная– усвоить понятие «сочинение-рассуждение», приготовиться к его грамотному написанию в рамках ЕГЭ.

2.Развивающая - развивать образность мышления обучающихся, улучшать их устную и письменную речь;

- содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся;

- развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие);

- умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, восприятию остроты затронутой темы, привитию любви и интереса к русскому языку, воспитанию чувства патриотизма.

умение работать самостоятельно, трудолюбие;

создать благожелательную творческую атмосферу.

4. Здоровьесберегающая:обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; заготовки таблицы.

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I.Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём:

положительный настрой на урок русского языка

II.Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала

Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог.

III.Формулирование темы урока

Цель: определение темы урока, цели урока.

Продуктивное задание: определить тему урока

IY.Решение учебной задачи

Y. Рефлексия.

Итог урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

YI. Домашнее задание.

Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения!

Сегодня мы продолжим готовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

Каких авторов пособий для подготовки к ЕГЭ вы знаете?

Предлагаю И.П.Цыбулько. Будем работать по 8 варианту.

Какие затруднения появляются у вас при подготовке к ЕГЭ?

Сегодня мы попытаемся решить ваши проблемы.

Тема нашего урока «Подготовка к сочинению-рассуждению».

Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?


 


 


 


 

- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”

Смотрим на плакат.

1. О чём текст? Определите тему.

2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.

3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.

4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.

5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

Читаем текст. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление.

- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом?

- О чем же идет речь в тексте?


 

С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать?

- К чему теперь следует перейти?

- Вспомните, какие вы знаете стили русской речи?

Каков стиль данного текста?

Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?


 


 

Какова цель публицистического стиля?

Сфера применения публицистического стиля.


 

Жанры публицистики.


 

Основные стилистические особенности.


 

Назовите основные языковые средства.

Каков следующий шаг в нашей работе?

Какие типы речи вы знаете? Как их отличить друг от друга?

К какому типу речи относится данный текст?

Как строится текст-рассуждение?

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Что такое проблема?

Сформулируйте проблему данного текста.

К какой категории можно отнести эту проблему?

Дадим определение проблеме текста.

Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения!Воспользуйтесь при необходимости клише.

Мир, в котором мы живём, трудно назвать совершенным. В нём много хорошего, но много и такого, что для неравнодушного человека является неприемлемым. Так, для ..., автора данного текста,

неприемлемым является ... .

...- один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в России. Его волнуют проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ... .

Автор текста ... не случайно обратился к теме ... . Проблема, которую он затрагивает, ... . Она интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени.

... - вот название, которое я бы дал(а) предложенному тексту. В своей статье, говоря о ..., ... поднимает ...(какую?) проблему ...

- Прочитайте, что у вас получилось.

Рассмотрите композицию

Что мы называем композицией?

Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

- Итак, как же прокомментировать этот текст?

1) насколько злободневна проблема;

2) что делает ее злободневной;

3) традиционна ли эта проблема или нова;

4) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу;

5) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

6) как удалось автору привлечь внимание к данной проблеме;

7) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; глубокий знаток человеческой души и т.д.)

Насколько актуальна проблема текста?


 


 


 

Что привело общество к подобной ситуации?


 

Почему для России эта проблема особенно актуальна?


 


 


 


 

Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы?


 


 

Кто из писателей обращался к ней?

Как Шагинян заостряет внимание читателя на этой проблеме?

Составьте комментарий (устно).


 


 


 


 


 


 


 

Позиция автора. Определите позицию автора

- Что такое позиция автора?


 

В какой строке звучит основная мысль автора?


 

- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

 По мнению автора, ...

Публицист убеждён в том, что...

Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...

Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...

Слова автора “...” отражают основную идею. Автор призывает нас к ...

В своих рассуждениях о ... автор убедителен и доказателен. По его мнению, “...”

Автор убеждает читателя в том, что...

Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

Отражение собственной позиции. Определите собственную позицию, подберите 2-3 аргумента.

Что такое аргумент?

Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

 Я полностью согласен с автором...

Проблемы, поднятые автором, злободневны и актуальны. Мне, как и автору, представляется правомерным убеждение в том, что...

Как и автор, я убеждён в том, что...

Безусловно, нельзя не признать правоту автора...

Нельзя не согласиться с автором...

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...

Заключение.

- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

Вывод-впечатление.

Ответ на вопрос.

Призыв к действию.

Концовка с использованием цитаты.

Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста?

- Напишите заключение.


 

Мы разобрали текст. Я думаю, теперь вам не составит труда написать сочинение-рассуждение.

Написать сочинение-рассуждение по 8 варианту.

Слушают, настраиваются на урок.

Сложно написать сочинение-рассуждение.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора.

4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.

5. Заключение.

Читают текст, записывают свои первые наблюдения.

Определяем тему.

О времени, которое молодые люди тратят впустую, вместо того, чтобы работать над собой, формируя привычку трудиться.

Заставить читателей задуматься над тем, к чему может привести праздность.

К определению стиля.

Книжные (научный,официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный.

Публицистический.

Цель публицистического стиля – воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важным вопросам.

Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важным вопросам.

Общественно-политическая жизнь; газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.

Статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, доклад, выступление по радио, телевидению, на собрании.

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Сочетание книжной и разговорной лексики; экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные предложения, риторические вопросы, парцелляция); изобразительно-выразительные средства языка(метафоры, сравнения, аллегории и др.)

Определение типа речи.

Повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение.

Исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод.

Вопрос, требующий исследования.

Проблема формирования привычки к труду.

Нравственной, морально-этической.

Актуальная, злободневная, наболевшая.

1. В форме лирического размышления.

2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.

3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.

4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.


 

«Без труда не выловишь и рыбки из пруда», - гласит русская пословица. А еще одна – «Под лежачий камень вода не течет». Не раз задумывалась о том, что от самого человека зависит его дальнейшая жизнь. Только постоянно контролируя себя, стремясь преодолеть лень, человек может по-настоящему почувствовать радость жизни, поднимаясь вверх по ступенькам.


 

Привычка… Время… Эти философские категории, которые нельзя потрогать, но они влияют на твою жизнь. Если привычка это - вторая натура, то закладывать с самого раннего детства необходимо только хорошую. Известно, что навыки появляются в результате действия. Значит, только работа, производство продукта в единицу времени, может повлиять на характер человека.

Построение, расположение и взаимосвязь частей текста.

Вступление, основная часть, заключение.


 

- Эта проблема существует всегда;

- необходимость созидательного труда для общества;

- традиционна, а так же имеет свои особенности с течением времени;

- точка зрения одна – необходимо проблему искоренять;

- в скором времени эту проблему должны непременно решить и государство, и каждый нормальный человек;

- едва обозначив главную мысль;

- автор, несомненный патриот;

В последнее время она является одной из актуальных. «С ужасом вижу я у части современной молодежи легкое и пустое отношение к времени… Часы, дни проходят у молодого, полного сил существа впустую», - с тревогой пишет Мариэтта Шагинян.

Потворство родителей, различных институтов власти, средства массовой информации, отсутствие четкой программы в государстве.

Численность населения страны поддерживается только за счет миграции из бывших союзных республик, а рабочая сила в основном – это гастарбайтеры. Получить специальность, профессию, связанную с созданием материальных ценностей в России стало немодно, а главное, проблематично.

Россия веками традиционно складывалась как самодостаточное, прогрессивное государство с высокой культурой и трудовыми традициями, потерять которые – большая трагедия для всех.

И.А.Гончаров, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.Г.Чернышевский.

Мариэтта Шагинян эмоционально и аргументировано рассуждает, как о наболевшем, используя пословицы и примеры.

эмоционально воздействовать на читателя;

заставить читателя задуматься над проблемами;

пытаться найти причины изображаемых негативных явлений;

убеждать читателя в правоте своей позиции;

использовать ряд убедительных аргументов;

открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к ...;

призывать читателя к ...

Тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор.

«С ужасом вижу я у части современной молодежи легкое и пустое отношение к времени».

Потеря времени невосполнима.

Да.

Автор использует всю палитру публициста, трибуна:

- oбилие восклицательных предложений делает текст эмоциональным (1, 2, 3, 21);

- вопросно-ответная форма изложения сближает автора с читателем (14);

- парцелляция придает статье интонации разговорной речи, облегчает читательское восприятие (8, 9);

- лексические повторы придают тексту особую значимость и публицистический пафос(2, 3, 8, 10, 17, 18);

- ирония выражает негодование, возмущение автора по поводу изложенной ситуации (5, 6, 7).

Автор убеждает читателя в необходимости прививать привычку трудиться с самого раннего детства и совершенствовать навыки всю жизнь.

Довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли.

Мне, как и автору, представляется правомерным утверждение, что полезные привычки, воспитанные с детства позволят человеку быть полезным обществу, а это самое главное в жизни. Это путь к счастью.

Призыв к действию.

Я думаю, чем больше будет людей с устойчивой привычкой трудиться, не тратить время только на развлечение, а это сегодня супермодно, тем больше граждан в нашей стране ощутят себя самодостаточными, по-настоящему свободными людьми. Значит, М. Шагинян писала для нас, сегодняшних. Это ее пожелание счастья потомкам.

Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении, что именно привычки формируют личность человека, потому к формированию положительных привычек необходимо приступать с детства.

Мне урок понравился, потому что я понял основные действия при написании сочинения-рассужде-ния.

Я не очень поняла, как определять авторскую позицию.

- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

- положительное отношение к школе и учебной деятельности

личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

регулятивные УУД:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- познавательные УУД:

понимать заданный вопрос;

самостоятельно выделить главное и сформулировать ответ;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение с учетом позиции других учащихся;

Формулирование темы урока:

- личностные УУД:

позитивный настрой;

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

Решение учебной задачи:

личностные УУД:

позитивный настрой;

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные УУД:

- определять тему в данном тексте:

-

Предметные УУД:

- Определить стиль в тексте

Предметные УУД:

- определение жанра публицистики

Предметные УУД:

- определять типы речи

Регулятивные УУД:

- осуществление пошагового контроля при работе над сочинением-рассуждением

Познавательные УУД:

- построение речевого высказывания устно и письменно

Познавательные УУД:

- построение речевого высказывания устно и письменно

Познавательные УУД:

- построение речевого высказывания устно и письменно

Познавательные УУД:

- построение речевого высказывания устно и письменно

Рефлексия:

- личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

- регулятивные УУД:

оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результатсвоих действий;

- познавательные УУД:

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания с учетом мнения товарищей;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Лариса Ивановна, а у вас 11 класс уже по ФГОС? Больной вопрос: как научить выпускников писать сочинение-рассуждение? У меня самой в этом году 11 класс.Возьму за заметку Ваш урок!

11 August 2017

Нет, 11 класс пока не по ФГОС, но я использую системно-деятельностный подход в обучении во всех классах, такая карта очень мне помогает. Я их делаю в каждом классе. Результаты неплохие, в основном дети уже все пишут сочинения. Я рада, что моя разработка вам полезной оказалась.

15 August 2017

Спасибо!

11 August 2017